Суды рассматривают большое количество исков по спорам граждан с поставщиками тепловой энергии, которые начисляют оплату за предоставление этих услуг без учета показателей индивидуальных счетчиков, установленных в квартирах многоквартирного дома.
Верховный Суд 22.02.2023 сделал правовые выводы по поводу неправомерности таких действий со стороны поставщиков тепловой энергии.
Так, владелец квартиры многоквартирного дома обратился в суд с иском к КП «Киевтеплоэнерго» о признании действий противоправными по начислению стоимости услуг по центральному отоплению его квартиры без учета показателей индивидуального счетчика начиная с октября 2019 года, обязательства произвести перерасчет и в дальнейшем производить начисления на основании показателей индивидуального счетчика.
Иск мотивирован тем, что с октября 2018 истец установил в квартире счетчик квартирного учета тепловой энергии, который поставил на коммерческий учет (что подтверждается соответствующим актом) и в дальнейшем оплату услуг осуществлял по этому счетчику. В то же время с октября 2019 года ответчик начал начислять стоимость услуг по центральному отоплению без учета показателей индивидуального счетчика учета.
Решением районного суда, оставленным без изменений постановлением апелляционной инстанции, в иске отказано.
Судебные решения мотивированы тем, что узел учета тепловой энергии истец установил в неположенном месте, что делает невозможным объективное установление количества потребленной тепловой энергии. В частности, счетчик установлен непосредственно в квартире, но в ней отсутствует единый тепловой ввод, что делает невозможным установление распределительного учета тепловой энергии. В жилом доме обустроена система отопления, в которой происходит подключение отопительных устройств от подающих стояков вертикального типа. Поэтому, учитывая нормативно определенные критерии, техническая возможность установки узлов распределительного учета тепловой энергии при указанной схеме отсутствует. Однако суды пришли к выводу о возможности установить в квартире истца приборов-распределителей, что могло бы учитывать энергию по индивидуальному счетчику, а не установку узлов распределительного учета тепловой энергии. При этом необходимость такого фактического технического переоборудования суды мотивируют принятым КМУ Порядком № 829.
Верховным Судом 22.02.2023 указанные судебные решения отменены и удовлетворен иск в полном объеме с учетом следующего.
Согласно ч. 7 ст. 24 ЗУ «О коммерческом учете тепловой энергии и водоснабжения» № 2119-VIII, при наличии отдельного ответвления системы отопления в квартиру, установка узлов распределительного учета тепловой энергии для такой квартиры обязательна. На основании ч. 4 ст. 6 этого ЗУ, оператор внешних инженерных сетей, исполнитель коммунальной услуги, другое лицо, осуществляющее распределение объемов коммунальных услуг, обязаны принимать узлы учета, установленные в соответствии с требованиями настоящего Закона, на абонентский учет в течение 14 календарных дней, о чем составляется соответствующий акт.
До принятия порядка, которым должна была быть установлена процедура взятия на абонентский учет, а также осуществления пересмотра других нормативно-правовых актов в течение 6 месяцев со дня опубликования указанного ЗУ (02 августа 2017), действовали Правила № 630.
Пункт 10 Правил №630 предусматривал, что взимание платы по нормативам потребления при наличии квартирных средств учета без учета их показаний не допускается, то есть исполнитель и потребитель не имели права отказываться от учета показаний средств учета. Аналогично в соответствии со ст. 32 ЗУ «О теплоснабжении» при наличии средств учета оплата коммунальных услуг производится исключительно на основании их показателей на конец расчетного периода согласно условиям договора.
Согласно ч.7 ст. 4 ЗУ № 2119-VIII узлы распределительного учета тепловой энергии в случаях, когда это технически невозможно, не устанавливаются. В таком случае для определения объема тепловой энергии, потребленной на отопление, на всех отопительных устройствах (кроме размещенных в помещениях (местах) общего пользования многоквартирных домов) должны быть установлены приборы – распределители тепловой энергии, кроме случаев, когда это экономически нецелесообразно.
При этом на время установления счетчика квартирного учета тепловой энергии действовал Порядок, утвержденный приказом Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины от 09.08.2018 № 205, вступивший в силу 18 сентября 2018 года.
В пункте 10 этого Порядка определено, что при наличии отдельного ответвления системы отопления в квартиру, другое жилое или нежилое помещение установка узлов распределительного учета тепловой энергии для такой квартиры (помещения) обязательна. Однако этим порядком не запрещена установка узла распределительного учета тепловой энергии и за пределами помещения при наличии соответствующих условий.
Судами установлено, что устройство узла коммерческого учета тепловой энергии выполнено на основании рабочего проекта оборудования квартирного узла учета тепловой энергии, согласованного КП «Киевтеплоэнерго», а счетчик принят на коммерческий учет и замечаний у ответчика не было.
Следовательно, учитывая то, что КП «Киевтеплоэнерго», являющееся исполнителем услуг по централизованному отоплению квартиры, вопреки положениям ЗУ №2119-VIII, а также Правил № 630, действующим на время установления истцом счетчика тепловой энергии, ограничило право осуществлять оплату стоимости фактически полученной тепловой энергии в соответствии с данными установленного индивидуального узла распределительного учета тепловой энергии в принадлежащей ему квартире, а потому начисление оплаты за тепловую энергию на общих основаниях, без учета его показателей является противоправным.
Кроме того, претензии поставщика относительно необходимости установления средства учета тепловой энергии в соответствии с Порядком, утвержденном 10.10.2018 КМУ № 829, который принят после установления узла распределительного учета тепловой энергии и после принятия его на коммерческий учет индивидуального счетчика истца, а именно 12 октября 2018 года, прямо противоречит ст. 58 Конституции Украины (законы и другие нормативно-правовые акты не имеют обратного действия во времени, кроме случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность лица).
Приведенное дает основания для вывода, что суды предыдущих инстанций не учли, что изменение законодательства, регулирующего вопросы порядка установления и принятия на учет узла распределительного учета тепловой энергии, не прекращает возможность потребителя тепловой энергии при наличии установленного в предусмотренном порядке (на момент установления) индивидуального прибора учета тепла оплачивать такие услуги по показателям соответствующего счетчика.
Изменение законодателем технических требований относительно порядка установления узлов распределительного учета тепловой энергии (квартирных счетчиков) не является основанием для установки потребителем нового оборудования для учета тепла при условии, что таким потребителем до принятия нового Порядка № 829 уже установлен индивидуальный узел распределительного учета тепловой энергии.
При этом Порядок № 829 не предусматривает необходимость приведения ранее установленного узла учета в соответствие с настоящим Порядком и не устанавливает запрета на учет показателей по таким счетчикам, которые предоставляются потребителями. процедурой, ранее принятой на абонентский учет, до вступления в силу Порядка № 829.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении ВС от 02.11.2021.
Следовательно, показатели счетчиков, установленных и принятых на учет в установленном законом порядке до принятия Порядка №829 должны учитываться исполнителем услуг.