УСЛУГИ АДВОКАТА
Назначение льготной пенсии Строителям предусмотрено ст. 13 Закона «О пенсионном обеспечении», ст. 114 Закона «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», Списком №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей в работах с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых полный рабочий день дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях в разделе Строительство, Реконструкция, Техническое, Переоснащение, Реставрация и ремонт зданий, Сооружений и других объектов.
К данным профессиям относятся Асфальтобетонщики, Битумники, Бетонники, Маляры, Облицовщики-плиточники, Строительные Слесари, Штукатуры.
Учитывая, что пенсия Строителям дает право на существенное снижение пенсионного возраста, органы Пенсионного фонда часто выносят отказы в назначении такой пенсии, ссылаясь на неправильность заполнения трудовой книжки, наличие ошибок в уточняющих справках, отсутствие аттестации рабочего места, отсутствие взносов на социальное страхование.
Однако большинство таких отказов органов Пенсионного фонда в назначении пенсии Строителям безосновательны, и при судебном обжаловании суды отменяют такие отказы.
УСЛУГИ АДВОКАТА ПРИ НАЗНАЧЕНИИ ПЕНСИИ СТРОИТЕЛЯМ:
-Расчет льготного и общего стажа, определение права на назначение пенсии Строителя; расчет размера пенсии;
-Представительство интересов в органах Пенсионного фонда при предоставлении документов по оформлению документов на назначение пенсии Строителя;
-Обжалование в судебном порядке отказов органов Пенсионного фонда о назначение пенсии Строителя;
-Обжалование в апелляционном и кассационном порядке судебных решений о назначении пенсии Строителя;
-Сопровождение исполнения судебных решений по назначению пенсии Строителя.
СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА И ПРАВОВЫЕ ПОЗИЦИИ СУДОВ ПРИ РАССМОТРЕНИИ ДЕЛ ПО СПОРУ О НАЗНАЧЕНИИ ПЕНСИИ СТРОИТЕЛЯМ
1. На льготных условиях имеют право на пенсию по возрасту, независимо от места последней работы, работники, занятые полный рабочий день на других работах с вредными и тяжелыми условиями труда, — по Списку № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, утвержденных КМУ (профессия – монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций), и по результатам аттестации рабочих мест – после достижения 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет у мужчин, из них не менее 12 лет 6 месяцев на указанных работах, и не менее 20 лет у женщин, из них не менее 10 лет на указанных работах (п.«б» ст. 13 Закона № 1788-ХІІ с учетом Решения КСУ от 23.01.2020 по делу № 1-р/2020)
Основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка, а когда в ней отсутствуют сведения, определяющие право на пенсии на льготных условиях или за выслугу лет, установленные для отдельных категорий работников, для подтверждения специального трудового стажа принимаются уточняющие справки предприятий, учреждений, организаций или их правопреемников
Непроведение или несвоевременное проведение аттестации рабочих мест собственником предприятия не может являться основанием для отказа в назначении пенсии по возрасту на льготных условиях
Постановлением Верховного Суда от 28.01.2022 оставлено по-прежнему решение судов предыдущих инстанций об удовлетворении иска Лица признания противоправным действий пенсионного органа и обязан последний назначить Истцу с 25.04.2016 пенсию по возрасту на льготных условиях по Списку №2 с дающий право на пенсию согласно п. «б» ст. 13 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» № 1788-ХІІ, периода работы с 05.12.1985 по 02.12.1990 в Монгольской Народной Республике в должности монтажника стальных и железобетонных конструкций, с 21.01.1999 по 06 монтажника пятого разряда стальных и железобетонных конструкций, с 1998 по 2005 год в Российско-Монгольской строительной компании в должности монтажника стальных и железобетонных конструкций.
Письмо от 12.05.2016 Ответчик отказал Истцу в назначении льготной пенсии по возрасту в соответствии с пунктом «б» статьи 13 Закона № 1788-ХІІ в связи с тем, что предоставленные им копии справок не соответствуют образцу справки, предусмотренной п. 20 Порядка подтверждения имеющегося трудового стажа для назначения пенсии при отсутствии трудовой книжки или соответствующих записей в ней, утв. постановлением КМУ от 12.08.1993 №637, а также нет данных после 21.08.1992 о проведении аттестации рабочего места.
Не соглашаясь с указанной позицией пенсионного органа и отказывая в удовлетворении кассационную жалобу Ответчика ВС отметил следующее.
Согласно пункту «б» ч.1 ст. 13 Закона № 1788-ХІІ (в редакции действующей на время возникновения спорных правоотношений) на льготных условиях имеют право на пенсию по возрасту, независимо от места последней работы работники, занятые полный рабочий день на других работах с вредными и тяжелыми условиями труда, — по Списку №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, утверждаемым КМУ, и по результатам аттестации рабочих мест — по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 30 лет у мужчин, из них не менее 12 лет 6 месяцев на указанных работах, и не менее 25 лет у женщин, из них не менее 10 лет на указанных работах.
В соответствии со статьей 62 настоящего Закона основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка.
Согласно пункту 20 Порядка №637 в тех случаях, когда в трудовой книжке отсутствуют сведения, определяющие право на пенсии на льготных условиях или за выслугу лет, установленные для отдельных категорий работников, для подтверждения специального трудового стажа принимаются уточняющие справки предприятий, учреждений, организаций или их правопреемников.
При определении права на пенсию по возрасту на льготных условиях применяются Списки, действующие в период работы лица. В льготный стаж засчитывается весь период работы на соответствующих должностях или по профессиям независимо от даты их внесения в Списки при подтверждении документами соответствующих условий труда за время выполнения работы до 21.08.92 и по результатам проведения аттестации рабочих мест по условиям труда после 21.08.92 ( пункт 3 Порядка № 383 (в редакции, действующей на момент возникновения правоотношений)).
Согласно Списку №2 от 22.08.1956 №1173 и от 26.01.1991 №10 профессия монтажника по монтажу стальных и железобетонных конструкций предусмотрена в разделе XXIX Строительство зданий и сооружений: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи жилых и культурно-бытовых, а также надземных зданий и сооружений шахт, рудников и коммуникаций (пункта «а» рабочие; №1173) и подразделения 2290000-14612 (№10).
Установлено, что в течение спорных периодов истец работал в должностях с вредными и тяжелыми условиями труда, работа на которых дает право на назначение пенсии на льготных условиях. Такие обстоятельства подтверждены данными льготных справок, архивных справок и сведениями о заработной плате.
Следовательно, истец отвечает условиям назначения пенсии по возрасту на льготных условиях по п. «б» ст. 13 Закона № 1788-ХІІ, поэтому ВС пришел к выводу о наличии оснований для зачисления спорных периодов в льготный стаж Истца.
При этом ВС отклонил доводы Кассатора на отсутствие сведений о проведении на предприятии аттестации должности Истца, как безосновательные, ссылаясь на образцовое дело ВС по этому вопросу, в котором изложен правовой вывод: непроведение или несвоевременное проведение аттестации рабочих мест собственником предприятия не может быть основанием для отказа в назначении пенсии по возрасту на льготных условиях. Ответственность за непроведение или несвоевременное проведение аттестации рабочих мест возлагается на собственника предприятия, а не на работника. При этом контролирующую функцию в отношениях по проведению аттестации рабочих мест на предприятии выполняет государство в лице соответствующих контролирующих органов, а не работник.
2. Если в Списке №2 предусмотрена позиция относительно Лица, имеющего право на пенсию по возрасту на льготных условиях-«Кладчики, постоянно работающие в бригадах кладчиков и в специализированных звеньях кладчиков комплексных бригад», а профессиональное название работы «кладчик», что указанная работодателем в трудовой книжке, без уточнения, что Лицо является кладчиком бригады кладчиков или в специализированном звене кладчиков комплексной бригады не может быть основанием для отказа Лицу в назначении льготной пенсии, поскольку такая неточность является формальной
Постановлением суда апелляционной инстанции от 01.02.2023 оставлено в силе решение суда первой инстанции об удовлетворении иска Лица об отмене решения пенсионного органа и обязано последний зачислить период работы Лицу в Строительном управлении строительно-монтажного треста с 22.07.1985.1985. должности каменщика по Списку №2; повторно рассмотреть заявление назначения пенсии от 15.03.2022 с учетом выводов суда.
Оспариваемое решение пенсионного органа мотивировано тем, что в страховой стаж не был отнесен период работы с 22.07.1985 по 12.01. 1998 г. в Строительном управлении, поскольку в предоставленных первичных документах (приказы, ведомости начислений) отсутствует информация, что заявительница постоянно работала в бригадах кладчиков и в специализированных звеньях кладчиков комплексных бригад на строительстве (ремонте) зданий, сооружений и других объектов на условиях, которые дают право на пенсию по Списку №2.
В обоснование позиции апелляционный суд указал следующее.
Раздел ХХVІІ «Строительство зданий и сооружений: промышленных, энергетических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также надземных зданий и сооружений шахт, ископаемых и коммуникаций» Списка №2, утвержденном постановлением КМУ №10 от 26.01.1991, дополненный в соответствии с постановлением КМУ от 09.08.1991 №591 предусмотрена позиция 2290000а-12680 «Кладчики, постоянно работающие в бригадах кладчиков и в специализированных звеньях кладчиков комплексных бригад».
Списком №2, утвержденным постановлением КМУ №162 от 11.03.1994, предусмотрена позиция 2290000а-12680 «Кладчики, которые постоянно работают в бригадах кладчиков и в специализированных звеньях кладчиков комплексных бригад, в разделе XXV и других объектов».
При таких обстоятельствах, с 09.08.1991 работа кладчика внесена в Список №2 и, в соответствии с пунктом 3 Порядка №383 в льготный стаж, засчитывается весь период работы на соответствующих должностях или по профессиям независимо от даты их внесения в Списки при условии подтверждения документами соответствующих условий. труды за время выполнения работы до 21.08.1992 и по результатам проведения аттестации рабочих мест по условиям труда после 21.08.1992.
В трудовой книжке Истца содержатся записи о периоде работы с 22.07.1985 – по 12.01.1998 кладчиком.
Согласно приказу № 235 от 16.08.1994 ЗАО об утверждении результатов рабочих мест по условиям труда, для определения права работников на льготное пенсионное обеспечение по Списку №2 кладчики аттестованы по Списку №2.
При этом, пунктом 11 Порядка подтверждения периодов работы, относимых к трудовому стажу для назначения пенсии на льготных условиях или за выслугу лет, утвержденного постановлением правления Пенсионного фонда Украины 10.11.2006 №18-1 не требуется предоставление документов о создании комплексных бригад, специализированных бригад.
Кроме того, согласно Общесоюзному классификатору «Профессии рабочих, должности служащих и тарифным разрядам», утвержденному и введенному в действие постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 27.08.1986 №016 предусмотрено название профессии рабочего «кладчик», код – 12680, диапазон тарифных – 2-6.
Учитывая изложенное, апелляционный суд пришел к выводу о том, что профессиональное название работы «кладчик», указанное работодателем в трудовой книжке, без уточнения, что истец является кладчиком бригады кладчиков или в специализированном звене кладчиков комплексной бригады не может быть основанием для ограничения конституционного права на социальную защиту, поскольку такая неточность является формальной.
Следовательно, апелляционный суд отметил о наличии права у Истца на зачисление периода работы в Строительном управлении с 22.07.1985 — по 12.01.1998 в должности кладчика в льготный стаж по Списку №2.
3. Не может возлагаться бремя доказательства правдивости или достоверности данных, указанных в трудовой книжке Лица или других официальных документах на Истца.
Неточные записи в первичных документах по учету трудового стажа при наличии надлежащим образом оформленной трудовой книжки не могут быть основанием для исключения указанных периодов работы по трудовому стажу, что дает право на назначение льготной пенсии по возрасту, поскольку работник не может отвечать за правильность и полноту оформления документов на предприятии
Основанием для назначения пенсии на льготных условиях является соответствующий подтвержденный стаж работы, а не соблюдение всех формальных требований при заполнении трудовой книжки или других документов (справок, приказов), поскольку определяющим является подтверждение факта занятости лица на соответствующих работах (в частности, по профессии кладчик, которая включена в Список № 2)
Постановлением суда апелляционной инстанции от 12.04.2021 оставлено в силе решение первой инстанции об удовлетворении иска Лица об отмене решения пенсионного органа и обязана Ответчика назначить Истцу пенсию на льготных условиях согласно п. «б» ст. 13 Закона № 1788-ХІІ с даты обращения за назначением пенсии (03.06.2020).
Обжалуемое решение пенсионного органа мотивировано тем, что страховой стаж Истца составляет 29 лет 6 месяцев 17 дней, однако, льготный стаж по Списку №2 отсутствует, поскольку не зачислен периодов работы Истца в качестве подсобного рабочего с 06.09.1985 по 23.02. 1987 и кладчика с 24.02. 1987 г. по 18.01. 2011 в ОАО, что дает право на назначение пенсии по возрасту на льготных условиях по Списку №2. Кроме того, в трудовой книжке и первичных документах по учету трудового стажа Лица содержатся недостатки, что вызывает сомнение в их подлинности.
Суд апелляционной инстанции указал, что абзацем третьим п. «б» ч.1 ст.13 Закона № 1788-ХІІ установлено, что при отсутствии стажа работы, установленного абзацем первым настоящего пункта, в период до 1 апреля 2024 года пенсия по возрасту на льготных условиях назначается, в частности, при наличии стажа работы с 1 апреля 2020 года по 31 марта 2021 года – не менее 28 лет у мужчин и не менее 23 лет у женщин
Из анализа указанной нормы права и ст. 114 Закона №1058-ІV, для назначения пенсии на льготных условиях при отсутствии стажа работы необходимо наличие не менее 28 лет страхового стажа в период с 01 апреля 2020 года по 31 марта 2021 года на дату достижения 55 лет, из них 12 лет 6 месяцев по указанных в Списке № 2 профессиях.
В трудовой книжке истца содержатся записи о периоде работы с 24.02.1987 по 18.01.2001 кладчиком. Указанный период работы Истца кладчиком Строительного управления подтверждается также архивной справкой.
Приказом БУ от 19.12.1994 утвержден перечень рабочих мест и профессий, работников, имеющих право на льготное пенсионное обеспечение по Списку №2, в частности, кладчики.
Итак, установлено, что с 09.08.1991 работа каменщика внесена в Список №2, 19.12.1994 года по результатам проведения аттестации рабочих мест утвержден перечень рабочих мест и профессий, работников, имеющих право на льготное пенсионное обеспечение по Списку №2, в частности, кладчики, а потому в соответствии с пунктом 3 Порядка №383 в льготный стаж должен засчитываться весь период работы Истца в должности «кладчика» в Строительном управлении.
При таких обстоятельствах, на время обращения с заявлением к Ответчику льготный стаж для назначения ему пенсии по возрасту на льготных условиях, который ответчик отказался учесть, был должным образом подтвержден и составлял 13 лет 10 месяцев и 26 дней.
При этом страховой стаж истца составляет 29 лет 6 месяцев 17 дней, что подтверждается записями в трудовой книжке и архивными справками. На время обращения Истцу исполнилось 55 лет.
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о безосновательности отказа пенсионным органом в назначении Истцу пенсии по возрасту на льготных условиях.
Апелляционный суд также отклонил доводы Ответчика относительно недостатков записей в трудовой книжке Истца и других документах, предоставленных в подтверждение стажа и льготного стажа работы.
При этом суд отметил, что на Лицо не может возлагаться бремя доказательства правдивости или достоверности данных, указанных в его трудовой книжке или других официальных документах. Неточные записи в первичных документах по учету трудового стажа и начислению заработной платы на конкретную должность, занимаемую истцом в тот или иной период его работы на предприятии при наличии должным образом оформленной трудовой книжки, не могут быть основанием для исключения указанных периодов работы по трудовому стажу, что дает право на назначение льготной пенсии по возрасту, поскольку работник не может отвечать за правильность и полноту оформления документов на предприятии.
В свою очередь, недостатки ведения и заполнения трудовой книжки и другой документации по вине администрации предприятия не могут являться основанием для лишения Лица его права на социальную защиту, в частности, на пенсию по возрасту на льготных условиях.