Перейти к содержимому
Главная страница » УСЛОВИЯ ПОЛУЧЕНИЯ ПЕНСИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО ПОСЛЕ ВВЕДЕНИЯ В ДЕЙСТВИЕ НОВОГО

УСЛОВИЯ ПОЛУЧЕНИЯ ПЕНСИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО ПОСЛЕ ВВЕДЕНИЯ В ДЕЙСТВИЕ НОВОГО

 ЗАКОНА УКРАИНЫ «О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ»

С введением в действие с 01.05.2016 г. нового Закона Украины «О государственной службе» утратил силу этот Закон в старой редакции от 16.12.1993.

Учитывая это, у госслужащих (или приравненных к ним лиц) возникает множество проблем в назначении (переходе) пенсии, причитающейся им как госслужащим, поскольку пенсионные органы используют мельчайшую непонятность в пенсионном законодательстве, чтобы трактовать его в свою пользу и отказать Лицу в назначении или переходе на такой вид пенсии.

 Верховный Суд 09.04.2024, пересмотрев судебные решения по делу об отказе пенсионных органов о переходе на пенсию государственного служащего по возрасту, указал на ошибочность мнения пенсионного органа, которую поддержал суд апелляционной инстанции об отсутствии такого права у истцы, поскольку она уже реализовала свое право на назначение пенсии государственного служащего, получая ранее пенсию по инвалидности, назначенную согласно ЗУ «О государственной службе» от 16.12.1993.

Суть спора в том, что Лицо с 29.11.2008 по 11.09.2016 получало пенсию по инвалидности согласно ЗУ № 3723-ХІІ. С 12.09.2016 истец переведен на пенсию по возрасту в соответствии с ЗУ «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 09.07.2003 № 1058-IV. 28.07.2022 Истцу пенсионным органом отказано в переводе на пенсию по возрасту в соответствии с ЗУ «О государственной службе» от 10.12.2015 № 889-VIII, по основаниям назначения ранее пенсии в соответствии с ЗУ № 3723-ХІІ.

  Отказывая в удовлетворении иска, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что истец реализовала свое право на назначение пенсии государственного служащего до вступления в силу № 889-VIII, а потому она не относится к лицам, определенным пунктами 10, 12 раздела XI «Заключительные и переходные положения» этого Закона, которым предоставлено право реализовать свое право на назначение пенсии в соответствии с нормами Закона №3723-ХІІ при определенных условиях после 01.05.2016.

 По мнению пенсионного органа, поддержанного судом апелляционной инстанции, поскольку с 12.09.2016 истец переведен с пенсии по инвалидности, назначенной на основании Закона № 3723-ХІІ, на пенсию по возрасту в соответствии с Законом № 1058-IV, она имеет право на перевод ее на пенсию в соответствии с нормами Закона № 3723-ХІІ на условиях, предусмотренных п.13 Заключительных и переходных положений Закона № 1058-ІV и по ее желанию может быть возобновлена ​​выплата пенсии государственного служащего в размере, установленном ей до перевода на пенсию по возрасту в соответствии с Законом № 1058-ІV.

  Отменяя постановление суда апелляционной инстанции и оставляя в силе решение суда первой инстанции, Верховный Суд отметил следующее.

 Согласно пункту 2 раздела XI «Заключительные и переходные положения» Закона №889-VIII с 01.05.2016 утратил силу Закон №3723-XII, кроме статьи 37, применяемой к лицам, указанным в пунктах 10 и 12 настоящего раздела.

Исходя из содержания указанных пунктов Раздела XI, Верховный Суд пришел к выводу, что при наличии у лица по состоянию на 01.01.2016 определенного стажа государственной службы (10 лет для лиц, на указанную дату занимавших должности государственной службы, или 20 лет независимо от того, работала ли лицо по состоянию на 01.05.2016 на государственной службе), такое лицо сохраняет право на назначение пенсии в соответствии с ст. 37 № 3723-ХІІ, но при таком условии: в порядке, определенном для лиц, имеющих не менее 20 лет стажа работы на должностях, отнесенных к категориям должностей государственных служащих.

Ч.1 ст. 37 Закона № 3723-ХІІ установлено, что на получение пенсии государственных служащих имеют право мужчины, достигшие возраста 62 года, и женщины, достигшие пенсионного возраста, установленного ст. 26 ЗУ № 1058 IV, при наличии страхового стажа, необходимого для назначения пенсии по возрасту в минимальном размере, предусмотренного абз. 1 ч. 1 ст. 28 настоящего Закона, в том числе стажа государственной службы не менее 10 лет, и на время достижения указанного возраста работали на должностях госслужащих, а также лица, имеющие не менее 20 лет стажа работы на должностях, отнесенных к категориям должностей гос, независимо от места работы на время достижения указанного возраста.

Пенсия государственным служащим назначается в размере 60% заработной платы, а лицам, которые на дату обращения за назначением пенсии не являются государственными служащими, в размере 60% заработной платы работающего государственного служащего соответствующей должности и ранга по последнему месту работы на государственной службе.

Судами установлено, что истец имеет стаж в должности государственной службы более 20 лет, работала в должности, отнесенной к должностям государственных служащих, достигла пенсионного возраста, предусмотренного ст. 26 Закона № 1058-IV, а потому ВС согласился с судом первой инстанции, что истец имеет право на пенсию государственного служащего на основании пунктов 10,12 «Заключительные и переходные положения» Закона №889-VIII в соответствии со ст. 37 Закона № 3723-ХІІ.

 Относительно требования о начислении в размере 60 процентов от заработка, указанного в справках, ВС отметил, что согласно ч.1 ст. 9 Закона № 1058-IV в солидарной системе назначаются следующие пенсионные выплаты: 1) пенсия по возрасту; 2) пенсия по инвалидности; 3) пенсия в связи с потерей кормильца.

 Следовательно, в этом случае имеет место назначение другого вида пенсии, а именно по возрасту согласно ЗУ О государственной службе.

ВС обратил внимание на то, что истец имеет 20 лет стажа на должностях, отнесенных к соответствующим категориям должностей государственной службы, определенным ст. 25 Закона № 3723-ХІІ, на время назначения пенсии по инвалидности (29.11.2008) не имела права на пенсию по возрасту, поскольку не достигла соответствующего возраста, установленного Законом № 1058-IV и в дальнейшем работала на государственной службе до достижения ею пенсионного возраста, в результате чего получила право на пенсию государственного служащего на основании пунктов 10, 12 Заключительных и переходных положений Закона №889-VIII в соответствии со ст. 37 Закона № 3723-ХІІ.

 Учитывая, что истица после назначения пенсии по возрасту продолжала работать на государственной службе до 06.07.2022, ВС считает, что с учетом положений ст. 37 ЗУ № 3723-ХІІ, размер пенсии истицы подлежит исчислению с учетом справок, предоставленных истцом.

Таким образом, ВС 09.04.2024 оставлено без изменений решение первой инстанции об удовлетворении иска Лица о противоправности отказа пенсионного органа и обязательства Ответчика назначить с 28.07.2022 Истецу пенсию государственного служащего по возрасту в соответствии со ст. 37 ЗУ от 16.12.1993 № 3723-ХІІ «О государственной службе» с учетом справок от 26.07.2022, выданных ГУ ГНС области.