Перейти к содержимому
Главная страница » В СЛУЧАЕ ОТСУТСТВИЯ СОГЛАСИЯ ЖИЛЬЦОВ ДОМА НА УСТАНОВЛЕНИЕ ОБЩЕДОМОВОГО УСТРОЙСТВА УЧЕТА ГАЗА, ГАЗОПОСТАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ОБЯЗАНА ИХ ОБЕСПЕЧИТЬ ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ БЕСПЛАТНЫМИ СЧЕТЧИКАМИ

В СЛУЧАЕ ОТСУТСТВИЯ СОГЛАСИЯ ЖИЛЬЦОВ ДОМА НА УСТАНОВЛЕНИЕ ОБЩЕДОМОВОГО УСТРОЙСТВА УЧЕТА ГАЗА, ГАЗОПОСТАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ОБЯЗАНА ИХ ОБЕСПЕЧИТЬ ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ БЕСПЛАТНЫМИ СЧЕТЧИКАМИ

  • автор:

ПРИ ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ УКРАИНЫ, КОТОРОЙ УТВЕРЖДЕНЫ НОРМЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ ПРИРОДНОГО ГАЗА ПРИ ОТСУТСТВИИ ГАЗОВЫХ СЧЕТЧИКОВ, ЭТИ НОРМЫ ДЕЙСТВУЮТ ДО ВСТУПЛЕНИЯ В ЗАКОННУЮ СИЛУ НОВЫМ ПОСТАНОВЛЕНЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА

К таким выводам 26.10.2021 пришла Большая Палата Верховного Суда, удовлетворяя в полном объеме исковые требования жильцов многоквартирного дома к газоснабжающей компании.

Так, бытовые потребители газа обратились с иском к газоснабжающей компании о признании незаконным установленного ответчиком режима начисления объемов потребленного природного газа согласно показаниям общедомового прибора учета газа, обязать ее восстановить истцам режим начисления природного газа в соответствии с нормами потребления природного газа населением в случае отсутствия газовых счетчиков и признать право за истцами обеспечения индивидуальными бесплатными газовыми счетчиками за счет газопоставщика.

 Суды предыдущих инстанций обязали ответчика обеспечить право потребителей на бесплатную установку индивидуальных газовых счетчиков, отказав в двух первых исковых требованиях.

Удовлетворяя иск в указанной части, суды исходили из того, что истцы платили за газоснабжение по установленным тарифам, в которых предусмотрены расходы на установку счетчиков газа, в том числе индивидуальных, поэтому ответчик обязан предоставлять услуги, оплаченные истцами, и согласно ч.1 ст. 6 Закона Украины «Об обеспечении коммерческого учета природного газа» обязан обеспечить установление счетчиков газа для населения, проживающего в квартирах, в которых газ используется только для приготовления пищи до 01 января 2021 года (в редакции на время возникновения правоотношений, в новой редакции до 01.01.2023).

Указанное дело было передано на рассмотрение Большой Палаты Верховного Суда для формирования правовых выводов на следующие вопросы: необходимо ли получение газопоставщиком разрешения жильцов дома на установление общедомового прибора учета газа и возможно ли начисление потребителям платы за потребленный газ в соответствии с нормами потребления природного газа населением в случае отсутствия газовых счетчиков, если соответствующее постановление Кабинета Министров Украины теряет силу.

Соглашаясь с выводами судов предыдущих инстанций в части удовлетворения иска и положительно отвечая на поставленные перед ней вопросы, Большая Палата Верховного Суда исходила из следующего.

Относительно правомерности установления общедомового счетчика БП ВС отметила, что до 20 января 2018 года вопрос установления общедомового прибора учета природного газа не был урегулирован на уровне закона, а регламентировался Временным положением, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины № 620 от 16.05.2002, согласно которого жильцы многоквартирного дома и оператор газораспределительной системы обязаны урегулировать между собой договорные отношения по снятию показаний домового узла учета и счетчиков газа, установленных в квартире (при их наличии), а также обеспечение возможности проведения монтажа, сохранения и осуществления эксплуатации домов узла учета.

С 20.02.2018 года начал действовать Закон Украины «Об обеспечении коммерческого учета природного газа» в соответствии с предписаниями которого общедомовой счетчик газа может быть установлен только с согласия совладельцев многоквартирного дома.

 Из приведенных положений усматривается, что для установления общедомового счетчика природного газа оператор газораспределительной системы не мог действовать в одностороннем порядке, поскольку должен был в договорном порядке урегулировать с собственником (собственниками) дома договорные отношения по снятию показаний домового узла учета.

При этом Большая Палата Верховного Суда указала, что до и после 20 января 2018 вмешиваться в газовые сети, составляющие общее имущество многоквартирного дома, можно только с согласия владельцев такого имущества, которое должно было быть предоставлено в порядке, определенном ст. 10 «Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме» (если в таком доме создано объединение совладельцев – в порядке ст. 10 ЗУ «Об объединении совладельцев многоквартирного дома»). В свою очередь, какие-либо подзаконные нормативно-правовые акты не могли устанавливать другой порядок решения этого вопроса и тем более предоставлять оператору газораспределительной системы право в одностороннем порядке вмешиваться в газовые сети многоквартирного дома для установки общедомового счетчика.

Относительно начисления потребителям платы за потребленный газ в соответствии с нормами потребления природного газа населением в случае отсутствия газовых счетчиков в период между утратой силы соответствующей постановлением КМУ (которым устанавливаются эти нормы) и вступления в силу нового постановления Правительства, БП ВС отметила, что применение норм потребления коммунальных услуг не может усугубляться неопределенностью действия нормативных актов, которым они утверждаются.   Следовательно, в случае возникновения спора в условиях отсутствия юридической определенности в правовом регулировании применяемых норм потребления природного газа необходимо применять последние нормы потребления природного газа, которые утвердил Кабинет Министров Украины (независимо от утраты силы соответствующим постановлением, в частности от признания его недействительным или отмены), до утверждения новых норм потребления природного газа.