УСЛУГИ АДВОКАТА
Реализуя свое право на потребление воды и принимая меры по подключению к централизованной системе водоснабжения и водоотвода объектов недвижимости Потребитель может столкнуться с массой преград, которые безосновательно создает Водоканал:
-отказ утверждать технические условия;
-обязательство дорабатывать Технические условия по надуманным основаниям;
-безосновательное аннулирование уже утвержденных Технических условий;
-длительный не ввод в эксплуатацию системы водоснабжения и водоотвода Потребителя;
-отказ в подключении к централизованной системе водоснабжения и водоотвода;
-принуждение Потребителя к получению новых Технических условий, которые предусматривают безосновательный перенос узла присоединения и счетчика;
-невыполнение условий договора по подключению к централизованной системе водоснабжения и водоотвода;
-необоснованное нарушение сроков рассмотрения Технических условий или выполнение работ по подключению к централизованной системе водоснабжения и водоотвода и многие другие нарушения прав Потребителей.
Указанные вопросы могут быть решены в судебном порядке с помощью опытного и профессионального адвоката.
Кроме того, нередко Водоканал в пределах определенной местности занимает монопольное положение на рынке предоставления услуг по централизованному водоснабжению и водоотводу и злоупотребляет этим, нарушая права потребителей. К примеру, Водоканал устанавливает требования к Техническим условиям, которые не предусмотрены действующим законодательством или взимает плату за предоставляемые безвозмездно услуги.
За указанные нарушения требований Закона Украины «О защите экономической конкуренции» Антимонопольный Комитет Украины налагает на Водоканал штрафы в больших размерах и требует устранить выявленные нарушения.
Адвокаты нашего Бюро в защиту интересов Потребителей подготовят соответствующее заявление в Антимонопольный Комитет и помогут отстоять изложенную в нем позицию в случае обжалования Водоканалом принятого АМК положительного по заявлению решения в суде.
УСЛУГИ АДВОКАТА В СПОРАХ О ПРИСОЕДИНЕНИИ К ЦЕНТРАЛИЗОВАНОЙ ВОДОПОСТАВКЕ /ВОДООТВОДУ:
-Консультация по всем вопросам, связанным с присоединением потребителя к централизованному водоснабжению/водоотводу, анализ возникшей ситуации и перспективы будущих судебных процессов;
-Подготовка заявления в Антимонопольный комитет по занятию Водоканалом монопольного положения на рынке предоставления услуг по централизованному водоснабжению и водоотведу и злоупотребления этим;
-Помощь в сборе доказательной базы и подготовка иска по спору о присоединении к централизованному водоснабжению/водоотводу;
-Подготовка необходимых процессуальных документов-адвокатского запроса, заявлений, объяснений, отзыва на иск, ходатайств и т.п.;
-Представительство в судах всех инстанций интересов Потребителя с централизованного водоснабжения/водоотвода с целью защиты его прав;
-Обжалование судебных решений, принятих не в пользу Потребителя по централизованному водоснабжению/водоотводу в апелляционном и кассационном порядке.
КАКИЕ НЕОБХОДИМО СОВЕРШИТЬ ШАГИ ДЛЯ ПРИСОЕДИЕНИЯ К ЦЕНТРАЛИЗОВАНОЙ ВОДОПОСТАВКЕ/ВОДООТВОДУ ?
Вопрос подключения к Водоканалу регулируется Правилами пользования системами централизованного коммунального водоснабжения и водоотведения в населенных пунктах Украины, утвержденных приказом Министерства по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Украины 27.06.2008 № 190.
Правила № 190 распространяются и на Потребителей и Исполнителей услуг по централизованному водоснабжению и водоотводу, у них определен порядок и условия пользования этими водопроводными сетями.
Каковы ваши действия, как Потребителя, для подключения к системам централизованного коммунального водоснабжения и водоотвода?
1. Обращение по получению технических условий подключения и предоставление ТУ
Технические условия о присоединении к системам централизованного питьевого водоснабжения и централизованного водоотвода – сочетание инженерных требований к объекту строительства или реконструкции и гидравлические параметры, необходимые для стабильной работы этой централизованной системы (с учетом обеспечения потребностей пожаротушения).
Для получения ТУ Потребитель предоставляет Исполнителю услуги ряд документов, перечень которых приведен в Порядке №190.
Важно! Предпосылкой для присоединения объектов к системам централизованного питьевого водоснабжения и централизованного водоотвода должна быть техническая возможность доступа потребителей к соответствующей услуге, которую определяет Исполнитель услуги, учитывая наличие сетей, их пропускную способность, параметры давления, способность очистных сооружений. В отсутствие технической возможности Исполнитель отказывает в присоединении.
Если на одном земельном участке размещается несколько промышленных предприятий, которые сбрасывают сточные воды в систему централизованного водоотведения, исполнитель, выдавая ТУ, должен предусмотреть установку контрольных колодцев на сетях водоотвода потребителя для каждого из предприятий.
Срок выполнения ТУ-10 рабочих дней со дня регистрации заявления.
Какое должно быть содержание технических условий указано также в Порядке № 190: место и способ подключения к системам централизованного питьевого водоснабжения и/или централизованного водоотвода; объем и давление воды; режим водоснабжения; место установки приборов учета воды, их диаметр, тип, параметры, требования к установке; условия для устройства промежуточного резервуара, насосов; срок действия ТУ и т.д.
Важно! В ТУ устанавливают определенный предельный объем питьевой воды, которая будет потребляться и сбрасываться (сточной). В случае необходимости увеличить лимит такой воды, необходимо разработать новые ТУ.
2. Разработка и согласование проектно-технической документации на присоединение к водоснабжению и водоотводу
Проектно-техническую документацию разрабатывают из выданных исполнителем технических условий в связи с государственными строительными нормами и другими нормативно-правовыми актами. Проект присоединения к системам централизованного питьевого водоснабжения и централизованного водоотвода подают Исполнителю для согласования. Срок исполнения: 15 рабочих дней.
В случае отклонений проектно-технической документации от ТУ и соответствующих нормативных документов, Исполнитель в течение 15 рабочих дней со дня получения проекта на присоединение имеет или:
— предоставить потребителю письмо с замечаниями и рекомендациями по его доработке;
-согласовать проектно-техническую документацию с замечаниями.
Если Потребитель в 30-дневный срок с даты получения им письма с замечаниями и рекомендациями не предоставил Исполнителю доработанной проектно-технической документации, это основание отказа в присоединении.
3.Строительные работы и подключение
Перечень необходимых строительных работ предусмотрен Порядком №190: сооружение, обустройство водопроводных устройств, промывка, испытание и т.п.
Обязательно делается водопроводный ввод – это трубопровод от сети исполнителя коммунальной услуги до внешней стены дома или границы территории объекта. В месте подсоединения водопроводного ввода предусмотрены колодец, патрубок и запорная арматура.
Обращаем внимание, что подключение построенной водопроводной сети к системам централизованного питьевого водоснабжения и централизованного водоотведения выполняет Исполнитель на платной основе по отдельному договору и при заключении договора о предоставлении услуг по централизованному водоснабжению и централизованному водоотводу.
Строительные работы производятся в срок согласно условиям договора.
4. Ввод в эксплуатацию
После окончания работ по подключению к системам централизованного питьевого водоснабжения/водоотвода составляется акт по их технической готовности, который подписывают Заказчик, Исполнитель, другие заинтересованные стороны.
Акт составляют в двух экземплярах, один из которых вместе с документацией остается у Исполнителя коммунальной услуги, второй у Заказчика.
Ввод в эксплуатацию производится в срок, предусмотренный в договоре.
После ввода в эксплуатацию происходит установление зон санитарной охраны, их границ и поясов особого режима, влияния потенциальных источников, загрязнителей, санитарную охрану и определение объектов, ограничение хозяйственной и другой деятельности на этих территориях в соответствии с Законом Украины «О питьевой воде водоснабжение и водоотвод» от 10.01.2002 № 2918-III.
5. Установление узлов коммерческого учета
Потребители, которые присоединены или намерены присоединиться к системам централизованного питьевого водоснабжения и централизованного водоотвода, обязаны обеспечить наличие средств измерительной техники (узлов коммерческого учета).
Важно! Узел коммерческого учета воды, равно как и запорную арматуру, обязательно устанавливают на каждом водопроводном вводе.
Узлы коммерческого учета должны удовлетворять требованиям Закона Украины «О метрологии и метрологической деятельности» от 05.06.20214 № 1314-VІІ и других нормативно-правовых актов, касающихся средств измерительной техники.
Оснащение объектов потребителей узлами коммерческого учета осуществляется в соответствии с Порядком оснащения зданий узлами коммерческого учета и оборудованием инженерных систем для обеспечения такого учета, утвержденного приказом Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины от 09.08.2018 №206.
Обращаем внимание, Исполнитель услуги по централизованному водоснабжению/водоотводу обслуживает уличные, квартальные и дворовые сети водоснабжения и водоотвода, сооружения и оборудования, а также технологические приборы и устройства на них, находящиеся у него на балансе или имеющие соответствующий договор на обслуживание с потребителем .
Потребитель обслуживает и эксплуатирует собственные сети водоснабжения и водоотвода. В то же время, потребитель может заключать договор с исполнителем на обслуживание собственных сетей.
Важно! Акт разграничения имущественной принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон составляется как приложение к ТУ и включает вопросы, связанные с пределом имущественной принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, которые могут быть предметом спора.
В случае возникновения в процессе присоединения к централизованному водоснабжению/водоотводу конфликтной ситуации с Водоканалом адвокаты нашего Бюро помогут ее решить в судебном порядке в пользу клиента-Потребителя.
СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА И ПРАВОВЫЕ ПОЗИЦИИ СУДОВ В ДЕЛАХ ПО СПОРАМ С ВОДОКАНАЛОМ О ПРИСОЕДИНЕНИИ К ЦЕНТРАЛИЗОВАНОМУ ВОДОСНАБЖЕНИЮ/ВОДООТВОДУ
1.Водоканал не имеет права принуждать Потребителя к получению новых Технических условий в случае, когда факт подключения Потребителя к системе водоснабжения и водоотвода уже состоялся и между сторонами производятся расчеты по заключенному между сторонами договору.
Водоканалу запрещено заставлять потребителя переносить согласованный и установленный узел присоединения объекта к системе водоснабжения и водоотвода и счетчик в другое место.
Решением суда первой инстанции от 06.07.2023 отказано в удовлетворении Водоканала к ООО об обязательстве выполнить требование пункта 6.2.3. договора на отпуск воды из коммунального водопровода и принятия стоков в коммунальную канализацию от 01.01.2016 путем предоставления Истец копии технических условий на присоединение объекта Ответчика к системам централизованного питьевого водоснабжения и водоотвода города.
Оставляя 06.12.2023 указанное решение суда по-прежнему суд апелляционной инстанции отметил следующее.
Установлено, что ООО принадлежит праве частной собственности 8/33 встроенного нежилого помещения, общей площадью 296,2 м2. Водоканалом 30.09.2008 изготовлена документация на устройство водомерного узла Ш 15 мм (квартирного водосчетчика).12.04.2010 Водоканалом составлен акт о том, что в ООО обнаружено: врезку в основной стояк на дом и происходит водопотребление через незарегистрированный водомер. 29.04.2010 истец обратился к ответчику с письмом о выдаче технических условий на подключение к центральной системе водоснабжения и водоотвода ООО. Водоканалом утверждены технические условия 28.04.2010 на присоединение ООО к централизованным системам водоснабжения и канализации города. на учет опломбированный водомер.
01.05.2010 стороны заключили договор на отпуск воды из коммунального водопровода и принятие стоков в коммунальную канализацию, а 01.01.2016 г. стороны заключили новый договор, условия которого совпадают с условиями предварительного договора от 01.05.2010.
В соответствии с Актом ответчика от 04.02.2021 на ООО по заявлению абонента со счетчика снята пломба. Кроме того, отмечено, что для дальнейшего опломбирования необходимо получить и выполнить технические условия. В дальнейшем по просьбе ответчика истец отказывал опломбировать счетчик, поскольку, по его мнению, ответчик должен был получить новые технические условия.
Решением судов первой и апелляционной инстанции по другому делу признан противоправным отказ Водоканала Обществу в опломбировании счетчика воды и обязан Водоканал опломбировать надлежащий ООО счетчик воды.
Апелляционный суд отметил, что подача иска связана, прежде всего, с тем, что Истец считает, что Ответчик присоединился к системе централизованного питьевого водоснабжения и водоотвода города с нарушением требований действующего законодательства, поскольку должен иметь счетчик за пределами дома, в котором расположено помещение Ответчика. Для этого Истец должен вручить Ответчику Технические условия именно с таким расположением счетчика, после чего Истец потребует от Ответчика выполнить требования Технических условий путем переноса прибора учета за пределы дома.
Итак, предметом иска есть требование Истца о принуждении Ответчика выполнить обязательства по договору, а фактическим основанием иска есть обстоятельства присоединения объекта Ответчика к системе централизованного питьевого водоснабжения и централизованного водоотвода Истца.
Отказывая в удовлетворении исковым требованиям, суды исходили из того, что Истец не доказал, что его требования законными, а фактическое место присоединения объекта Ответчика к указанной системе нарушает права и интересы Истца.
В материалах дела есть предоставленная Ответчиком копия Технических условий от 30.09.2008, которые выданы ООО, утвержденный Водоканалом. Следовательно, у Ответчика есть Технические условия на установку и эксплуатацию водосчетчика, выданные именно Истецом.
Таким образом, судами сделан вывод, что утверждение Истеца о неисполнении договорных обязательств именно со стороны Ответчика, не приходится материалами дела, а заявленное исковое требование не соответствует сути заявленного нарушения. Истец же не признает указанные Технические условия, поскольку считает, что они выданы незаконно и не отвечают требованиям действующего законодательства.
Согласно п.п.1.2, 4.1-4.3 Правил № 190 технические условия – это комплекс условий и требований к инженерному обеспечению объекта архитектуры, которые должны соответствовать его расчетным параметрам, в том числе водоснабжению и водоотводу, а также особым условиям.
Для присоединения к системам централизованного водоснабжения и водоотвода заказчику необходимо получить технические условия в соответствии с Порядком предоставления архитектурно-планировочного задания и техническими условиями по инженерному обеспечению объекта архитектуры и определению размера платы за их выдачу, утвержденного постановлением КМУ от 20.12.1999 № 2328.
Запрещается любое самовольное подсоединение объектов водопотребления к действующим системам централизованного водоснабжения и водоотвода. В случае самовольного присоединения расчет производится согласно п. 3.3 настоящих Правил.
Производитель после получения от заказчика всех необходимых документов в соответствии с Порядком № 2328, в течение 15 дней выдает технические условия на основании опросного листа на присоединение объекта заказчика к системам централизованного водоснабжения и водоотвода с учетом мощностей сооружений, пропускной способности сетей, с указанием условий для проектирования ввода: места подключения, местоположения водомерного узла, условий для устройства промежуточного резервуара и насосов – повышателей давления и т.п.
Выдача Технических условий предшествует и является условием подключения Потребителя к системе водоснабжения и водоотвода и осуществляется исключительно производителем услуги водоснабжения.
Суды приняли во внимание, что факт подключения Ответчика к системе водоснабжения и водоотвода уже состоялся, между сторонами производятся расчеты по заключенному между сторонами договору.
То есть действия истца является принуждением Ответчика получить новые Технические условия, которые обязут последнего обеспечить присоединение объекта Ответчика к системе водоснабжения и водоотвода другим путем, а именно — за пределами дома.
В то же время, поскольку технические условия уже имеются, то истцом не доказано, что заявленные в иске требования отвечают законодательным требованиям, а фактическое место присоединения объекта ответчика нарушает какие-либо права истца.
2.Если отпала причина, по которой Водоканалом аннулировано согласованные ранее Технические условия, последние подлежат возобновлению
В случае утверждения водоканалом дополнительных к основным техническим условиям (по переподключению), то заключение отдельного договора к ним не требуется
Решением суда первой инстанции от 20.12.2021 удовлетворен иск ЧП, признаны противоправными действия Водоканала по аннулированию Технических условий №182 на вынесение участка водопровода из-под территории будущей застройки ЧП; обязано Ответчика осуществить переподключение сети ЧП к сети водоснабжения в соответствии с Техническими условиями №182 на вынесение участка водопровода из-под территории будущей застройки ЧП.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 26.04.2022 указанное решение оставлено по-прежнему с учетом следующее.
Установлено, что ЧП арендует земельный участок, где расположены объекты недвижимого и используется для размещения действующего торгового центра, а также строительства нового магазина. В связи с приведенным для строительства нового магазина истец разработал и согласовал документы на проведение подготовительных работ, а именно: -экспертный отчет (положительный); -технические условия №02-197 от 23.12.2019 на вынос кабельной канализации связи при строительстве магазина;-технические условия №182 от 26.12.2019 на вынос участка водопровода из- под территории застройки ЧП; -разрешения на проведение земельных работ.
Как отмечает истец, письмом от 08.07.2020 было уведомлено о рассмотрении без замечаний рабочих проектов переноса сетей водоснабжения и водоотвода для нового строительства. Во исполнение рабочего проекта ЧП проведены работы по вынесению водопровода из-под территории будущей застройки, о чем уведомлен ответчик письмом от 30.03.2021, в котором Истец также просил назначить дату осуществления переподключения.
Впрочем, письмом от 25.03.2021 Водоканалом уведомлено Истец об аннулировании технических условий № 182 от 26.12.2019 на вынесение водопровода из — под территории застройки по основаниям принятия решения горсоветом от 24.02.2021 об использовании части земельного участка коммунальной собственности для создания площадки отдыха.
Удовлетворяя иск, суды исходили из того, что в связи с тем, что на территории земельного участка, арендуемого истцом и намеренного осуществить на нем застройку, проходит магистральный водопровод, являющийся преградой для осуществления строительных работ, 26.12.2019 ответчиком на заказ истца выданы Технические условия №182 на вынесение участка водопровода из-под территории будущей застройки ЧП.
Верховным Судом по другому делу оставлено в силе решение суда первой инстанции о признании решения горсовета от 24.02.2021 г. противоправным.
21.07.2020 по результатам рассмотрения предоставленных Истцом заявления от 16.07.2020 ЧП были выданы Технические условия № 104 на присоединение магазина к централизованным системам водоснабжения и водоотведения. При этом Ответчик утверждает, что Технические условия №182 и №104 являются разными исходными данными, при этом действующими являются ТУ №104, которые никак не касаются выноса сетей, поэтому, по его мнению, выполнению подлежат только Технические условия №104.
Однако суд апелляционной инстанции не согласился с данной позицией апеллянта ввиду того, что ТУ №104 является частью исходных данных, необходимых для дальнейшего проектирования, получения разрешительных документов, фактического осуществления строительства и последующего подключения магазина к сети одновременно для осуществления самого строительства. необходимо вынесение участка трубопровода с территории строительной площадки, на выполнение чего и было выдано ТУ №182, поэтому невыполнение последних делает невозможным как дальнейшее осуществление строительства, так и выполнение ТУ.
Переподключение водопровода из-под территории застройки ЧП не проведено, что препятствует истцу осуществлять строительство нового магазина на земельном участке, где проходит магистральный водопровод. Решение горсовета по причине аннулирования ТУ № 182 отменено, а потому последние подлежат возобновлению.
Суд апелляционной инстанции отклонили также доводы апеллянта по поводу незаконного обязательства Водоканала осуществить переподключение по ТУ №182 на бездоговорных началах с нарушением порядка подключения к сетям централизованного водоснабжения и водоотведения.
Суд апелляционной инстанции отметил, что ТУ № 182 отличны от ТУ №104 в понимании ЗУ № 2918-III и не предусмотрены Правилами №190, впрочем, они не порождают обязанности заключения договора о предоставлении услуг по центральному водоснабжению и водоотводу, такой обязательно возникнет у сторон по результатам выполнения ТУ №104, поскольку именно они предусматривают присоединение будущего здания магазина к сети централизованного водоснабжения и водоотведения; по ТУ №182 предусмотрена безвозмездная передача вынесенного участка водопровода на балансовый учет ответчика по решению горсовета, поэтому переподключение вынесенных истцом труб должно быть осуществлено ответчиком к собственной сети водопровода для обеспечения возможности истцу осуществлять застройку арендованного им земельного участка.
3. Является неправомерным установление Водоканалом требований к Техническим условиям, не предусмотренным действующим законодательством
За занятие водоканалом монопольного положения на рынке предоставления услуг по централизованному водоснабжению и водоотводу и злоупотреблению этим Антимонопольный Комитет Украины налагает штрафы с требованием устранить выявленные нарушения
Постановлением Верховного Суда от 29.04.2024 оставлены в силе судебные решения предыдущих инстанций об отказе в удовлетворении Водоканала о признании недействительным решения Антимонопольного комитета о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции и наложении штрафа – 50 000 грн.
Оспариваемое решение АМК признано, что Водоканал в соответствии с ч. 1 ст. 12 ЗУ «О защите экономической конкуренции» от 11.01.2001 № 2210-III по результатам деятельности на протяжении временного периода: с января 2020 по октябрь 2022 занимало монопольное положение на рынке предоставления услуг по централизованному водоснабжению и водоотводу в части выдачи Технических условий в сети централизованного водоснабжения и водоотведения внутри территории расположения действующих распределительных сетей, которые находятся в собственности и пользовании Истец в определенных населенных пунктах с долей 100 %.; признано, что такие действия являются нарушением ч.1 ст. 13, п.2 ч. 1 ст. 50 ЗУ № 2210-III, что может привести к нарушению интересов потребителей (заказчиков услуг), которое было бы невозможным в условиях существования значительной конкуренции на рынке; обязан Водоканал прекратить нарушение и наложен штраф.
Верховный Суд согласился с судебными решениями предыдущих инстанций и принятым АМК оспариваемым решением с учетом следующего.
Исследуя вопросы барьеров поступления на рынок предоставления указанных услуг, Ответчик отметил, что такими барьерами являются административные, экономические и организационные ограничения, связанные с необходимостью получения разрешительных документов, построения (модернизации) соответствующей инфраструктуры, требующей значительных капиталовложений и длительного времени. В результате технологических особенностей производства и предоставления указанных услуг у Водоканала отсутствует конкуренция на соответствующей территории в пределах определенного товарного рынка и в пределах действующих распределительных сетей централизованного водоснабжения и водоотведения, которые находятся в собственности и пользовании Истец.
Учитывая приведенное и то, что потребители в установленных территориальных пределах рынка в исследуемый период времени не имели возможности выбора предприятия, которое предоставляло бы аналогичные услуги в пределах расположения водопроводно-канализационных сетей, которые находятся во владении и пользовании Водоканала, а также не имели альтернативы в полученные указанных выше услуг от другого субъекта хозяйствования, ВС пришел к выводу монопольное положение Истец в соответствии со ст. 12 Закона № 2210-III.
ВС также отметил, что действия истца по установлению дополнительных требований заказчикам в Технических условиях были верно квалифицированы АМК как злоупотребление им монопольным положением на рынке в соответствии с ч. 1 ст. 13 Закона № 2210-III и нарушением законодательства о защите экономической конкуренции согласно п.2 ч. 1 ст. 50, поскольку дополнительные требования в предоставленных Истцом копиях Технических условий таких как, условие об утверждении Технических условий на заседании исполнительного комитета городского совета, приобретение заказчиком чугунных люков для колодцев, замена аварийного участка напорного коллектора через железнодорожный путь, участие заказчика ими счетчика воды конкретного производителя и конкретной модели, осуществление компенсационных мер по благоустройству территории, обязательство приобрести для Предприятия уплотнители раструбов в определенном количестве для ремонта водопроводных сетей, не предусмотренные действующим законодательством Украины и нарушающие интересы заказчиков.
В связи изложенным Верховный Суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска Водоканала.
Если у Вас, как Потребителя, возникли проблемы с Водоканалом по присоединению к централизованной системе водоснабжения/водоотвода, обращайтесь к адвокатам АБ «Ткачук и партнеры», которые решат возникшие споры в судебном порядке в пользу клиента.