Перейти к содержимому
Главная страница » СПОРЫ С МРЭО(СЕРВИСНЫМИ ЦЕНТРАМИ МВД)

СПОРЫ С МРЭО(СЕРВИСНЫМИ ЦЕНТРАМИ МВД)

УСЛУГИ АДВОКАТА

Взамен бывших территориальных органов МРЭО, во исполнение постановления Кабинета Министров Украины от 28 октября 2015 года № 889, создан 7.11.2015 Главный сервисный центр МВД с его региональными отделениями.

  Среди основных функций и услуг СЦ МВД – выдача и обмен водительских удостоверений, регистрация и перерегистрация транспортных средств, выдача и хранение номерных знаков, а также оформление разрешения на перевозку опасных грузов. На базе СЦ МВД можно сдать экзамены для получения права управления транспортными средствами.

  Таким образом, как и закрепление за ГСЦ прежних функций МРЭО, неизменными остаются и нарушения прав граждан и юридических лиц со стороны работников вновь сервисных центров.

  В частности, много конфликтных ситуаций возникает при регистрации, перерегистрации, снятии с учета транспортных средств, когда без волеизъявления владельцев транспортных средств, на основании поддельных, фиктивных документов (при отсутствии их проверки) СЦ осуществляется перерегистрация ТС на других лиц, о чем владелец может даже и не знать. Или владельцу, правомерно купившему и оплатившему авто СЦ безосновательно отказывают в регистрации за ним приобретенного ТС, ссылаясь на формальные причины такого отказа.

  Нередки случаи, когда Лицо приобретая автомобиль и зарегистрировав его до создания СЦ и Единого реестра ТС, и после пользования им долгие годы наконец решила авто продать, подарить-не может этого сделать из-за исчезновения в ЕР записи о регистрации автомобиля.

  Не менее редкими бывают ситуации при безосновательном отказе СЦ обменять права без сдачи экзамена.

  Все эти нарушения заставляют водителей обращаться для разрешения спора с СЦ в суд, но шансы выиграть дело без надлежащей правовой поддержки квалифицированного и опытного адвоката невелики, поскольку кроме постоянно меняющегося законодательства существует еще большое количество внутренних подзаконных актов, положений, инструкций, которыми руководствуются в своей работе ВЦ и рядовым лицам их содержание неизвестно, что вызывает затруднения при опровержении доводов ВЦ в судебном процессе.

  Услуги адвокатов АБ «Ткачук и партнеры» по спорам с ГСЦ МВД:

  1. Консультация по всем вопросам, связанным с ненадлежащим

предоставлением услуг ГСЦ МВД, анализ возникшей конфликтной ситуации и перспектив будущих судебных процессов;

  1. Помощь в собрании доказательной базы, включая подготовку 

адвокатского запроса;

  1. Подготовка и подача в суд соответствующего иска в защиту интересов клиента по спору по ГСЦ МВД;
  2. Ознакомление с материалами дела по спору по ГСЦ МВД, если дело

уже находится в суде;

  1. Участие в судах всех инстанций в защиту интересов клиента по делу

по спорам с ГСЦ МВД и подготовка необходимых процессуальных документов-заявлений, объяснений, ходатайств и т.д.;

  1. Обжалование судебных решений, вынесенных не в пользу клиента в

апелляционном и кассационном порядке;

  1. Юридическое сопровождение клиента в стадии исполнительного

производства.

С какими вопросами, связанными со спорами с органами СЦ МВД, чаще всего обращаются клиенты к адвокатам АБ «Ткачук и партнеры»:

-Отказ в регистрации транспортного средства;

— Незаконное снятие с учета или отмена регистрации ТС;

— Незаконная перерегистрация ТС на другое лицо, чем собственник, в   

   том числе по поддельным, фиктивным документам;

-Возобновление регистрации ТС в Едином государственном реестре

транспортных средств;

-Отказ в выдаче водительского удостоверения;

-Незаконный отказ в замене водительских прав на новые без сдачи экзамена;

-Другие неправомерные действия работников органов СЦ МВД.

  Указанный перечень не исчерпывающий и адвокаты нашего Бюро изберут надлежащий способ защиты в спорах с органами ГСЦ МВД и защитят права клиента в судебном порядке.

РЕГИСТРАЦИЯ (ПЕРЕРЕГИСТРАЦИЯ), СНЯТИЕ С УЧЕТА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ГСЦ МВД УКРАИНЫ

И ПОМОЩЬ АДВОКАТА

Правовое регулирование отношений, связанных с государственной регистрацией транспортного средства, осуществляется на основании положений Таможенного кодекса Украины, Закона Украины «О дорожном движении» и соответствующих подзаконных актах Кабинета Министров Украины и Министерства внутренних дел Украины.

Единственная на территории Украины процедура государственной регистрации (перерегистрации), снятие с учета автомобилей, автобусов, а также самоходных машин, сконструированных на шасси автомобилей, мотоциклов всех типов, марок и моделей, прицепов, полуприцепов, мотоколясок, других приравненных к ним транспортных средств и мопедов , оформление и выдачи регистрационных документов и номерных знаков, установленная соответствующим Порядком, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 07.09.1998 №1388, а также Инструкцией о порядке осуществления подразделениями Госавтоинспекции МВД государственной регистрации, перерегистрации и учета транспортных средств, оформлении и выдаче регистрационных документов , номерных знаков на них, утвержденной приказом Министерства внутренних дел Украины от 11.08.2010 №379.

Приказом МВД Украины от 06.11.2020 № 779 утверждено Положение об ЕГРТС и Порядок ведения ЕГРТС, определяющий процедуру его ведения.

КАК ПЕРЕОФОРМИТЬ АВТОМОБИЛЬ?

В настоящее время переоформление автомобиля с одного владельца на другого производится одновременно с его перерегистрацией в территориальном сервисном центре МВД. То есть и юридическое оформление сделки купли-продажи, и регистрация машины на нового владельца происходит в том же месте.

Документы необходимые для переоформления машины:

-паспорта и копии ИНН-кодов действующего владельца и гражданина, на которого будет оформляться машина;

-техпаспорт автомобиля

-заявление о переоформлении транспортного средства (заполняется на месте ТСЦ)

-квитанции об оплате услуг ТСЦ, бланки и номера (оплата в отделении банка при ТСЦ).

Если владелец продает уже не первую легковую машину этого календарного года, он также должен предъявить оценочную (среднерыночную) стоимость автомобиля и документ об уплате налога.

Порядком №1388 предусмотрен исчерпывающий перечень документов, подтверждающих правомерность приобретения транспортных средств, их составных частей, обладающих идентификационными номерами. Таковы, наряду с другими, заключенные и оформленные непосредственно в сервисных центрах МВД в присутствии администраторов таких органов договоры купли-продажи (мены, поставки), дарение ТС, а также другие договоры.

Какие-либо другие документы ТСЦ от Вас требовать не имеют права.

  Следовательно, в случае отказа в регистрации, перерегистрации и снятия с учета ТС, в том числе незаконная перерегистрация на других лиц без волеизъявления собственника, указанные решения ТСЦ могут быть обжалованы в судебном порядке, в чем помогут адвокаты АБ «Ткачука и партнеры».

ВЫДАЧА, ЗАМЕНА УДОСТОВЕРЕНИЯ ВОДИТЕЛЯ

И ПОМОЩЬ АДВОКАТА

Основания и порядок выдачи водительского удостоверения регулируется Постановлением «Об утверждении положения о порядке выдачи удостоверений водителя и допуска граждан к управлению транспортными средствами» № 340, принятым Кабинетом Министров Украины 8 мая 1993 года.

  После успешной сдачи соответствующих экзаменов впервые водительское удостоверение выдается на 2 года.

  Согласно п.30 Положения №340, лица, временно находящиеся на территории Украины, имеют право на управление транспортными средствами при наличии международного водительского удостоверения и водительского удостоверения иностранного государства, не соответствующего требованиям Международной конвенции о дорожном движении 1968 года, записи в котором выполнены или продублированы буквами латинского алфавита, или в случае наличия водительского удостоверения иностранного государства, отвечающего требованиям Международной конвенции о дорожном движении 1968 года, записи в котором выполнены или продублированы буквами латинского алфавита.

Указанные лица во время управления транспортными средствами могут иметь украинское водительское удостоверение, выданное в установленном настоящим Положением порядке.

В соответствии с п. 27 настоящего Положения: обмен водительского удостоверения, в том числе выданного впервые, не пригодного для пользования (испорченного, записи в котором не читаются и т.п.), производится согласно пункту 25 настоящего Положения.

Обмен водительского удостоверения, в том числе выданного впервые, в связи с изменением личных данных владельца (фамилия, имя и отчество) проводится на основании документа, подтверждающего такое изменение, согласно пункту 25 настоящего Положения.

Удостоверение водителя, выданное до вступления в силу ЗУ от 24.09.2008 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по совершенствованию регулирования отношений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения» № 586-VI, может быть обменено на новое согласно пункту 25 настоящего Положения. При этом, в новом водительском удостоверении указываются категории: А1, А – соответствует категории А; В1, В – соответствует категории В.

Согласно положениям п. 27 — 28 Постановления № 340 обмен водительского удостоверения гражданам, управляющим транспортными средствами в течение 12 месяцев, проводится без экзаменов.

Лицам, которые в течение последних 12 месяцев не управляли транспортными средствами, обмен водительских удостоверений проводится после сдачи теоретического и практического экзаменов.

   В случае безосновательного отказа СЦ в выдаче впервые удостоверения или его замены адвокаты нашего Бюро обжалуют эти решения в судебном порядке.

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА И ПРАВОВЫЕ ПОЗИЦИИ СУДОВ В ДЕЛАХ ПО СПОРАМ  С ГСЦ МВД

1.В случае отказа ГСЦ МВД в регистрации транспортного средства в связи с отсутствием документа, удостоверяющего правомерность приобретения права собственности согласно действующему законодательству на время обращения с заявлением о регистрации, лицо имеет право на обращение в суд с иском к ВЦ о признании права собственности на авто

Решением суда первой инстанции от 30.04.2024 удовлетворен иск Лица к ГСЦ МВД о признании права собственности на транспортное средство, приобретенное на основании справки-счета, выданной АО (продавцом).

В обоснование исковых требований указано, что Истец в АО приобрела в 1991 году автомобиль марки ВАЗ 21061, что подтверждается «справкой-счетом», выданной продавцом и оплачен ею, которая на время приобретения автомобиля подтверждала приобретение автомобиля и считалась оформлением договорных отношений. В декабре 2023 года истица обратилась к ответчику с заявлением о регистрации приобретенного авто по ней, однако ей было отказано, поскольку справка-счет не подтверждает право собственности, а последнее должно быть подтверждено судебным решением.

  Согласно ст. 334 ГКУ если договором не предусмотрены особенности перехода права собственности на движимое имущество, оно переходит с момента передачи транспортного средства.

Владелец имущества может предъявить иск о признании его права собственности, если это право оспаривается или не признается другим лицом, а также в случае утраты им документа, удостоверяющего его право собственности (статья 392 ГК РФ).

Постановлением КМУ от 21.10.1993 №873, которое утратило силу на основании Постановления КМУ №1388 от 07. 09. 1998 предусматривалось, что правомерность приобретения транспортных средств утверждается, в частности, документами, скрепленными печатью, выданными торговыми организациями, . Однако истица не зарегистрировала авто своевременно, а с принятием постановления КМУ № 941 от 18.11.2015 отменена «справка-счет» при оформлении автомобиля, как документ, подтверждающий правомерность приобретения транспортного средства.

Также суд обращает внимание на то, что надлежащим является ответчик, являющийся субъектом нарушенного, оспариваемого или непризнанного материального правоотношения. Принадлежность ответчика определяется, до этого всего, по нормам материального права. Следовательно, ненадлежащим ответчиком является лицо, которое не должно и не может отвечать по предъявленному иску.

Пунктом 3 Порядка № 1388 от 07.09.1998 г. предусмотрено, что государственная регистрация транспортных средств проводится территориальными органами по предоставлению сервисных услуг МВД

Обращению истцы в суд предшествовало обращение к ответчику, который подверг сомнению право Лица на приобретенный им в собственность автомобиль, однако не учел, что на время приобретения в собственность этого транспортного средства действовало законодательство, гарантировавшее регистрацию автомобиля на основании справки-счета.

Следовательно, непризнание ответчиком, наделенным полномочиями государственной регистрации транспортных средств, права истца на спорное имущество, указывает на принадлежность стороны ответчика в возникшем споре.

2. Запрещено СЦ отмена регистрации, перерегистрации транспортных средств на новых владельцев без волеизъявления предыдущего владельца ТС и при наличии достаточных и допустимых данных, удостоверяющих обстоятельства фиктивности или подделки документов, на основании которых с участием сервисного центра МВД проведена государственная регистрация/перерегистрация автомобиля

Постановлением апелляционного административного суда от 24.10.2023 (после отмены решения этого суда ВС 06.09.2023) оставлено по-прежнему решение суда первой инстанции об удовлетворении иска Лица 1 о признании незаконными и отмены перерегистрации ТС, которые были осуществлены 20.01.2. .2015 при переоборудовании с заменой кузова и двигателя, 06.05.2015 на Личность 3; отмена перерегистрации ТС, которая была осуществлена ​​14.11.2015 на Личность 4 и 02.03.2016 на Личность 5; обязано РКЦ МВД в области зарегистрировать право собственности ТС по Лицу 1.

Иск обоснован тем, что истец владелец ТС MERCEDES-BENZ S 320, 1992 года выпуска, приобретенного по договору купли-продажи от 15.10.2008. Согласно действующему законодательству автомобиль зарегистрирован в уполномоченных органах МВД, истцу выдано свидетельство о регистрации автомобиля, номерные знаки, соответствующие государственному стандарту.

Вместе с тем дальнейшая перерегистрация принадлежащего ему ТС сначала ВРЭР ГАИ, а затем СЦ МВД осуществлена ​​без законных оснований и без его волеизъявления.

Постановление апелляционного суда мотивировано тем, что, исходя из анализа положений Порядка №1388 и Инструкции №379, государственная регистрация (перерегистрация) ТС, наряду с другим, проводится на основании документов, удостоверяющих правомерность приобретения транспортного средства. К ним относятся договоры купли-продажи транспортных средств, заключенные и оформленные непосредственно в сервисных центрах МВД в присутствии администраторов таких органов.

Лицо 1, являясь владельцем ТС, что подтверждается свидетельством о регистрации транспортного средства (оригинал которого имеется у него) не обращался ни лично, ни через уполномоченных лиц в регистрирующие органы МВД с заявлениями о знатии автомобиля по учету или перерегистрации, как и не терял свидетельство о регистрацию на указанный автомобиль, оригинал которого (свидетельство) находится и всегда находился у него.

При этом, согласно выводу экспертного исследования от 06.06.2017, проведенного по заявлению истца, номер кузова, номер двигателя, предоставленного на исследование ТС, не изменялись.

В то же время, автомобиль причитающийся истцу, в дальнейшем с 20.01.2015 неоднократно перерегистрировался на новых владельцев без ведома, согласия и волеизъявления истца как законного владельца транспортного средства.

При указанных обстоятельствах, истец неоднократно обращался с заявлениями в правоохранительные органы о совершении преступления и 28.12.2017 возбуждено уголовное производство.

Следовательно, из приведенных положений Порядка №1388 и Инструкции №379 следует, что до совершения уполномоченными лицами сервисного центра МВД действия/принятия решений об отмене государственной регистрации (перерегистрации), предшествует:

— выявление транспортного средства, зарегистрированного (перерегистрированного) по фиктивным или поддельным документам;

— наличие достаточных и допустимых данных, удостоверяющих обстоятельство фиктивности или подделки документов, на основании которых с участием сервисного центра МВД проведена государственная регистрация/перерегистрация автомобиля.

При этом положение вышеприведенных нормативно-правовых актов не определяют определенного или конкретного способа выявления и подтверждения упомянутых событий и обстоятельств. Впрочем, в любом случае такие события и обстоятельства должны быть объективными и установленными и доказанными надлежащими доказательствами.

Следовательно, на момент принятия решения об отмене государственной регистрации транспортного средства в распоряжении уполномоченного лица сервисного центра МВД должны быть безоговорочные документальные доказательства того, что транспортное средство было зарегистрировано (перерегистрировано) по фиктивным или поддельным документам.

Исходя из изложенного суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что регистрационные действия, записи, совершенные с 20.01.2015, являются объективно безосновательными, поскольку совершены без ведома и воли истца. Таким образом, такие действия по перерегистрации транспортного средства незаконны и подлежат отмене.

В то же время после проведения незаконной перерегистрации ТС фактически появилось новое транспортное средство. Все дальнейшие действия, совершенные, в частности, СЦ были совершены на основании надлежащих документов.

Следовательно, основания для признания незаконными перерегистрации ТС СЦ МВД отсутствуют. В то же время с целью восстановления нарушенного права истца о пользовании принадлежащим ему имуществом, суды пришли к правомерному выводу об отмене перерегистрации транспортного средства, осуществленном ВЦ без признания их незаконными.

3. В случае исчезновения в ЕГРТС сведений о регистрации ТС единственным надлежащим документом, удостоверяющим предварительно осуществленную регистрацию и соответственно основание для внесения сведений о такой регистрации в ЕГРТУ является свидетельство о регистрации ТС

Подтверждением регистрации ТС к созданию СЦ МВД и ЕГРТС могут быть книги учета, которые велись Госавтоинспекцией

Постановлением Верховного Суда от 16.08.2023 оставлено по-прежнему решение судов предыдущих инстанций о частичном удовлетворении иска Лица 1 и Лица 2 и обязаны держатели ЕГРТЗ — ГСЦ МВД через формирователей записей в ЕГРТЗ — территориальные СЦ МВД обновить данные реестр: 300 и РЕНО-ТРАФИК.

ВС согласился с выводами судов предыдущих инстанций, согласно пункту 15 Порядка № 1388 на зарегистрированные транспортные средства выдаются свидетельства о регистрации, а также номерные знаки, соответствующие государственному стандарту Украины.

Суды предыдущих инстанций обоснованно исходили из того, что в случае исчезновения в ЕГРТС сведений о регистрации ТС, учитывая положения пунктов 7-8, 14-15 (пункты 15-16 в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) Порядка № 1388, основанием для внесения информации о такой регистрации будут документы, удостоверяющие предварительно осуществленную регистрацию.

Анализ содержания положений пунктов 7, 8, 14 и 15 Порядка № 1388 дает основания для вывода, что документом, подтверждающим осуществление регистрационных действий по ТС, является свидетельство о его регистрации.

  Кроме того, доказательством подтверждения осуществления регистрационных действий с транспортными средствами могут быть и книги учета зарегистрированных ТС, которые велись Госавтоинспекцией для создания СЦ МВД и ЕГРТУ.

Установлено, что 2 ТС, а именно: MERCEDES-BENZ — 300 и RENAULT TRAFIC, действительно были зарегистрированы, сведения по ним содержатся в книгах учета, которые велись согласно Приказу МВД № 599 от 02.11.1994 (утратил силу 2002 года). Кроме того, согласно подсистеме ЕГР ТС «Таможенные документы» указанные автомобили числятся как растаможенные.

Следовательно, исковые требования в части восстановления записей регистрации двух указанных автомобилей подлежат удовлетворению.

При этом ВС обратил внимание, что кроме указанных другие документы-протоколы об административном правонарушении, договоры купли-продажи, выписки от страховых компаний, справки о прохождении технических осмотров, на которые ссылаются истцы, не подтверждают осуществление именно регистрационных действий по ТС.

4. В соответствии с Конвенцией о дорожном движении, которая является обязательной для выполнения Украиной на ее территории – Стороны признают любое национальное водительское удостоверение, соответствующее предписаниям Приложения 6 к настоящей Конвенции

Обмен водительского удостоверения гражданам, управляющим транспортными средствами в течение 12 месяцев, проводится без экзаменов

Решением суда от 03.10.2022 удовлетворен иск Лица и обязан Территориальный СЦ МВД повторно рассмотреть заявление истца и провести обмен водительских удостоверений на право управления транспортными средствами от 28.05.1980 на новое без сдачи экзаменов.

Отказ ответчика провести обмен удостоверения обусловлен тем, что оно является водительским удостоверением иностранного государства. Также СЦ указал о необходимости предоставления документов, подтверждающих факт получения водительского удостоверения и необходимость его перевода.

Удовлетворяя иск, суд отметил, что 08.11.1968 в Вене была принята Конвенция о дорожном движении, которая была ратифицирована Союзом ССР 12.07.1974. После провозглашения независимости Украины, 12.09.1991 ВРУ принято ЗУ «О правопреемстве Украины», согласно ст.ст. 6,7 Украина подтверждает свои обязательства по международным договорам, заключенным РСФСР до провозглашения независимости Украины. Украина является правопреемником прав и обязанностей по международным договорам Союза ССР, не противоречащим Конституции Украины и интересам республики.

Таким образом, Украина подтвердила свои обязательства по Венской Конвенции о дорожном движении, которая была ратифицирована Союзом ССР и обязательна для выполнения Украиной на ее территории.

В соответствии с п. п. «b» п. 2 ст. 41 Конвенции о дорожном движении (в редакции, действовавшей на момент выдачи истцу водительского удостоверения) – Стороны будут признавать любое национальное водительское удостоверение, соответствующее предписаниям Приложения 6 к Конвенции.

Исследованное судом водительское удостоверение от 25.05.1980 соответствует требованиям Международной конвенции о дорожном движении 1968 года, поскольку содержит всю необходимую информацию, предусмотренную в Приложении №6 к указанной Конвенции.

Кроме того, основания и порядок выдачи водительского удостоверения регулируется Постановлением № 340, принятым КМУ 08.05.1993, пунктом 2 которого установлено, что лица допускаются к управлению транспортными средствами при наличии у них национального водительского удостоверения Украины на право управления транспортными средствами соответствующей категории, кроме случаев установление лицам временного ограничения в праве управления транспортными средствами.

Суд обратил внимание на то, что указанное положение не содержит нормы, обязывающей водителя заменять водительское удостоверение на новый образец.

Вместе с тем, водительское удостоверение, выданное до вступления в силу ЗУ от 24.09.2008 № 586-VI, может быть обменено на новое согласно пункту 25 Положения № 340.

Кроме того, согласно положениям п. 27 — 28 Постановления № 340 обмен водительского удостоверения гражданам, управляющим транспортными средствами в течение 12 месяцев, проводится без экзаменов.

Истец является гражданином Украины и более двадцати лет управляет транспортными средствами на основании водительского удостоверения от 25.05.1980, которое не имеет срока действия, является действующим и не отмененным, а также предоставляет истцу право управления транспортными средствами соответствующей категории. Факт его получения подтверждается соответствующими первичными документами о прохождении обучения и сдаче экзаменов.

Учитывая изложенное, суд пришел к выводу, что водительское удостоверение от 25.05.1980, выданное до вступления в силу ЗУ от 24.09.2008 № 586, может быть обменено на новое без сдачи экзаменов.

  Таким образом, если у Вас возникли конфликтные ситуации с территориальными органами ГСЦ МВД Украины, обращайтесь к профессиональным и опытным адвокатам АБ Ткачук и партнеры, которые защитят права клиента в судебном порядке с положительным для последнего результатом.