Практически каждый день СМИ публикуются сведения о
разоблаченных коррупционных правонарушениях по укрытию служащими своего
состояния, нарушений при декларировании своих доходов и прочее. Уполномоченные
органы при этом нацелены на доказательство виновности разоблаченного
правонарушителя.
Национальное агентство по предотвращению коррупции
– центральный орган исполнительной власти со специальным статусом,
ответственный за формирование антикоррупционной политики и предотвращение
коррупции, работающий по направлениям, среди которых среди других контроль
соблюдения правил этического поведения, законодательства по предотвращению
конфликта интересов в сфере деятельности чиновников; контроль и проверка
декларации публичных служащих; мониторинг образа их жизни; соблюдение
ограничений по финансированию политических партий, законного и целевого
использования партиями выделенных из государственного бюджета средств,
своевременным представлением партиями соответствующих отчетов и достоверность
включенной в них информации, ведет Единый государственный реестр деклараций
лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного
самоуправления, Единый государственный реестр лиц , совершивших коррупционные
или связанные с коррупцией правонарушения, Единый государственный реестр
финансовых отчетов политических партий.
Какие услуги оказывают адвокаты по
антикоррупционным вопросам нашего бюро:
• Юридическое сопровождение заполнения
Е-деклараций, проверка правильности их заполнения;
• Юридические консультации и защита при проверках
деклараций НАПК;
• Консультации по антикоррупционному
законодательству и законодательству по вопросам государственной службы любой
сложности, в частности, относительно конфликта интересов, получения подарков,
предписаний Национального агентства, совместительства, передачи корпоративных
прав в управление, законодательства о государственной службе и т.п.;
• Юридическая защита в ходе служебных
расследований и обжалования их результатов;
• Представительство по делам об административных
правонарушениях, касающихся коррупции;
• Защита в уголовных производствах с коррупционной
составляющей, инициированных НАПК;
• Обжалование действий, бездействия или решений
НАПК, в частности, о внесении сведений о лицах в Единый государственный реестр
лиц, совершивших коррупционные или связанные с коррупцией правонарушения,
решений о результатах осуществления полной проверки деклараций и т.п.;
• Сопровождение деятельности политических партий
по соблюдению ими требований антикоррупционного законодательства.
Как свидетельствует практический опыт адвокатов
бюро «Ткачук и партнеры», действия и решения НАПК не всегда отвечают
требованиям законодательства, что дает основания для их обжалования.
Вопросы, возникающие при обжаловании деяний или
решений НАПК:
• Соблюдение законодательства при проведении
полных проверок деклараций служащих, в частности сроков проведения таких
проверок. Нередко нарушаются сроки проверок, для которых установлено 90 дней с
учетом продления.
• Правомерность включения сведений о должностных
лицах в Единый государственный реестр лиц, совершивших коррупционные
правонарушения. Правовые нормы, которыми урегулирован порядок включения и
исключения сведений о лицах в Реестр, не всегда согласуются между собой и
являются однозначными для восприятия, что заставляет обращаться в суд.
• Соблюдение законодательства при проведении
служебных расследований, в частности недопущение и урегулирование возникновения
реального конфликта интересов.
• Правомерность составления протоколов об
административных правонарушениях по ст.172 (п.п.4,5, 6, 7, 8, 9, 9-1)КУоАП:
нарушения, связанные с совместительством, получением подарков, представлением
деклараций, конфликтом интересов , использованием служебной информации, противодействием
коррупции, размещением спортивных ставок; по ст.188-46 КУоАП: невыполнение
правомерных требований НАПК; по ст.212 (п.п.15, 21) КУоАП: нарушения, связанные
с вкладами в поддержку политических партий и с финансовой отчетностью полит.
партии/избирательного фонда.
Обзор судебной практики за текущий год
свидетельствует о рассмотрении судами в порядке административного
судопроизводства (КАС) споров об обжаловании деяний и решений Нацагентства по
предотвращению коррупции.
Так, решением окружного административного суда
удовлетворены исковые требования субъекта декларирования о признании
противоправными и отмене решений НАПК о результатах осуществления полных
проверок деклараций лица, уполномоченного на выполнение функций государства или
местного самоуправления, за 2015-2017 годы, в части не отображения им сведений
недвижимое имущество, в том числе объект незавершенного строительства, и
транспортное средство, чем нарушены требования пунктов 2, 7 части первой статьи
46 Закона Украины «О предотвращении коррупции».
Вместе с тем, судом установлено, что обжалованные
решения ответчика принято вне предела предельного 90-дневного срока,
установленного для проведения полной проверки, что является нарушением сроков,
определенных пунктом 12 раздела ІІІ Порядка №56 и свидетельствует об их
противоправности.
В связи с этим обжалованные решения судом были
отменены.
Аналогичных выводов о нарушении НАПК сроков
проведения полных проверок деклараций лица, поданных после увольнения, пришел
окружной админсуд по другому делу об обжаловании субъектом декларирования
результатов таких проверок за 2016,2017 годы, которыми установлено отражение
недостоверных сведений о дате приобретения права на объект недвижимости и не
отображение информации о находящемся у него на другом земельном участке и
квартире правые пользования, доход, полученный им, и совершенная им сделка, чем
не сдержала требования пунктов 2, 7 и 10 части первой статьи 46 Закона Украины
«О предотвращении коррупции».
Противоправные решения НАПК судом отменены.
В феврале 2024 года лицо обратилось в окружной
админсуд с иском о признании противоправным бездействия и обязательства
совершить действия Национальным агентством по предотвращению коррупции, что
выразилось в отказе в исключении из Единого государственного реестра лиц, совершивших
коррупционные правонарушения, данных о совершении предусмотренного ч. 1 ст.
172-6 КУоАП.
До обращения в суд истец обращался к ответчику по
поводу исключения его из Реестра, со ссылкой на ст. 39 КУоАП, что он считается
лицом, не подвергнутым административному взысканию, поскольку в течение года со
дня окончания исполнения взыскания, за которое он был внесен в этот Реестр, он
не совершил нового административного правонарушения. Однако, НАПК было отказано
по мотивам отсутствия в п.8 раздела II Положения о Едином государственном
реестре лиц, совершивших коррупционные или связанные с коррупцией
правонарушения, утвержденного решением Национального агентства от 09.02.2018
№166, основания изъятия сведений из Реестра, на на которую ссылался истец.
Разрешая спор судом установлено противоречие между
п.8 раздела II Положения и ст. 39 КУоАП, которая является нормой акта высшей
юридической силы и которая должна быть применена к спорным правоотношениям с
учетом положений ч. 3 ст. 7 КАС Украины.
Учитывая изложенное, судебным решением обязано
НАПК исключить сведения истца из Единого государственного реестра лиц,
совершивших коррупционные правонарушения.
Наши специалисты осведомлены о тонкостях
антикоррупционного законодательства и «подводных камнях» деятельности работы
НАПК.
Вы можете обращаться к адвокатам по коррупции
нашего бюро и другим вопросам по соблюдению предписаний коррупционного
законодательства должностными лицами Национального агентства.
При поддержке наших специалистов Вы будете иметь
все шансы отстоять свою позицию.