Перейти к содержимому
Главная страница » ВЕРХОВНЫЙ СУД ПРИРАВНЯЛ ЛИКВИДАТОРОВ

ВЕРХОВНЫЙ СУД ПРИРАВНЯЛ ЛИКВИДАТОРОВ

 ЯДЕРНОЙ АВАРИИ К ЛИЦАМ, ИМЕЮЩИМ ПРАВО

НА ЧЕРНОБИЛЬСЬКУЮ ПЕНСИЮ

         Верховным Судом 21.03.2023 рассмотрено дело по спору об отказе органами ПФУ лицу, являющемуся ликвидатором ядерной аварии и участвовавшему в испытании ядерного оружия, в назначении «чернобыльской пенсии».

В рассматриваемом деле истец дважды обращался в Пенсионный фонд Украины с заявлением о переводе его с пенсии по инвалидности на пенсию согласно Закону Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы». Пенсионный орган отказал истцу в назначении пенсии по возрасту с понижением пенсионного возраста, поскольку указанный Закон предусматривает уменьшение пенсионного возраста для лиц, работавших или проживавших на территории радиоактивного загрязнения.

Верховный Суд отменил судебные решения предыдущих инстанций и удовлетворил иск, признал решение об отказе ГУ ПФУ области неправомерными и обязал последнее рассмотреть заявление истца с учетом выводов суда, изложенных в мотивировочной части постановления.

ВС отметил, что по анализу законодательства усматривается, что лицо, участвовавшее в ликвидации ядерных аварий, в ядерных испытаниях, в военных учениях с применением ядерного оружия, приравнивается по правовому статусу к участнику ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС соответствующей категории, а значит, имеет равные права и льготы, если иное не установлено законом.

Согласно ч. 1 ст. 55 Закона Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы» лицам, работавшим или проживавшим на территориях радиоактивного загрязнения, пенсии предоставляются с уменьшением пенсионного возраста, установленного ст. 26 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», при наличии соответствующего страхового стажа, уменьшенного на количество лет уменьшения пенсионного возраста, но не менее 15 лет страхового стажа.

Учитывая, что истец, который более двух лет (1987-1989) служил на Семипалатинском полигоне в зоне повышенного радиационного риска, в силу приравниванию его по статусу к участникам ликвидации аварии на ЧАЭС имеет право на пенсию с уменьшением пенсионного возраста.

Верховный Суд также отметил, что законодательством не предусмотрен перечень документов, которые должен подать истец в качестве участника ликвидации ядерных аварий для подтверждения особого статуса, предоставляющего ему право на назначение пенсии в соответствии с нормами ст. 55 Закона Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы».

Применение к участникам ликвидации ядерных аварий перечня, предусмотренного для участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС и пострадавших от Чернобыльской катастрофы, по аналогии объективно невозможно, поскольку обстоятельства обретения статуса существенно отличаются. Очевидно, что истец, проходивший службу на Семипалатинском полигоне, не имеет отношения к ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.

Отсутствие механизма реализации права, предусмотренного законом, в частности, по перечню документов, необходимых для назначения пенсии, не может являться основанием для лишения или ограничения этого права. Истец предоставил ответчику имеющиеся у него документы, достаточные для признания за ним статуса участника ликвидации ядерных аварий третьей категории.Таким образом, Верховный Суд пришел к выводу, что лицо, участвовавшее в ликвидации ядерных аварий, ядерных испытаниях, военных учениях с применением ядерного оружия, приравнивается по правовому статусу к участнику ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС соответствующей категории, а значит, имеет право на пенсию с уменьшением пенсионного возраста на основании ст. 55 Закона Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы».