Перейти к содержимому
Главная страница » ВЕРХОВНЫЙ СУД ПРИЗНАЛ НЕПРАВОМЕРНЫМИ РЕШЕНИЯ ПФУ О ПЕРЕРАСЧЕТЕ ПЕНСИИ С ЗАНИЖЕНЫМИ ПРОЦЕНТАМИ ПЕСИОНЕРАМ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ УКРАИНЫ

ВЕРХОВНЫЙ СУД ПРИЗНАЛ НЕПРАВОМЕРНЫМИ РЕШЕНИЯ ПФУ О ПЕРЕРАСЧЕТЕ ПЕНСИИ С ЗАНИЖЕНЫМИ ПРОЦЕНТАМИ ПЕСИОНЕРАМ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ УКРАИНЫ

Суть дела состоит в том, что пенсионер ВСУ обратился в ГУ ПФУ с заявлением о проведении с 01.01.2018 года перерасчет та выплату основного размера пенсии, исходя с 90 % денежного обеспечения с учетом проведенных платежей, указанных в справке ГУ ПФУ о размере денежного  обеспечения, установленного для соответствующей (аналогичной) должности (на день увольнения со службы). Однако, ГУ ПФУ при перерасчете снизило процентный размер пенсии с 90 % до 70 % денежного обеспечения.

Дело № 300/5477/21, по иску пенсионера рассматривалось в судах первой и апелляционной инстанций, которые признали такие действия ответчика неправомерными и обязали его пересчитать и выплатить истцу пенсию в размере 90 % денежного обеспечения.

Соглашаясь 2 марта 2023 года с такими решениями предыдущих инстанций Верховный Суд указал, что при перерасчете пенсии на основании Постановлений КМУ № 103 «О перерасчете пенсий лицам, уволенным с военной службы, и некоторым другим категориям лиц» от 21.02.2018 и № 704 от 30.08.2017 «О денежном обеспечении военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава и некоторых других лиц» ее максимальный размер должен исчисляться, исходя из размера пенсии в процентах, определенных на момент выхода на пенсию.

Верховный Суд подчеркнул, что разница процентного значения размера основной пенсии для военнослужащих, которые вышли на пенсию в разный период, обусловлена действующими на тот момент редакциями статьи 13 Закона Украины «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц» от 09.04.1992 года № 2262-XII.

При внесении изменений в указанную статью в 2011 году и 2014 году в заключительных и переходных положениях законов о внесении изменений в Закон № 2262-XII не указывалось предостережение касательно изменений (уравнения) размера процентов получаемой пенсии  лицам, которым она раньше была назначена в максимальном размере 90 %, 80 %, к размеру, который определен действующей редакцией статьи 13 Закона № 2262-XII.

При этом Суд указал, Верховный Суд определением от 30.11.2022 по делу № 380/24477/21 обращался в Большую Палату Верховного Суда, относительно необходимости отступления от правовой позиции БП ВС, изложенной в образцовом деле № 240/5401/18. Указанное определение было мотивировано тем, что сформированная Большой Палатой Верховного Суда в постановлении от 16.10.2019 в образцовом деле № 240/5401/18 правовая позиция приводит к тому, что лица, имеющие право на пенсию согласно Закона № 2262-ХІІ, выходя на пенсию в данное время, получают выплаты ниже, чем лица, которым пенсия выплачивалась на уровне 80-90 %, но с обновленного денежного обеспечения. В связи с этим в спорных правоотношениях следует сформировать практику, по которой к правоотношениям о перерасчете пенсий лица по нормам Закона № 2262-ХІІ пенсионному органу следует применят действующую на момент перерасчета редакцию статьи 13 Закона № 2262-ХІІ в части определения процентов денежного обеспечения, с которого рассчитывается пенсия (из законодательно определенным ограничением, что в случае если в результате перерасчета пенсий, размеры пенсий лицам, имеющим право на пенсию по этому Закону, ниже, сохраняются размеры раньше назначенных пенсий).

Однако, определением Большой Палаты Верховного Суда от 12 января 2023 года постановлено вернуть дело № 380/24477/21 в кассационный административный суд в составе Верховного суда для рассмотрения в соответствующей коллегии.

Верховный Суд по данному делу обратил внимание, что разные подходы к механизму перерасчета пенсий (денежного обеспечения) разных категорий лиц обусловлен, как разным конституционного-правовым статусом (например, согласно ч. 5 статьи 17 Конституции Украины государство обеспечивает социальную защиту граждан Украины, пребывающих на службе в Вооруженных Силах Украины и в других военных формирований), так и законодательным регулированием (в частности, существенными изменениями в оплате труда (денежном обеспечении) прокуроров, судей).

С учетом вышеизложенного и правовой позиции Большой Палаты Верховного Суда, сформулированной в образцовом деле № 240/5401/18, Верховный Суд в этом деле пришел к выводу, что у территориальных органов Пенсионного фонда Украины отсутствуют предусмотренные законом полномочия уменьшать размер пенсии для лиц, которым она назначена раньше в размере большем, чем это предусмотрено действующей редакцией статьи 13 Закона № 2262-ХІІ; такой подход базируется на законе, который в аспекте спорных правоотношений, соответствует критерию качества и предсказуемости закона.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *