Перейти к содержимому
Главная страница » СПОРЫ О НАЗНАЧЕНИИ ЧЕРНОБЫЛЬСЬКОЙ ПЕНСИИ

СПОРЫ О НАЗНАЧЕНИИ ЧЕРНОБЫЛЬСЬКОЙ ПЕНСИИ

Одним из главных приоритетов государственной политики – это социальная защита граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы и, прежде всего, это обеспечение их конституционного права на Чернобыльскую пенсию.

  Предлагаем рассмотреть правовые позиции Верховного Суда по делам по спору о назначении Чернобыльской пенсии.

1. Наличие у Лица удостоверения личности потерпевшего в результате Чернобыльской катастрофы и справки органа местного самоуправления, подтверждающей факт регистрации и проживания Лица на территории гарантированного добровольного отселения более 20 лет, являются достаточным условиям, подтверждающим право лица на назначение пенсии с уменьшением пенсионного возраста в соответствии с ст. 55 Закона № 796-ХІІ

  Пенсионным органом отказано Лицу в назначении с 22.03.2023 пенсию по возрасту с уменьшением пенсионного возраста в соответствии со ст. 55 ЗУ «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы» от 28.02.1991 № 796-ХІІ, в связи с чем Личность обратилась в суд.

  Отказ мотивирован тем, что у Лица отсутствует право на снижение пенсионного возраста. Указано, что период проживания истца на территории зоны усиленного радиологического контроля – 03 года 11 месяцев 21 день. Замечено, что к заявлению о назначении пенсии приобщено решение суда, в котором вынесено решение о факте проживания истца на территории зоны усиленного радиологического контроля, но в справке от 09.03.2023 указанный период не указан, поэтому необходимо предоставить обновленную справку.

  Судебными решениями первой и апелляционной инстанции в удовлетворении отказано.

  В то же время Верховный Суд 24.05.2024 не согласился с выводами судов предыдущих инстанций с учетом следующего.

  Согласно ч.1 ст. 55 ЗУ № 796-ХІІ лицам, работавшим или проживавшим на территориях радиоактивного загрязнения, пенсии предоставляются с уменьшением пенсионного возраста, установленного ст. 26 ЗУ «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 09.07.2003 № 1058-IV, при наличии соответствующего страхового стажа, уменьшенного на количество лет уменьшения пенсионного возраста, но не менее 15 лет страхового стажа.

Пунктом 2 ч.1 ст. 55 Закона № 796-ХІІ предусмотрено, что потерпевшие от Чернобыльской катастрофы, в частности, лица, постоянно проживавшие или постоянно проживающие или постоянно работающие или постоянно работающие в зоне гарантированного добровольного отселения при условии, что они по состоянию на 01.01.1993 года прожили или отработали в В этой зоне не менее 3 лет имеют право на уменьшение пенсионного возраста на 3 года и дополнительно 1 год за 2 года проживания, работы, но не более 6 лет.

При этом начальная величина снижения пенсионного возраста устанавливается только лицам, постоянно проживавшим или постоянно работавшим в указанных зонах с момента аварии по 31.07.1986 независимо от времени проживания или работы в этот период.

Следовательно, условием для возникновения у лица права на назначение пенсии с уменьшением пенсионного возраста в соответствии с абзацем 5 п.2 ч. 1 ст. 55 Закона Закона № 796-ХІІ есть факт проживания и (или) работы такого лица в зоне гарантированного добровольного отселения в течение трех лет до 01.01.1993.

Начальная величина уменьшения пенсионного возраста (3 года) устанавливается только лицам, постоянно проживавшим или постоянно работавшим в указанных зонах с момента аварии по 31.07.1986 независимо от времени проживания или работы в этот период. Дополнительно, такие лица имеют право на уменьшение пенсионного возраста на 1 год за 2 года проживания, работы на соответствующей местности. При этом максимальный предел снижения пенсионного возраста в соответствии с положениями абз. 5 п. 2 ч.1 ст. 55 Закона № 796-ХІІ составляет 6 лет, независимо от того применялась начальная величина уменьшения пенсионного возраста к таким лицам или нет.

Установлено, что истец с 20.01.1989 по 26.10.1992 и с 26.10.1992 по настоящее время проживает в зоне гарантированного добровольного отселения.

Наличие у истицы удостоверения «Потерпевший от Чернобыльской катастрофы» подтверждает факт проживания или работы по состоянию на 01.01.1993 в зоне гарантированного добровольного отселения не менее 3 лет, поскольку приведенное обстоятельство является условием для выдачи такого удостоверения в соответствии с п.10 Порядка, утвержденного постановлением КМУ от 25.08.1992 № 501

Однако в оспариваемом решении пенсионный орган отметил, что в заявление вовлечено решение суда, в котором вынесено решение о факте проживания истца на территории зоны усиленного радиологического контроля, но в справке №648 от 09.03.2023 указанный период не указан.

По этому поводу ВС отметил, что истребование и проверка дополнительных документов и справок является обязанностью пенсионного органа, то есть переложение бремени доказывания, предоставление сведений и т.п. на истицу неприемлемо.

Следовательно, Верховный Суд пришел к выводу, что отказ пенсионного органа носит формальный характер, поскольку в справке от 09.03.2023 №648 четко указано, что она выдана Лицу и такая справка подтверждает факт проживания истицы на территории гарантированного добровольного отселения с 20.01.1989 по 2.2. 1992, с 26.10.1992 по настоящее время, что является достаточным условием для назначения ей пенсии с понижением пенсионного возраста.

Учитывая наличие у истицы удостоверения личности потерпевшего в результате Чернобыльской катастрофы и справки органа местного самоуправления, подтверждающей факт регистрации и проживания истицы на территории гарантированного добровольного отселения более 20 лет, Верховный Суд констатировал, что истица имеет право на назначение пенсии с уменьшением пенсионного возраста в соответствии со ст.  55 Закона № 796-ХІІ.

Верховным Судом отменены судебные решения предыдущих инстанций и вынесено новое решение о признании решения пенсионного органа об отказе противоправным и отменен и обязан ответчика назначить и выплачивать с 22.03.2023 Истцу пенсию по возрасту с уменьшением пенсионного возраста согласно ст. 55 Закона № 796-ХІІ.

2. Информация в трудовой книжке об обучении лица определенный период в учебном заведении, местонахождение которого не относится к зоне гарантированного добровольного отселения не свидетельствует, что он проживал по месту обучения

Факт регистрации и проживания Лица определенный период на территории гарантированного добровольного отселения подтверждается справкой соответствующего органа местного самоуправления

Постановлением Верховного Суда от 16.10.2024 оставлено в силе решение суда первой инстанции об удовлетворении иска Лица о признании противоправным и отменено решение пенсионного органа об отказе в назначении пенсии и обязано Ответчику назначить Истцу пенсию с понижением пенсионного возраста в соответствии со ст. 55 Закона № 796-ХІІ с 03.03.2023.

Соглашаясь с отказом пенсионных органов о назначении пенсии и отказывая в удовлетворении иска, суд апелляционной инстанции исходил из того, что уменьшение пенсионного возраста в соответствии с абзацем 5 пункта 2 части первой статьи 55 Закона 796-XII возможно при совокупном наличии двух самостоятельных условий:

1) постоянное проживание или постоянный труд, в частности, в зоне гарантированного добровольного отселения с момента аварии до 31.07.1986 независимо от времени проживания или работы в этот период, что является основанием для применения начальной величины снижения пенсионного возраста на 3 года;

2) постоянное проживание или постоянный труд не менее 3 лет по состоянию на 01.01.1993 в зоне гарантированного добровольного отселения, что является основанием для дополнительного уменьшения пенсионного возраста на 1 год за каждые 2 года проживания/работы.

В то же время истцом не подтвержден период проживания его в зоне гарантированного добровольного отселения в период: с 24.06.1987 по 21.06.1989 в связи с прохождением им срочной военной службы вне зоны (в соответствии с военным билетом); с 01.09.1990 по 01.07.1994 в связи с его обучением в университете, расположенном не в зоне гарантированного добровольного отселения.

То есть апелляционный суд пришел к выводу, что период работы (проживания) в зоне гарантированного добровольного отселения по состоянию на 01.01.1993 составил менее трех лет, что недостаточно для назначения ему пенсии по возрасту с уменьшением пенсионного возраста.

Вместе с тем, Верховный Суд не согласился с выводами суда апелляционной инстанции и отметил, что истец пострадавшим от Чернобыльской катастрофы (категория 3), что подтверждается удостоверением от 26.01.1995.

В периоды с 14.03.1969 по 28.08.1986, с 04.04.1990 по настоящее время (12.04.2023) Лицо зарегистрировано и постоянно проживает в городе, который отнесен к зоне гарантированного добровольного отселения в соответствии с постановлением №106, что подтверждается. .2023 №4980.

В решении об отказе указано, что к периоду постоянного проживания в зоне гарантированного добровольного отселения согласно справке от 12.04.2023 №4980 не учтен период обучения с 01.09.1990 по 01.07.1994 в университете.

Вместе с тем в трудовой книжке содержится только информация об обучении истца в университете в период с 01.09.1990 по 01.07.1994 (что также подтверждается дипломом), но в трудовой книжке не содержится информации о местожительстве истца, а информация, содержащаяся в трудовой книге и дипломе, не опровергает установленные судами обстоятельства, что истец пострадавшим от Чернобыльской катастрофы, проживавший и работал по состоянию на 01.01.1993 в зоне гарантированного добровольного отселения только трех лет.

С учетом приведенного Верховный Суд пришел к выводу, что отказ пенсионного органа носит формальный характер и не основывается на нормах закона, поскольку в справке от 12.04.2023 №4980 четко указано, что она выдана Лицу и эта справка подтверждает факт его проживания на территории гарантированного добровольного отселения с 14.03.1969 по 28.08.1986, с 04.04.1990 по настоящее время, что является достаточным условием для назначения ему пенсии с понижением пенсионного возраста в соответствии со ст. 55 Закона № 796-ХІІ.

3. Истребование и проверка дополнительных документов и справок является обязанностью пенсионного органа, то есть переложение бремени доказывания, предоставление сведений и т.п. Ненадлежащее исполнение пенсионным органом своей обязанности по проверке сведений, указанных в поданных документах, не может быть основанием для ограничения конституционного права лица на получение причитающейся ему пенсии.

Пенсионному органу запрещено отказывать в назначении Чернобыльской пенсии по формальным основаниям

Пенсионным органом отказано Лицу в назначении пенсию по возрасту с уменьшением пенсионного возраста в соответствии со ст. 55 ЗУ № 796-ХІІ, в связи с чем Лицо обратилось в суд.

Ответчик отказал истцу в назначении пенсии по возрасту со снижением пенсионного возраста, отметив, что согласно предоставленных документов период работы (проживания) в зоне гарантированного добровольного отселения на 01.01.1993 составляет 2 года 3 месяца 19 дней.

Судебными решениями первой и апелляционной инстанции в удовлетворении отказано.

  В то же время Верховный Суд 18.09.2024 не согласился с выводами судов предыдущих инстанций с учетом следующего.

Истец является потерпевшей от Чернобыльской катастрофы (категория 3), что подтверждается удостоверением от 18.09.1995.

В периоды с 16.11.1988 по 18.05.1990, с 05.06.1992 по 22.07.1994, с 26.07.1994 по 09.07.1996 и с 09.07.1996 по настоящее время Особое лицо, которое проживает в настоящее время. в зону гарантированного добровольного отселения в соответствии с постановлением №106, что подтверждается справкой Овручского городского совета от 21.12.2022 №6535.

Отказывая истцу в назначении пенсии, пенсионный орган ссылался на то, что в архивной справке от 13.01.2023 №6 содержится информация об обучении Лица в период с 23.08.1984 по 29.06.1988 в Ржищевском педагогическом училище с 26.01 по 01.03 1987-1988 учебный год на преддипломной практике в г. Овруч.

Однако в этой справке содержится только информация об обучении истицы и не содержится информации о месте жительства истицы, а информация, содержащаяся в этой справке, не опровергает установленные судами обстоятельства, что истица является потерпевшей от Чернобыльской катастрофы, проживавшей и работавшей по состоянию на 01.01. .1993 г. в зоне гарантированного добровольного отселения не менее трех лет, а наоборот лишь подтверждает, что в период с 26 января по 01 марта 1987-1988 учебного года она находилась на преддипломной практике в г. Овруч.

ВС обратил внимание, что истребование и проверка дополнительных документов и справок является обязанностью пенсионного органа, то есть переложение бремени доказывания, предоставление сведений и т.п. Ненадлежащее исполнение пенсионным органом своей обязанности по проверке сведений, указанных в поданных документах, не может быть основанием для ограничения конституционного права лица на получение причитающейся ему пенсии.

С учетом приведенного Верховный Суд пришел к выводу, что отказ пенсионного органа носит формальный характер и не основывается на нормах закона, поскольку в справке от 21.12.2022 № 6535 четко указано, что она выдана Лицу и эта справка подтверждает факт его проживания на территории гарантированного добровольного отселения с 16.11.1988 по 18.05.1990, с 05.06.1992 по 22.07.1994, с 26.07.1994 по 09.07.1996, с 09.07.1996 по настоящему времени ст. 55 Закона № 796-ХІІ.

Таким образом, Верховный Суд признал противоправным действия пенсионного органа и обязал назначить и выплачивать Истцу пенсию по возрасту с уменьшением пенсионного возраста в соответствии со ст. 55 Закона № 796-ХІІ по ее заявлению от 01.02.2023.