Публичная служба является деятельностью на государственных политических должностях, в государственных коллегиальных органах, профессиональная деятельность судей, прокуроров, военная служба, альтернативная (невоенная) служба, другая государственная служба, патронажная служба в государственных органах, служба в органах власти, органах местного самоуправления.
Одной из многочисленных категорий споров, что рассматриваются административными судами Украины, являются споры, связанные с принятием (избранием, назначением) граждан на публичную службу, ее прохождением и увольнением с публичной службы (прекращением).
Адвокаты АБ «Ткачук и партнеры» имеют большой опыт в решении конфликтных ситуаций относительно принятия граждан на публичную службу, ее прохождением и увольнением, и восстановят Ваши нарушенные трудовые права, предоставив следующие юридические услуги:
- Консультация по вопросам принятия граждан на публичную службу, ее прохождения и увольнения, и предоставление разъяснений трудового (специального) законодательства с учетом актуальной судебной практики;
- Сбор доказательств и подготовка процессуальных документов, необходимых для решения споров в сфере публичной службы-адвокатского запроса, иска, ходатайств, объяснений и т.д.;
- Представительство интересов клиента во всех судебных инстанциях при рассмотрении дел, связанных с принятием граждан на публичную службу, ее прохождением и увольнением;
- Обжалование незаконных судебных решений в апелляционном и кассационном порядке;
- Юридическое сопровождение клиента при исполнении судебного решения, принятого в его пользу.
СПОРЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПРИНЯТИЕМ, ПРОХОЖДЕНИЕМ И УВОЛЬНЕНИЕМ С ПУБЛИЧНОЙ СЛУЖБЫ
Споры по публичной службе касаются работников всех государственных институций, которые исполняют задания и функции государства и местного самоуправления.
Содержание понятия «публичная служба» охватывает как понятие государственной службы так и понятие службы в органах местного самоуправления, а также понятие патронажной службы (к которой, в частности, принадлежат должности советников, помощников, уполномоченных и пресс-секретаря Президента Украины, работников секретариатов главы Верховного Суда Украины, его Первого заместителя и заместителя, работников патронажных служб Премьер-министра Украины и других членов Кабинета Министров Украины, помощников-консультантов народных депутатов Украины, помощников и научных консультантов судей Конституционного Суда Украины, помощников судей и т.д.).
Вместе с тем, для определения относится та или иная должность к должности публичной службы, следует в каждом конкретном случае анализировать соответствующее специальное законодательство, что регулирует соответствующую деятельность. В частности, законами, регулирующими вопросы принятия граждан на публичную службу, ее прохождение и увольнение с публичной службы являются Законы Украины: «О государственной службе», «О службе в органах местного самоуправления», «Про прокуратуру», «Про судоустройство и статус судей», «Про Национальную полицию», «Про военную обязанность и военную службу» и т.д.
СПОРЫ ПО ПУБЛИЧНОЙ СЛУЖБЕ
Подсудность (юрисдикция) споров по публичной службе
Данная категория споров отличается от других трудовых споров специальным субъектом таких отношений-служащим публичной службы.
При определении юрисдикции трудового спора (гражданский или административный) необходимо установить субъектный состав правоотношений.
По этому поводу следует привести правовую позицию Большой Палаты Верховного Суда по делу № 815/6096/17, по которому ВС сделал вывод, что при предоставлении спору статуса публично-правового необходимо установить наличие таких оснований: 1) проходило ли лицо конкурс на занятие вакантной должности; 2) принимало ли такое лицо присягу должностного лица; 3) присвоено ли ей ранг в пределах соответствующей категории должностей.
Трудовые споры не принадлежат к категории публично-правовых относительно: а) руководителей и других работников государственных и коммунальных предприятий, учреждений и организаций; б) работников, работающих по трудовому договору в государственных органах и органах местного самоуправления; в) работников бюджетных учреждений.
Также, в постановлении Большой Палаты Верховного Суда по делу № 724/1656/16 указано, что относительно публичной службы как отдельного разновида трудовых отношений существуют на стыке двух отраслей права –трудового и административного, поэтому правоотношения, связанные с принятием на публичную службу, ее прохождением и прекращением, регламентируются нормами как трудового, так и административного законодательства, а споры, возникающие из таких правоотношений, подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства.
Однако, если стороной спора является орган государственной власти или орган местного самоуправления, однако такой орган в спорных отношениях выступает не как субъект властных полномочий, а как работодатель в трудовых отношениях, то такой спор подсудный общим судам и рассматривается по правилам гражданского судопроизводства.
Сроки обращения в суд
В отличии от установленного Кодексом административного судопроизводства Украины общего срока обращения в суд в шесть месяцев, срок обращения в суд по спорах, связанных с принятием граждан на публичную службу, ее прохождением и увольнением установлено в один месяц.
При этом начало течения срока определяется исходя не только из непосредственной осведомленности лица о факте нарушения его права, но и объективной возможности этого лица знать об этих фактах. Если лицо пропустило этот срок по уважительным причинам, суд может его возобновить, а в другом случае исковое заявление будет возвращено судом истцу.
Споры, связанные с увольнением граждан с публичной службы
Самыми многочисленными спорами в категории отношений относительно публичной службы являются споры об увольнении. Занять верную правовую позицию в суде и предоставить контраргументы доводам ответчика помогут адвокаты нашего Бюро.
Общее правило, которое определено Верховным Судом по многим делам этой категории является то, что, рассматривая споры об увольнении публичных служащих относительно их восстановления на должности приоритетными есть нормы специальных законов, а нормы трудового законодательства подлежат применению только в случаях, если нормами специальных законов не урегулировано спорные отношения или, когда о возможности такого применения прямо указано в специальном законе.
Из практики адвокатов АБ «Ткачук и партнеры» возможно указать, что одним из распространенных оснований для восстановления на публичной службе работников, уволенных в связи с совершением грубого дисциплинарного проступка, является недоказанность ответчиком факта совершения истцом такого проступка.
Например, в деле № 821/1180/18 Верховный Суд отменяя приказ об увольнении работника полиции за неисполнение приказа руководства указал, что увольнение со службы в полиции как вида взыскания является крайней мерой дисциплинарного воздействия. Применяя крайнюю меру дисциплинарного взыскания ответчик должен надлежащим образом обосновать необходимость применения такой меры и невозможности применения других видов дисциплинарного взыскания. Поскольку судом установлена неправомерность приказа руководства, который не исполнило уволенное лицо, то применение самого строгого дисциплинарного взыскания в виде увольнения является чрезмерным.
Другим распространенным основанием увольнения относительно которого возникает немало споров-есть увольнение лица по сокращению штатов.
Суды признают увольнение незаконным и восстанавливают граждан на публичной службе, если будет установлено, что такому лицу руководством не предлагались равнозначные должности в случае их наличия. В частности, такая правовая позиция изложена Верховным Судом в деле № 479/432/16-а и восстановлено истца на публичной службе.
Таким образом, споры, связанные с принятием граждан на публичную службу, ее прохождением и увольнением являются сложными, так как при их рассмотрении применяются нормы не только трудового, а и специального законодательства, и обращение за юридической помощью к адвокатам АБ «Ткачук и партнеры» значительно повысят Ваши шансы для достижения позитивного результата.