У большинства украинцев находится в собственности недвижимое имущество (квартира, дом, нежилое помещение). Однако не все знают о том, что в Украине вот уже несколько лет существует обязанность платить налог на недвижимое имущество.
Порядок начисления и уплаты налога на недвижимость определен в Законе Украине «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины по налоговой реформе» от 28.12.2014 № 71- VІІІ. В частности, в ст. 266 НК Украины детализировано порядок и все другие юридические моменты начисления и уплаты этого налога.
Налог на недвижимое имущество (правильное его название- налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, ст. 266 НКУ)- это часть комплексного налога на имущество ( к которому еще принадлежат плата за землю и транспортный налог, ст. 265 НКУ). Уплачивают налог в местные бюджету (ст. 10 НКУ).
Плательщиками налога являются физические и юридические лица, а также иностранцы, являющиеся собственниками объектов жилой и нежилой недвижимости, в том числе ее части, отличной от земельного участка (п.п.266.1.1., п.п.266.2.1. НК Украины).
Подпунктом 266.1.2 ст. 266 НКУ определено плательщиков налога в случае пребывания, в частности, объектов жилой и нежилой недвижимости в совместной или частичной собственности нескольких лиц, в частности: если объект жилой или нежилой недвижимости находится в совместной собственности нескольких лиц, но не разделенный в натуре, плательщиком налога является одно из таких лиц—собственников, определенный по их согласию, если иное не установлено судом.
Поскольку ст. 266 НКУ не определено такого плательщика, как физическое лицо-предприниматель, то такой плательщик – собственник объектов жилой и нежилой недвижимости уплачивает налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, по нормам, предумотренным для физических лиц.
Имущество, которое не облагается налогом:
- недвижимое имущество, пребывающее в собственности органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, которые полностью содержатся за счет соответствующего государственного или местного бюджета и являются неприбыльными;
- недвижимое имущество, которое находится в зонах отчуждения;
- строения детских домов семейного типа;
- общежития;
- жилая недвижимость непригодная для проживания, в том числе в связи с аварийным состоянием, признана такой согласно с решением сельского, поселкового, городского совета;
- недвижимое имущество, в том числе его части, принадлежащее детям-сиротам, детям, лишенным родительской опеки, и лицам с их числа, признанными такими согласно закона, детям с инвалидностью, которые воспитываются одинокими матерями (отцами), но не больше одного такого объекта на ребенка;
- недвижимое нежилое имущество, использующееся субъектами хозяйствования малого и среднего бизнеса, которые осуществляют свою деятельность в малых архитектурных формах и на рынках;
- строения промышленности, в частности производственные корпусы, цеха, складские помещения промышленных предприятий;
- строения, сооружения сельскохозяйственных товаропроизводителей, предназначеных для использования непосредственно в сельскохозяйственной деятельности;
- недвижимое имущество, которое находится в собственности общественных организаций лиц с инвалидностью и их предприятий;
- недвижимое имущество, которое находится в собственности религийных организаций, статуты (положения) которых зарегистрированы в установленном порядке, и используются исключительно для обеспечения их статутной деятельности, включая те, в которых осуществляют деятельность основаные такими религийными организациями благотворительные организации (приюты, интернаты, больницы и др.), кроме объектов недвижимости, в которых осуществляется производственная и/или хозяйственная деятельность;
- строения дошкольных и общеобразовательных учебных заведений независимо от формы собственности и источников финансирования, использующиеся для предоставления образовательных услуг;
- нежилое недвижимое имущество государственных и коммунальных детских санаторно-курортных заведений и учреждений оздоровления и отдыха детей, находящихся на балансе предприятий, учреждений и организаций, являющихся неприбыльными и внесенными контролирующим органом в Реестр неприбыльных учреждений и организаций (в случае исключения из Реестра –налог платится);
- нежилое недвижимое имущество государственных и коммунальных центров олимпийской подготовки, школ высшего спортивного мастерства, центров физического здоровья населения, центров с развития физической культуры и спорта лиц с инвалидностью, детско-юношеских спортивных школ, а также центров олимпийской подготовки, школ высшего спортивного мастерства, детско-юношеских спортивных школ и спортивных сооружений всеукраинских физкультурно-спортивных обществ, их местных ячеек и обособленных подразделений, являющихся неприбыльными и включенными в Реестр неприбыльных учреждений и организаций (в случае исключения из Реестра –налог платится);
- нежилое недвижимое имущество баз олимпийской и параолимпийской подготовки (перечень утверждается КМУ);
- жилое едвижимое имущество, принадлежащее многодетным или приемным семьям, в которых воспитывается пять и больше детей;
- объекты жилой и нежилой недвижимости, расположенной на временно оккупированной территории и/или территории населенных пунктов на линии столкновения, находящихся в собственности физических и юридических лиц.
Следует указать, что, например, индивидуальные (садовые) жилищные дома, садовые или частные дома, принятые (введенные) в эксплуатацию, но право собственности на которые не оформлено (не зарегистрировано) в установленном порядке, не являются объектом налогообложения.
В случае если в Реестре вещных прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на объект незавершенного строительства с открытием раздела как на объект незавершенного строительства, то такое имущество не является объектом налогообложения.
Если же лицо стало собственником квартиры в новострое, или самостоятельно построило жилой дом, то обязанность платить налог на недвижимое имущество возникнет у лица только после государственной регистрации права собственности на объект недвижимости в Государственном реестре вещных прав на недвижимое имущество.
Кроме приведенных высше объектов органы местного самоуправления также могут устанавливать определенные льготы, освобождая объекты недвижимости от налогообложения на соответствующих территориях (пп.266.4.2 НКУ). Например, это могут быть льготы для неприбыльных организаций. Льготы по налогу, которые платят на соответствующей территории с объектов жилой и нежилой недвижимости, для физлиц определяют исходя из их материального состояния и уровня доходов.
В случае, если часть промышленного строения здается в оренду, то налог на недвижимость уплачивается именно на эту переданную в оренду часть строения. Например, общая площадь строения 500 м2, а передано в оренду 200 м2-тогда налог на недвижимость платится за эти 200 м2.
Кто освобожден от уплаты налога на недвижимость.
Согласно с Законом Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законодательные акты Украины об усовершенствовании законодательства на период действия военного положения» № 2142-IX от 24.03.2022, налог на недвижимое имущество могут не платить:
-
- Собственники жилья, которое оказалось на территориях, где продолжаются активные военные действия.
- Собственники жилой недвижимости, размещенной на территориях Украины, попавших во временную оккупацию РФ.
- Собственники жилья, которое утратило свою пригодность из-за войны.
Обращаю внимание, территориального ограничения в этом пункте нет. То есть, от налога за недвижимость могут быть освобождены собственники жилья, расположенного и в сравнительно безопасных областях Укрианы, однако оккупаты повредили его ракетными ударами. Также это может касатся местностей, освобожденных от российской оккупации, где дома или квартиры испытали другие разрушения агрессора.
- Собственники коммерческих и других видов недвижимости, если объекты расположены в прифронтовых регионах или на оккупированых РФ территориях.
В продолжительности действия таких «налоговых каникул» существуют отличия по категориям собственников недивжимого имущества:
- физические лица освобождаются от отчислений за владение недвижимостью на 2021 и 2022 года. Поскольку уплата такого налога осуществляется за предыдущий год, речь идет о 2022 и 2023 годах;
- юридические лица имеют право не уплачивать налог на недвижимость за перод с 1 марта 2022 года по 31.12.2022 года. За январь-февраль 2022 юридическим лицам, которые владеют нежилой недвижимостью, налог придется заплатить.
Если жилье, коммерческая или другие виды недвижимости не оказались в зоне активных боевых действий или временной российской оккупации, не разрушены и не повреждены вражескими снарядами, особенные правила налога в этом случае не действуют. Вопреки войне, налог на недвижимость придется заплатить.
Налоговый кодекс также определяет так называемых льготников по уплате указанного налога.
Тут следует отметить 2 группы льготников:
- Льготники по площади недвижимости.
- Льготники по социальному статусу (по уровню доходов и имущественному состоянию).
Льготники по площади недвижимости
Все физические и юридические лица, имеющие в собственности жилую недвижимость могут не платить налог, если площадь этой недвижимости не превышает нормативный минимум, опрделенный в ст. 266 НК Украины. В частности:
- для квартиры/квартир независимо от их колличества – не больше 60 кв. метров;
- для жилого дома/домов независимо от их колличества-не больше 120 кв. метров;
- для разных типов объектов жилой недвижимости, в том числе их частей (в случае одновременного нахождения в собственности плательщика налога квартиры/квартир и жилого дома/домов, в том числе их частей),- не больше 180 кв. метров.
Если же площадь их жилой недвижимости больше за этот норматив, то налог насчитывается только на разницу между фактической и нормативной площадью. Например, если у лица есть квартира на 100 кв.м., то площадь по налогообложению будет составлять 100кв.м-60 кв.м = 40 кв.м. Следует также обратить внимание, что для расчета налога всегда берется общая площадь жилья (а не жилищная площадь).
Льготники по социальному статусу
Другая категория льготников может определятся местными советами. Это как правило незащищенные слои населения или определенные категории граждан с особенным статусом.
Конкретный перечень льготников определяется решением местного совета на собственное усмотрение. Налоговый кодекс только указывает, что это могут быть имущественные категории «исходя из их материального состояния и уровня доходов».
Ставка налога на недвижимость
Точные ставки и размеры налога на недвижимость определяются местными общинами (органами местного самоуправления). Именно сельские, поселковые, городские советы утверждают ставки налога на каждый год.
Каждый местный совет вправе установить дифференциацию налога в зависимости от зоны размещения в пределах территории населенного пункта, а также за типом недвижимости (жилье, не жилье), видом использования недвижимости (жилое, коммерческое, социально значимое и т.д.) и по другим критериям.
То есть, ставка налога на недвижимость может быть разной в разных регионах и для разных типов недвижимости. Налоговый кодекс устанавливает только максимальную ставку за 1 кв.м. площади жилья (это не больше 1,5% от минимальной заработной платы по состоянию на 1 января отчетного года). В 2022 году –это 97,50 грн. (6500 х 0,015), а в 2023 году – 100, 50 грн.(6700 х 0,015).
При наличии в собственности физического и юридического лица-плательщика налога объекта (объектов) жилой недвижимости, в том числе его части, общая площадь которого превышает 300 м2 (для квартиры) и/или 500 м2 (для дома), сумма налога увеличивается на 25 000 грн. на год за каждый такой объект жилой недвижимости (его часть).
Расчет размера налога на недвижимость
Юридические лица рассчитывают налог самостоятельно.
Для физических лиц налог рассчитывают контролирующие органы, платежки должны прийти до 01.07.2023, которые необходимо оплатить на протяжении 60 дней с момента получения квитанции.
Общий расчет налога осуществляется по общей формуле:
(общая площадь недвижимости-льготная площадь) х установленная в регионе ставка налога за 1 кв.м ( в установленном процентном соотношении к минимальной заработной плате по состоянию на 1 января отчетного периода).
Согласно с нормами ст. 54 КУ сумма денежного обязательства рассчитывается контролирующим органом, плательщик налогов не несет ответственности за своевременность, достоверность и полноту начисления такой суммы, однако несет ответственность за своевременное и полное погашение насчитанного согласованного денежного обязательства и имеет право обжаловать эту сумму.
НКУ не предусмотрена ответственность за несвоевременную уплату физическим лицом налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, в случае если налоговое уведомление-решение по такому налогу не направлено по налоговому адресу плательщика рекомендованным письмом с уведомлением о вручении или не вручено ему или представителю лично.
Однако, в случае просрочки оплаты согласованного налогового обязательства, предусмотрена ответственность: при задержке до 30 календарных дней включительно, следующих за последним днем срока уплаты суммы денежного обязательства-в размере 10 процентов непогашенной суммы налогового долга; при задержке 30 календарных дней, следующих за последним днем срока уплаты суммы денежного обязательства- в размере 20 процентов непогашенной суммы налогового долга.
Таким образом, в случае возникновения вопросов касательно уплаты налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка обращайтесь к адвокату по налоговым спорам, который проконсультирует по данным вопросам и, в случае необходимости, защитит права клиента.