Желая приобрести новый автомобиль, каждый человек обычно обращается в автосалон, считая, что таким образом он будет защищен от обмана.
Вместе с тем, с целью заманить клиентов автосалоны (автодилеры) вводят их в заблуждение, например, о наличии необходимых моделей и комплектаций, дистанционном согласовании кредита, ставят клиента в невыгодное положение, чтобы продать другие модели автомобилей или навязать дополнительные услуги.
Нередко бывают случаи, что именно из-за мошеннических действий работников автомобильных салонов или автодилеров лицо может приобрести проблемное транспортное средство — не новое, а отремонтированное после ДТП или вообще оплатить будущий автомобиль, но не получить его.
Во избежание указанных проблем обращайтесь к адвокатам по спорам с автосалонами (автодилерами) АБ «Ткачук и партнеры, которые предоставят Вам следующие юридические услуги:
Консультация относительно возможных путей разрешения конфликтной ситуации, возникшей при покупке и последующей эксплуатации автомобиля в автосалоне (у автодилера);
Юридический анализ договора купли-продажи автомобиля, предложенный для заключения автосалоном (автодилером), в т. ч. при покупке автомобиля за границей;
Сбор доказательств, в том числе помощь в проведении экспертизы технического состояния автомобиля, подготовка процессуальных документов-адвокатского запроса, претензии, иска, ходатайств, возражений и т.п.;
Представительство интересов клиента в судах всех инстанций в спорах с автосалонами (автодилерами);
Обжалование незаконных судебных решений в апелляционном и кассационном порядке;
Юридическое сопровождение клиента на стадии исполнительного производства.
КАКИЕ МОГУТ ВОЗНИКНУТЬ СПОРЫ С АВТОСАЛОНАМИ (АВТОДИЛЕРАМИ)
Из опыта адвокатов нашего Бюро чаще всего споры между покупателями автомобилей и автодилерами возникают следующие:
покупка автомобиля с дефектами или он не новый (находился в пользовании, ремонтировался);
отказ продавца автомобиля признать случай поломки автомобиля как гарантийный;
сокращение продавцом обязанностей в период действия гарантийного срока;
нарушение сроков ремонта и замены комплектующих;
отказ в замене автомобиля или комплектующих;
отказ в снижении цены автомобиля при обнаружении дефектов;
отказ в принятии автомобиля и возврат средств за него.
Указанные и другие споры с автосалонами разрешаются в порядке с учетом требований Закона Украины «О защите прав потребителей».
При возникновении конфликтной ситуации адвокат нашего Бюро поможет подготовить претензию в адрес автосалона, иск в суд, защитить права клиента в судебном порядке и будет способствовать реальному исполнению судебного решения, постановленного в пользу клиента.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА С АВТОСАЛОНАМИ (АВТОДИЛЕРАМИ)
При заключении договора купли-продажи автомобиля следует тщательно проверить все его условия, ведь в случае возникновения спора стороны будут руководствоваться именно содержанием этого соглашения.
При заключении договора купли-продажи автомобиля адвокаты нашего Бюро рекомендуют особое внимание обратить на его условия:
сроков поставки автомобиля;
условия авансовой выплаты и условия рассрочки;
точная модификация и комплектация автомобиля;
проверки и подтверждения качества автомобиля;
гарантийное обслуживание;
ответственность продавца за несоблюдение условий договора.
Практика адвокатов нашего Бюро показала, что автодилеры могут включить в условия договора пункты, которые останутся без внимания покупателя, но будут иметь существенное значение при возникновении спора.
К примеру, в договоре может быть прописан пункт об освобождении от ответственности продавца за техническое состояние автомобиля при его продаже. Это обусловит в дальнейшем, в случае возникновения технических проблем, не только доказывать, что продан некачественный товар, но и признавать этот пункт договора недействительным как противоречащий закону.
Следует помнить, что согласно действующему законодательству, автосалон обязан продать автомобиль, соответсвующий качеству, указанному в договоре.
Нередко бывают случаи, когда при заключении сделки в нее включаются дополнительные пункты о страховании здоровья и жизни, благодаря чему растет стоимость автомобиля, но покупатель может от этого отказаться.
Следовательно, здесь не обойтись без квалифицированной помощи адвоката нашего Бюро, проведенного юридическим анализом условий договора с целью устранения возможных рисков клиента в будущем.
КАК ВЕРНУТЬ АВТОМОБИЛЬ В АВТОСАЛОН (АВТОДИЛЕРУ)
Автомобиль является технически сложным товаром и по его возврату или обмену существуют определенные правила.
Согласно Закону Украины «О защите прав потребителей» автомобиль можно вернуть в автосалон в течение 14 дней со дня покупки при обнаружении каких-либо дефектов.
При этом Законом предусмотрено право покупателя на возврат ему средств, или, по желанию на снижение стоимости автомобиля, с учетом дефекта или Вы можете потребовать замены автомобиля как на аналогичную модель, так и другую.
В общем автомобиль можно вернуть, если:
состояние автомобиля не отвечает характеристикам производителя;
автомобиль укомплектован не полностью;
автомобиль невозможно использовать по назначению
Однако существуют определенные случаи, когда автомобиль может быть возвращен, если прошло более 14 дней:
Автомобиль находился в ремонте более 30 дней в году (как в общем, так и подряд);
Дефект приобретенного автомобиля существенный и не подлежит устранению или проявляется постоянно; это должно быть подтверждено экспертизой;
Продавец длительное время (более 45 дней) не может устранить поломку автомобиля;
Продавцом до подписания договора не была предоставлена информация о дефекте автомобиля.
Обычно возвращение автомобиля в автосалон не вызовет положительных эмоций у работников последнего и они «всеми правдами и неправдами» будут пытаться этого не допустить.
В этом случае Вам окажут правовую помощь адвокаты нашего Бюро, которые помогут вернуть автомобиль в автосалон или автодилеру, а Вам деньги, в судебном порядке.
ОСОБЕННОСТИ ПОКУПКИ АВТОМОБИЛЯ В США
В последние годы в нашей страны сложилось общественное мнение, о том, что имеет свои преимущества покупка автомобиля на страховых торгах в США, как по качеству купленных автомобилей так и по их стоимости.
С этой целью лицо заключает договор с компанией (дилером) (специализирующимся на таких покупках) и в услуги которых, как правило, должно включаться осуществление действий по обеспечению надлежащего оформления покупки автомобиля в США. Такие действия должны включать такие этапы, как: оформление договора с компанией-посредником, выбор и проверка транспортного средства, торги на аукционе, оплата покупки, транспортировка в Штатах и доставка по Украине, таможенное оформление, при необходимости обслуживание автомобиля (ремонт), сертификация и постановка на учет авто.
Существует множество рисков при таком приобретении авто за рубежом, в частности, вероятность приобрести автомобиль-«утопленник», находящийся в розыске, с «перебитыми» номерами кузова, двигателя и т.д. В связи с этим, у покупателя возникнет множество проблем относительно необходимости ремонта автомобиля, который может быть не всегда успешным, при постановке на учет и многие другие, а главное вы теряете свои средства.
Указанное свидетельствует о том, что специализированные компании и дилеры не всегда добросовестно выполняют свои обязательства, что порождает, кроме указанных, возникновение задержки с доставкой, проблем с оформлением и документацией, а это, в лучшем случае, приводит к длительным судебным процессам, а в худшем – потеря и авто, и средств.
При таком сотрудничестве с дилером крайне необходимо сопровождение указанных операций квалифицированного юриста, как при заключении договора, так и при дальнейшей покупке авто в США, транспортировке и оформлении автомобиля, в чем Вам окажут правовую помощь адвокаты нашего Бюро, в том числе если возникнет необходимость в судебном порядка защищать нарушенные права клиента.
Из опыта адвокатов нашего Бюро можно предоставить некоторые советы на что должен обращать внимание клиент при покупке автомобиля за рубежом, в частности, в США, во избежание дальнейшей неопределенности, недоразумений и споров.
Во-первых, необходимо правильно заключить соответствующий договор (желательно с помощью юриста), в котором обязательно указывается: в пределах какой суммы планируется покупка и, в случае необходимости, ремонта, оплата сертификации и постановки на учет авто.
Главным этапом является выбор лота, клиент должен четко определиться с маркой и моделью, годом выписки, комплектацией и другими наиболее уточняющими требованиями к автомобилю, который он желает приобрести, в том числе о возможности наличия у него повреждений и необходимости проведения ремонта. В случае покупки автомобиля на торгах, желательно предварительно указать посреднику на каких торговых площадках Вы желаете приобрести авто.
Может случиться так, что посредник приобретет автомобиль по значительно более высокой цене, чем это было оговорено, а задержка платежа влечет наложение штрафа со стороны торговой площадки. В этих случаях можно расторгнуть договор с дилером в судебном порядке и вернуть сумму уже оплаченых денег, в чем помогут юристы нашего Бюро.
В договоре с дилером обязательно оговаривается процесс и условия доставки, хранения автомобиля на территории США, а в дальнейшем доставка в Украину. Поскольку доставка автомобиля из США производится через океан, желательно его застраховать, так как дилер не будет отвечать перед клиентом за повреждение или потерю при транспортировке автомобиля.
Также, как правило, именно дилер занимается таможенным оформлением, сертификацией автомобиля и постановкой его на учет, и, при необходимости, ремонтом, что необходимо указывать в условиях договора.
При этом тщательному анализу имеющихся документов подлежат вопросы законности прохождения таможенного оформления, а именно: каким образом проводилось таможенное оформление, и уплачены ли с этого необходимые таможенные платежи и сборы.
Известны случаи, когда таможенное оформление произведено незаконно, в связи с чем органы полиции изымают транспортные средства, а следователи накладывают аресты.
Помните, что по договору Вы имеете право контролировать все действия дилера на каждом этапе покупки авто за рубежом — вносить корректировки по бюджету или другим необходимым действиям, и эти действия желательно осуществлять с участием профессиональных юристов нашего Бюро.
О ЧЕМ СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА В СПОРАХ С АВТОСАЛОНАМИ (АВТОДИЛЕРАМИ)
Следует привести правовые позиции судов при рассмотрении дел по спорам с автосалонами (автодилерами).
Судом по делу № 346/1226/15 сделаны заключения по спору о расторжении договора купли-продажи автомобиля в автосалоне и возврат последним покупателю стоимости приобретенного авто.
Так, лицо приобрело в автосалоне автомобиль с гарантийным сроком обслуживания 24 месяца. Однако в течение гарантийного срока был обнаружен ряд неисправностей для устранения которых истцом производилось несколько гарантийных ремонтов приобретенного транспортного средства. Однако неисправности не были устранены, а их влияние на технику безопасности автомобиля усилилось.
Лицо неоднократно обращался к автосалону с претензиями относительно имеющихся неисправностей приобретенного автомобиля и предложением расторгнуть договор купли-продажи и принять автомобиль, вернув уплаченные за него средства, но последний не давал ответов на эти обращения.
В связи с этим лицо обратился в суд, который решением по делу № 346/1226/15 частично удовлетворил исковые требования, расторг договор-купли-продажи автомобиля и обязал продавца (автосалон) вернуть стоимость приобретенного автомобиля.
Постановляя решение, суд пришел к выводу о том, что выявленные недостатки в работе функций спорного автомобиля возникли по вине производителя (продавца, исполнителя) товара, после гарантийного ремонта проявлялись вновь, по независимым от потребителя причинам, подтвержденные выводом экспертизы, делают товар существенно иным, чем предусмотрено договором и недопустимым его использованием в соответствии с его целевого назначения, а потому являются существенными недостатками в понимании ст. 1 п. 12 Закона Украины «О защите прав потребителей». Истец явно не рассчитывал на такие недостатки при заключении договора купли-продажи. По этим основаниям оспариваемый договор купли-продажи следует расторгнуть и обязать Общество вернуть истцу, исходя из оговоренной в договоре цены автомобиля – в Евро, в переводе на гривну согласно курсу НБУ на время предъявления иска, в соответствии с нормами ст. 8 ч. 7 абз. 3 Закона Украины «О защите прав потребителей».
В то же время, суд считал безосновательными исковые требования в части обязательства ответчика принять спорный автомобиль, поскольку такое обязательство ответчика, не признающего заявленные исковые требования в полном объеме, по мнению суда, нарушает, кроме того, права ПАО АБ «Укргазбанк», как застоодержателя согласно заключенному с истцом договора залога этого автомобиля.
Покупатель транспортного средства имеет право также требовать не только расторгнуть договор купли-продажи и возврата средств, но и требовать замены транспортного средства или его составной части такими же или аналогичными из числа имеющихся у продавца (производителя).
Постановлением Запорожского апелляционного суда от 27.04.2021 года по делу №332/1624/16-ц, оставлено без изменений решение суда первой инстанции, которым удовлетворены исковые требования владельца автомобиля и обязан автодилеру заменить приобретенный согласно договору купли-продажи автомобиль , поскольку автомобиль истца был поврежден в результате пожара, что исключает его использование.
При этом по данному делу с целью установления причин пожара было проведено две судебные экспертизы. Как следствие, вина истца в повреждении автомобиля, которая заключалась бы в ненадлежащем использовании, хранении транспортного средства и т.д., что могло стать причиной пожара, не установлено. Суд отметил, что такой случай короткого замыкания, который привел к пожару в моторном отсеке автомобиля, является существенным дефектом, поскольку в результате его действия автомобиль был поврежден, а истец как добросовестный покупатель лишен возможности использовать автомобиль по назначению.
Адвокаты нашего Бюро обращают внимание, что в соответствии с ч. 4 Закона Украины «О защите прав потребителей» в случае, когда во время гарантийного срока необходимо определить причины потери качества продукции, продавец (исполнитель, производитель) обязан в трехдневный срок со дня получения потребителя письменного согласия организовать проведение экспертизы продукции.
Экспертиза производится за счет продавца. Если в выводах экспертизы будет доказано, что недостатки возникли после передачи продукции потребителю не в результате нарушения установленных правил использования, хранения или транспортировки, требования потребителя подлежат удовлетворению.
Аналогичного мнения придерживается и Верховный Суд, изложенный в постановлениях от 13.12.2019 по делу № 904/5002/18, от 30.09.2020 по делу № 927/787/19, а именно в случае установления недостатков товара, на который предоставлена гарантия относительно качества, существует презумпция вины поставщика (производителя), в соответствии с которой для освобождения себя от ответственности именно поставщик (производитель) должен доказать, что дефекты возникли в результате нарушения покупателем (потребителем) правил эксплуатации или хранения изделия.
Чаще всего в потребительских отношениях по отношению к такому товару как автомобиль, потребитель требует у продавца лишь безвозмездно устранить недостаток в разумный срок.
Если дилер произвел гарантийный ремонт автомобиля, но в длительный срок (более 14 дней), согласно положениям Закона Украины «О защите прав потребителей» за каждый день задержки устранения такого недостатка сверх установленного срока владельцу авто выплачивается неустойка соответственно в размере 1% стоимости автомобиля .
Так, Верховный Суд в постановлении от 22.09.2021 года по делу № 638/13452/17 оставил в силе решение суда первой инстанции об удовлетворении иска покупателя автомобиля к дилеру, автопроизводителю, о взыскании пени за превышение срока гарантийного ремонта, продлении сроков гарантии и взыскания моральный вред.
Верховный Суд согласился с выводами суда первой инстанции о том, что устранение недостатка имеющегося в автомобиле не было исполнено в 14-дневный срок, а потому имеются правовые основания для возложения на продавца ответственности, предусмотренной положением ч. 9 ст. 8 Закона Украины «О защите прав потребителей» в виде уплаты истцу неустойки (пени).
При этом Верховный Суд отметил, что установив, что автомобиль был предоставлен истцом для устранения недостатков 03 мая 2017 года и до 10 мая 2018 года находился на гарантийном обслуживании, подлежит увеличению гарантийный срок эксплуатации транспортного средства на время пребывания в гарантийном ремонте, т.е. месяцев (ст. 7 Закона Украины «О защите прав потребителей»).
Таким образом, адвокаты нашего Бюро советуют всегда при подписании гарантийных обязательств при покупке автомобиля или при передаче авто дилеру при наступлении гарантийного случая, обращать внимание на пункт о сроках выполнения такого обязательства, в противном случае не исключено, что при длительном ремонте вашего авто, вы не сможете получить никакой компенсации.
Результаты, которых возможно достичь с помощью адвокатов нашего бюро, в случае нарушения ваших прав при приобретении и эксплуатации автомобиля в автосалоне (у автодилера):
Гарантийный ремонт автомобиля;
Бесплатный ремонт или замена автомобиля по истечении гарантийного срока;
Пропорциональное снижение оплаченной стоимости автомобиля или его ремонта;
Возмещение затрат на устранение недостатков автомобиля;
Замена автомобиля, находящегося на гарантии;
Возврат уплаченной стоимости автомобиля, исходя из текущих цен на данное транспортное средство;
Взыскание штрафных санкций с автосалона, автодилера, автопроизводителя, СТО и т.д.
В случае возникновения конфликтных ситуаций с автосалонами и автодилерами спор помогут решить адвокаты АБ «Ткачук и партнеры» в судебном порядке.