Перейти к содержимому
Главная страница » СПОРЫ ПО ОПЛАТЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ

СПОРЫ ПО ОПЛАТЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ

УСЛУГИ ПО СОДЕРЖАНИЮ ДОМА

И ПРИДОМОВЫХ ТЕРРИТОРИЙ

Если вы живете в квартире, то уже, вероятно, привыкли ежемесячно платить часть средств на содержание дома и придомовой территории.

Куда действительно идут эти деньги и как их распределяют. Независимо от того, принадлежит ваш дом в ОСМД или частное предприятие, на его содержание платят со всех квартир. Плата в каждой многоэтажке разнится. Если некоторые платят несколько сотен в месяц, то другие могут платить и более тысячи гривен.

Возникает множество спорных вопросов по уплате за содержание дома и придомовых территорий.

В связи с введением в действие с 10 июня 2018 года Закона Украины от 09.11.2017 № 2189-VІІІ «О жилищно-коммунальных услугах» существенно изменена система взаимоотношений, возникающих в процессе предоставления и потребления жилищно-коммунальных услуг и определена новая классификация жилищно-коммунальных услуг и такой услуги, как содержание домов и сооружений и придомовых территорий не предусмотрено. В то же время определена услуга по управлению многоквартирным домом, которая определяется с согласия сторон.

Приказом Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины от 27.07.2018 № 190 утвержден обязательный перечень работ (услуг), расходы на которые включаются в состав расходов на содержание многоквартирного дома и придомовой территории (с изменениями и дополнениями).

Так, в перечень (приведены в приложении) входят:

-Техническое обслуживание и ремонт внутридомовых систем: водоснабжение;водоотвод;теплоснабжение;горячего водоснабжения; ливневой канализации; электроснабжение; газоснабжения и лифтов;

-Обслуживание систем диспетчеризации, дымовых и вентиляционных каналов противопожарной автоматики и дымоудаления;

-Текущий ремонт конструктивных элементов, технических устройств домов и элементов внешнего благоустройства (в том числе спортивных, детских и других площадок).

-Уборка придомовой территории, помещений общего пользования, уборка и вывоз снега, посыпка противогололедными смесями.

-Дератизация и дезинсекция.

-Приобретение электрической энергии для освещения мест общего использования, питания лифтов и обеспечения функционирования другого общего имущества многоквартирного дома.

Кроме того, приказом установлено, что, если заключены индивидуальные договоры о предоставлении коммунальных услуг, расходы не включаются в состав расходов на содержание дома и территории.

Кроме основных услуг-жители дома могут включить в этот перечень дополнительные услуги – обслуживание крыши, содержание аварийной службы, уход за газонами, обслуживание электроплит и т.д.

Размер оплаты зависит от площади вашей квартиры и перечня услуг, предусмотренных тарифом, но не зависит от того, сколько людей зарегистрировано, кроме вывоза отходов (который зависит от количества зарегистрированных лиц).

Согласно Закону Украины «О жилищно-коммунальных услугах», тарифы утверждают на домовом собрании жильцов. Другими словами, они сами могут вносить коррективы, увеличивать или уменьшать ежемесячную плату за содержание дома и придомовых территорий в зависимости от того, какие услуги хотят получить. Для этого необходимо провести собрание жильцов дома, при этом они могут предлагать свое видение структуры тарифа.

Для того, чтобы ознакомиться с распределением средств за квартплату, жители могут обратиться в обслуживающее их частное предприятие. Также можно инициировать проведение собрания с участием представителей компаний-управителей, чтобы спланировать работы в доме и придомовой территории на следующий период, узнать состояние оплаты и задолженности за потребленную услугу.

В ОСМД нет тарифов, там есть взносы. Их утверждают на общем собрании и составляют смету. Собрание должно проходить не реже одного раза в год. Смета, как и тарифы в компаниях-управителях, отличаются для каждого дома, в смету входит ежемесячная оплата услуг, банковские услуги, уборка придомовой территории, освещение лифтов и мест общего пользования и т.д. Отличается ОСМД от частного предприятия и тем, что первое является неприбыльной организацией, а потому не платит налоги.

Цена может сильно отличаться, в зависимости от возраста дома, количества квартир, списка предоставленных услуг и самое главное – волеизъявление самих жильцов.

Таким образом, полномочиями устанавливать тарифы по содержанию дома и придомовой территории наделена организация, управляющая домом или ОСМД.

Так, апелляционный суд 30.08.2021 (после отмены постановления этого суда Верховным Судом) оставлено в силе решение суда первой инстанции об удовлетворении иска жильца дома о признании недействительным решения сельсовета, которым установлены тарифы на услуги по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий.

Судебные решения (с учетом позиции Верховного Суда) мотивированы тем, что согласно п.2 ч.3 ст. 4 Закона Украины № 2189-VIII к полномочиям органов местного самоуправления относятся установление цен/тарифов на коммунальные услуги в соответствии с законом.

Статьей 5 №2189-VIII определено, что к жилищно-коммунальным услугам относятся:

1) жилищная услуга – услуга по управлению многоквартирным домом.

2) коммунальные услуги – услуги по поставке и распределению природного газа, поставке и распределению электрической энергии, поставке тепловой энергии, поставке горячей воды, централизованному водоснабжению, централизованному водоотводу, обращению с бытовыми отходами.

Следовательно, по предписаниям Закона Украины №2189-VIIII ответчик не имел полномочия устанавливать тарифы на услуги по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий.

Таким образом, тарифы устанавливает управляющая компания, в ОСМД – на общем собрании.

Кроме того, при приобретении квартиры может выясниться, что долг по содержанию дома предыдущих владельцев «автоматически» включен в Ваш счет, что является неправомерным.

Однако, Верховный Суд 12.10.2022 удовлетворил иск собственника квартиры к управляющей компании об обязательстве исключить с лицевого счета истицы долг по уплате за содержание дома и придомовой территории, образованный предыдущими собственниками квартиры.

Судебное решение мотивировано тем, что потребители обязаны оплатить жилищно-коммунальные услуги, если фактически пользовались ими.

Согласно ст. 322 ГК Украины на собственника возлагается бремя содержания имущества. Однако новый собственник имущества не обязан возвращать долги предыдущему собственнику, если суд установит, что он не брал на себя обязанности по их уплате. Договоры о предоставлении услуг не обременяют имущество.

Подобные выводы изложены в постановлениях Верховного Суда от 28.11.2018, от 01.09.2020 и в последний отмечается, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность покупателя квартиры платить долги предыдущих владельцев (нанимателей) квартиры за полученные ими ранее жилищно-кому прямо не оговорено в договоре купли-продажи.

Кроме того, в постановлении от 02.09.2020 Верховный Суд отметил, что взносы и платежи в ОСМД на содержание дома обязательны только для собственников квартир, а арендаторы такую оплату могут платить только на основании соответствующего договора с ОСМД.

В случае непредоставления, предоставления не в полном объеме или ненадлежащего качества услуг по содержанию дома и придомовых территорий, потребитель вправе вызвать исполнителя этих услуг для проверки количества и/или качества предоставляемых услуг.

Акт-претензия составляется исполнителем коммунальной услуги и потребителем и должен содержать информацию о том, в чем заключалось непредоставление, предоставление не в полном объеме или ненадлежащего качества услуги по управлению многоквартирным домом, дату (срок) такого действия (бездействия), а также другую информацию.

В случае неприбытия исполнителя коммунальной услуги в установленный срок или необоснованного отказа подписать акт-претензию такой акт подписывается потребителем, а также не менее чем двумя потребителями соответствующей услуги, проживающими (расположенными) в соседних зданиях, помещениях и направляется исполнителю коммунальной услуги заказным письмом.

Исполнитель коммунальной услуги в течение пяти дней решает вопрос об удовлетворении требований, изложенных в акте-претензии, или выдает (отправляет) потребителю обоснованный письменный отказ в удовлетворении его претензии. В случае непредоставления исполнителем ответа в установленный срок претензии потребителя считаются таким исполнителем.

При поступлении актов-претензий от потребителей, а исполнителем услуг установлено, что работы указанные в акте провести невозможно, осуществляется перерасчет стоимости неоказанных услуг потребителю в течение следующего месяца с даты получения исполнителем акта-претензии.

В случае отказа в удовлетворении потребителю его прав, последний вправе обратиться с жалобой в территориальный орган Госпотребпотребслужбы по месту осуществления хозяйственной деятельности субъектом хозяйствования.

Результаты проверки качества предоставления услуг управления многоквартирным домом могут быть обжалованы в судебном порядке. В случае получения официального отказа в удовлетворении требований по перерасчету, вы имеете право обжаловать решение в судебном порядке.

При этом основой доказательной базы по делу будут служить договор о предоставлении соответствующих услуг, квитанции об оплате за услуги, должным образом составлен акт-претензия, фото- и видеоматериалы, свидетельские показания.

Таким образом, получая платежки, в которых, на Ваш взгляд выставлены необоснованно завышенные суммы за уплату на содержание дома и придомовой территории, не сомневайтесь в необходимости  обращения к квалифицированным юристам, которые помогут Вам избежать уплаты лишних средств за услуги, которые Вы не получили.