Перейти к содержимому
Главная страница » СПОРЫ С ГОСГЕОНЕДРА

СПОРЫ С ГОСГЕОНЕДРА

Пользование недрами, как и другими природными ресурсами, находится под регулированием государства и функция реализации политики в области геологического изучения и рационального использования недр возложена на созданную в 2010 году Государственную службу геологии и недр Украины (Госгеонадра).

В то же время граждане-предприниматели и субъекты хозяйствования, деятельность которых связана с пользованием недрами, не раз сталкивались с неправомерными действиями должностных лиц при получении специальных разрешений.

Безосновательные проверки, отказ в выдаче специальных разрешений на пользование недрами, вымогание документов, не предусмотренных законодательством, необоснованная остановка и аннулирование этих разрешений, приводит к остановке деятельности обществ, ФЛП, а также к их ликвидации, чем наносится вред и значительный материальный ущерб. Субъекты хозяйствования и граждане вынуждены долго судиться, а не заниматься бизнесом и суд не всегда принимает решения в их пользу.

Опытные адвокаты по спорам с Госгеонадрами АБ «Ткачук и партнеры» на высоком профессиональном уровне помогут разрешить споры в сфере пользования недрами, предоставив следующие юридические услуги:

-Консультация по всем вопросам, связанным с пользованием недрами, оценка ситуация и определение перспектив возможных судебных процессов;

-Помощь в подготовке и представлении документов в Госгеонадр на выдачу специальных разрешений по пользованию недрами;

-Правовое сопровождение клиента при осуществлении проверок Госгеонадра, в т.ч. подготовка возражений на выявленные правонарушения;

— Помощь в сборе и подготовке необходимых документов-адвокатского запроса, заявления, иска, объяснений, возражений, ходатайств и т.п.;

-Обжалование постановлений Госгеонадра о привлечении лиц к административной ответственности;

-Представительство интересов клиента в судах всех инстанций, в том числе по искам Госгеонадра;

-Обжалование незаконных судебных решений в апелляционном и кассационном порядке;

— Юридическое сопровождение клиента на стадии исполнения решений.

Из опыта адвокатов АБ «Ткачук и партнеры» можно выделить самые распространенные споры с Госгеонедра:

-Отказ в выдаче специального разрешения на пользование недрами, в том числе в связи с непредставлением необходимых документов;

— Нарушения во время проведения аукциона по предоставлению специального  разрешения;

— Отказ в продлении действия специального разрешения на пользование недрами;

— Противоправная остановка и аннулирование специального разрешения на пользование недрами;

— Безосновательное проведение Госгеонадра проверки;

— Обжалование выявленных Госгеонадра правонарушений по результатам проверки, указанным в акте;

— Обжалование предписаний по устранению выявленных при проверке нарушений;

— Неисполнение Госгеонадра судебных решений, вынесенных в пользу субъекта хозяйствования и граждан;

— Предъявление исков о прекращении, остановке выполнения работ по добыче полезных ископаемых, возмещению ущерба нанесенного государству;

-Неправомерное привлечение лиц к административной ответственности.

ЧТО ОТНОСИТЬСЯ К КОМПЕТЕНЦИИ ГОСГЕОНЕДРА

Недра предоставляют в пользование предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам только при наличии у них специального разрешения на пользование участком недр (в том числе пользование нефтегазоносными недрами), выдачу которых осуществляет Госгеонадра.

В компетенцию Госгеонадра входит также:

-остановки (возобновления) и аннулирования действия специальных разрешений на пользование недрами, как и продление срока действия, внесение изменений в спецразрешения и соглашения об условиях пользования недрами;

-составляет в пределах полномочий протоколы об административных правонарушениях, рассматривает дела об административных правонарушениях и налагает административные взыскания;

— проводит плановые и внеплановые проверки недропользователей, по результатам которых (в случае выявления нарушений требований законодательства) составляет акты, выдает обязательные для выполнения указания (предписания), определяет срок устранения выявленных недостатков и нарушений требований законодательства;

— обращается в административный суд с иском о применении мероприятия реагирования в виде: — прекращения добычи полезных ископаемых без специальных разрешений на пользование недрами (самовольное пользование недрами); и правил и могут повлечь за собой порчу месторождений, существенное снижение эффективности работ или привести к причинению ущерба государству;

— предъявляет претензии о возмещении ущерба, причиненного государству в результате самовольного пользования недрами;

— осуществляет в установленном порядке контроль за эффективным и целевым использованием средств государственного бюджета, направляемых на геологическое изучение недр и т.д.

          Полный список функций Госгеонадра указан в Положении, утвержденном постановлением КМУ 30.12.2015 № 1174.

Как показала практика, Госгеонадра не всегда добросовестно выполняют свои обязанности в рамках предоставленной компетенции, а потому юристы нашего Бюро в рамках правового поля будут принимать все необходимые меры для защиты клиента от противоправных действий и решений должностных лиц этого органа.

КАК ПОЛУЧИТЬ СПЕЦИАЛЬНОЕ РАЗРЕШЕНИЕ НА ПОЛЬЗОВАНИЕ НЕДРАМИ

Пользователями недрами могут являться предприятия, учреждения, организации, граждане Украины, а также иностранцы и лица без гражданства, иностранные юридические лица.

Недра предоставляются в пользование предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам только при наличии у них специального разрешения на пользование участком недр. Право на пользование недрами удостоверяется актом о предоставлении горного отвода.

Специальное разрешение на пользование недрами (спецразрешение) — это разрешительный документ, который выдается Госгеонадра, которым субъекту хозяйствования предоставляется право проводить геологическое изучение, опытно-промышленную разработку и/или добычу полезных ископаемых. На каждый вид использования недрами в пределах конкретного участка предоставляется отдельное разрешение.

Спецразрешение может предоставляться без аукциона и по результатам аукциона в виде электронных торгов через систему Prozorro, которые выставляются Госгеонадра на основе поступающих в нее заявлений.

Разрешения на использование недр могут предоставляться для:

-геологическое изучение, в т.ч. опытно-промышленной разработки (ДПР) полезного ископаемого с последующей добычей;

-добычи полезного ископаемого;

-строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезного ископаемого;

-сооружение научных полигонов, геологических заповедников, заказников, памятников природы, лечебных и оздоровительных заведений.

Спецразрешение предоставляется на срок, который определяет заявитель, но не менее 3 и не более 20 лет, а спецразрешение для создания геологических объектов — до 50 лет.

Подача заявления на получение спецразрешения, продление его действия, внесение изменений (в том числе внесение изменений в соглашение об условиях пользования недрами) возможно только вместе с полным соответствующим пакетом геологических и юридических документов, через «электронный кабинет недропользователя».

Для того, чтобы Госгеонадра инициировала электронные торги по продаже спецразрешения на пользование недрами заявитель (который может быть как юридическое лицо, так и ФЛП) подает заявление, а также: проект программы работ, обзорную карту района исследований, где запланировано получить спецразрешение, ситуационный план участка, географические координаты угловых точек.

Заявление (вместе с представленными документами) в течение 15 дней со дня поступления согласовывается Министерством защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины.

Важно ! В случае отказа со стороны Минсреды заявитель после устранения недостатков может повторно обратиться, а отсутствие в течение 15 дней ответа считается «молчаливым согласием».

После этого специальное разрешение на пользование недрами выставляется на электронные торги (в системе Prozorro), где заявители соревнуются, предлагая самую высокую цену за лот.

          Адвокаты нашего Бюро помогут собрать все необходимые документы и подать их вместе с заявлением, а также обеспечат правовое сопровождение электронных торгов.

Обращаем внимание, что возможные случаи выдачи спецразрешения без проведения процедуры электронных торгов:

-на добычу, если недропользователь сделал геологическое изучение (ГВ) участка недр или провел геолого-экономическую оценку с подсчетами запасов, и подал соответствующее заявление в Госгеонадр не позднее 2 лет после того, как срок, на который был предоставлен спецразрешение завершился.

— на сквозное разрешение на пользование недрами и спецразрешение на добычу по полезным ископаемым местного значения площадью 25 гектаров, но заявитель должен быть владельцем соответствующего земельного участка.

— на сквозное разрешение на пользование недрами и спецразрешение на добычу всех, кроме минеральных, подземных вод для всех нужд, кроме фасовки для последующей продажи питьевой воды или для питьевого водоснабжения, при добыче свыше 300 м.куб/сутки.

— на сквозное разрешение на пользование недрами и спецразрешение на добычу подземных пресных вод для питьевого водоснабжения при любом объеме добычи.

В случае безосновательного отказа в выдаче разрешения, внесении изменений в него, продлении срока его действия, юристы нашего Бюро обжалуют эти решения Госгеонадра в судебном порядке.

ПЛАНОВЫЕ И ВНЕПЛАНОВЫЕ ПРОВЕРКИ ГОСГЕОНАДРА, ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ И ПРАВОВАЯ ПОМОЩЬ АДВОКАТОВ

Одной из основных задач Госгеонадра является проведение плановых и внеплановых проверок недропользователей, по результатам которых (при выявлении нарушений требований законодательства) составляются акты и выдаются обязательные для выполнения указания (Предписания) об устранении выявленных недостатков и нарушений требований законодательства.

По результатам проведенных проверок Госгеонадра наделена следующими правами:

-прекращать все виды работ по геологическому изучению недр, которые проводятся с нарушением стандартов и правил и могут повлечь за собой порчу месторождений, существенное снижение эффективности работ или привести к значительным убыткам;

-останавливать деятельность предприятий и организаций, занимающихся геологическим изучением недр без специальных разрешений или с нарушением условий, предусмотренных этими разрешениями;

-давать обязательные для выполнения указания (предписания) об устранении недостатков и нарушений при геологическом изучении недр.

Плановые проверки осуществляются в соответствии с разработанным планом на год.

Важно! Когда непосредственно начинается проверка Госгеонадра, следует особое внимание обращать на процедурные аспекты и соблюдение должностными лицами Госгеонадра Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности», поскольку именно на этом этапе недропользователь может не допустить проверяющих к проверке и зафиксировать нарушения с их стороны, в чем Вам помогут юристы нашего Бюро.

В частности, органы государственного надзора (контроля) осуществляют плановые мероприятия при условии письменного уведомления предприятия о проведении планового мероприятия не позднее чем за 10 дней до дня проверки.

          Субъект хозяйствования имеет право не допускать должностное лицо органа государственного надзора к осуществлению планового мероприятия в случае неполучения уведомления о проведении проверки.

Срок осуществления планового мероприятия не может превышать 10 дней, а в отношении субъектов микро-, малого предпринимательства – 5 дней. Продление срока проверки не допускается.

Суммарная продолжительность всех плановых мероприятий, осуществляемых органами государственного надзора (контроля) в течение календарного года по отношению к субъекту хозяйствования (комплексному плановому мероприятию), не может превышать 30 дней, а по субъектам микро-, малого предпринимательства – 15 дней.

Основаниями для проведения внеплановых проверок могут быть:

— заявление самого субъекта хозяйствования;

— выявление недостоверных данных в отчетности или непредставление отчетности;

— проверка выполнения предписаний, предписаний по устранению выявленных при предварительной проверке нарушений;

— жалоба физического лица;

— поручение Премьер-министра Украины;

— наступление аварии, смерти потерпевшего в результате несчастного случая или профессионального заболевания, что было связано с деятельностью предприятия.

Важно! Во время проведения внепланового мероприятия выясняются только те вопросы, необходимость проверки которых явилась основанием для осуществления этого мероприятия, с обязательным указанием этих вопросов в удостоверении (направлении) на проведение проверки государственным органом. Повторное проведение внеплановых мероприятий по тому же факту запрещается.

Срок осуществления внеплановой проверки не может превышать 10 дней, а в отношении субъектов малого предпринимательства – 2 дня и продление этих сроков не допускается.

Для осуществления планового или внепланового мероприятия Госгеонадра принимает соответствующее решение, которое должно содержать наименование предприятия, относительно которого будет осуществляться это мероприятие и предмет проверки. На основании такого решения оформляется удостоверение (направление) на проведение мероприятия государственного надзора (контроля), которое подписывается руководителем или его заместителем.

Так, субъект хозяйствования должно ознакомиться с основанием проведения внепланового мероприятия с предоставлением ему копии соответствующего удостоверения (направления) на проведение такого мероприятия, которое действует только в течение указанного в нем срока осуществления проверки. Также должностное лицо должно предъявить служебное удостоверение.

Поскольку должностное лицо Госгеонадра без удостоверения (направления) на осуществление мероприятия и служебного удостоверения не имеет права осуществлять проверку, предприятие имеет право не допускать должностных лиц Госгеонадра к осуществлению мероприятия, если они не предъявили указанные документы.

Таким образом, в случае несоблюдения Госгеонадра требований законодательства о проведении проверки, недропользователь может вообще не допустить проверяющих к проверке.

По результатам осуществления плановой или внеплановой меры должностное лицо Госгеонадра составляет акт. Если предприятие не соглашается с актом, он подписывает акт с замечаниями, которые являются неотъемлемой частью акта.

Обращаем внимание, что в судебном порядке можно обжаловать как саму проверку, так и решения, принятые по результатам проверки.

На этот счет следует изложить правовую позицию Верховного Суда от 21.02.2020 в праве № 826/17123/18, в соответствии с которой допуск контролирующего органа к проверке не препятствует признанию назначения и проведения такой проверки незаконными. Верховный Суд обратил внимание на то, что недопуск должностных лиц контролирующего органа к проведению проверки является правом, а не обязанностью, поэтому реализация права на судебную защиту своих прав и интересов не может находиться в зависимости от использования лицом своих прав на их внесудебную защиту .

Таким образом, есть возможность обжаловать основания проверки даже после допуска контролеров.

Следовательно, нарушение порядка проведения проверки может использоваться при опровержении нарушений, выявленных при проверке, обжаловании неправомерных действий и решений должностных лиц Госгеонедра, при обосновании правомерности недопуска последних к проверке, правовую помощь во многом вам окажут юристы нашего Бюро.

При этом правовое сопровождение юриста при проведении проверки Госгеонедра поможет избежать нарушений прав клиента со стороны должностных лиц Госгеонедра и увеличит процент шансов получить положительный результат в случае судебных споров в будущем.

ПРИВЛЕЧЕНИЕ ГОСГЕОНЕДРАМИ ГРАЖДАН И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

 Госгеонедра наделена полномочиями составлять протоколы в отношении граждан и должностных лиц и рассматривать дела об административных правонарушениях.

-ст. 57 КУоАП — нарушение требований по охране недр;

-ст. 58 КУоАП — нарушение правил и требований проведения работ по

геологическому изучению недр;

-ст. 58-1 КУоАП — нарушение требований по добыче полезных

ископаемых.

Штрафы за указанные административные правонарушения могут достигать 10 000 грн.

Адвокаты нашего Бюро будут защищать Ваши интересы при рассмотрении Госгеонадра административного протокола и докажут отсутствие в Ваших действиях состава административного правонарушения, а также обжалуют в судебном порядке незаконное постановление о наложении на Вас штрафа.

Так, постановлением апелляционного суда от 13.09.2022 по делу № 756/11613/21 оставлено по-прежнему решение суда первой инстанции об отмене постановления Госгеонадра о привлечении к административной ответственности должностное лицо Общества по ст. 57 КУоАП и закрыто производство по делу при отсутствии состава этого правонарушения.

Иск был мотивирован тем, что Обществу, директором которого является истец, предоставлено спецразрешение на пользование недрами с целью добычи гранитов. Ответчиком была осуществлена внеплановая проверка ООО, о чем составлен Акт, в котором были указаны выявленные нарушения Кодекса Украины о недрах, а именно: на участке, предоставленном в пользование, не проводятся работы, предусмотренные спецразрешением, а карьерное поле месторождения затоплено водой.

В связи с этим в отношении истца составлен протокол о совершении им админправонарушения, переданное ч. 2 ст. 57 КУоАП, а именно: допустил порчу месторождений полезных ископаемых и другие нарушения требований рационального использования их запасов, не обеспечил рациональность разработки месторождения полезных ископаемых и изъятие имеющихся у них компонентов, имеющих промышленное значение, а именно карьерное поле затоплено водой. Госгеонадра принято постановление о привлечении истца к админответственности и наложено взыскание в виде штрафа в размере 3400 грн.

Отменяя указанное постановление и закрывая производство по делу суды отметили, что в соответствии с Программой работ по добыче гранита, соглашения об условиях пользования с целью добычи полезных ископаемых — начало добычи гранита планируется проводить в 3-4 квартале 2021, а не в 3 квартале, как указано в Акте, а сама проверка проведена в июне 2021 года, то есть во 2 квартале текущего года, в связи с чем нарушение срока проведения работ по добыче полезных ископаемых судом не установлено. Наличие дождевой воды на отдельных участках неразработанного месторождения, появившихся в результате осадков, не зависит от воли истца и не может считаться нарушением рационального использования запасов полезных ископаемых.

СУДЕБНЫЕ СПОРЫ ИЗ ГОСГЕОНАДРА

Адвокаты АБ «Ткачук и партнеры» с целью защиты нарушенных прав клиента могут принять следующие правовые меры:

— обжалование приказа Госгеонадра об остановке, аннулировании спецразрешения, решение об отказе в предоставлении или продлении срока действия разрешения в судебном порядке;

— обжалование в суд решений (предписаний, распоряжений), принятых Госгеонадрой по результатам проверок;

— обжаловать в суд постановления о привлечении лиц к административной ответственности;

-представлять интересы клиента в суде по делам по искам Госгеонедра.

Возможно рассмотреть основные правонарушения, допускаемые Госгеонадрой, которые являются основанием для отмены принятых ею решений (предписаний, распоряжений, приказов и т.п.), а также отказа в удовлетворении исков этих контролирующих органов с учетом судебной практики.

1.Верховный Суд 10.01.2019 по делу № 813/3145/16 оставил без изменений  постановление апелляционного суда об удовлетворении иска Общества о признании противоправными действий Госгеонадра относительно ненадлежащего рассмотрения заявления истца о предоставлении спецразрешения на пользование недрами и возвращение его заявителю вместе с добавленными материалами и обязал рассмотреть поданное заявление и принять соответствующее решение.

Соглашаясь с решением апелляционного суда, Верховный Суд отметил, что в случае отказа в предоставлении спецразрешения на пользование недрами Госгеонадра обязательно должно принять соответствующее решение именно в форме приказа, иначе возврат документов без их надлежащего рассмотрения и оформления может считаться отсутствием ответа.

Указанное напрямую влияет на оценку заявителем ситуации, ведь в случае получения своего заявления от Госгеонадра в форме письма (т.е. «отказа» в предоставлении спецразрешения) он автоматически считает, что применение принципа «молчаливого согласия» невозможно. Как показывает судебная практика, указанный принцип имеет важное значение для дальнейших действий заявителя и имеет определенные особенности применения.

Подобная правовая позиция представлена в постановлении ВС от 30.07.2020 по делу № 826/10085/16.

2. Верховным Судом 25.04.2018 по делу № 806/1000/17 отменены судебные решения предыдущих инстанций и отказано в удовлетворении иска прокурора о признании противоправным и отмене специального разрешения на пользование недрами, выданный Госгеонадра Обществу с целью геологического изучения, в том числе промышленной разработки месторождения янтаря.

Основанием иска было то, что облсоветом был нарушен порядок согласования разрешения.

Отказывая в удовлетворении иска Верховный Суд отметил, что отношения по согласованию разрешения возникли между Госгеонадра и областным советом, то есть без участия Общества. Общество имело основания надеяться на то, что действия Госгеонадра добросовестны и соблюдены условия, необходимые для предоставления разрешения. При таких обстоятельствах возложение на Общество негативных последствий несоблюдения процедуры согласования разрешения, к тому же без предложения по выплате надлежащего возмещения, даже если предположить, что такие нарушения имели место, приведет к возложению на него чрезмерного индивидуального бремени, а потому непропорционально и несовместимо с принципом верховенство права.

          Учитывая это, утверждаемые в иске нарушения во время согласования областным советом вопроса о предоставлении разрешения на спецпользование недрами Товаристу не могут быть основанием для отмены этого разрешения.

Кроме того, ВС обратил внимание, что правовых оснований для прекращения права пользования недрами в Общества не доказано, а следовательно, вмешательство в право на мирное владение имуществом нельзя считать произошедшим «на условиях, предусмотренных законом», то есть имеет место нарушение статьи 1 Первый протокол Конвенции.

3.Верховным Судом 03.08.2022 в деле № 260/2588/20 оставил по-прежнему судебные решения предыдущих инстанций об удовлетворении иска должно повторно ее рассмотреть.

Иск обоснован тем, что Госгеонадра приняла оспариваемое решение, руководствуясь нормами права, действовавшими не в момент принятия решения, а в время обращения с заявлением.

Соглашаясь с доводами иска, Верховный Суд отметил, что есть правильный подход, примененный в постановлении Верховного Суда от 09.09. 2020 по делу №826/10971/16, по которому решение по результатам рассмотрения заявления о предоставлении специального разрешения на пользование недрами принимается по законодательству, действующему на момент принятия решения о предоставлении или отказе в предоставлении разрешения (а не на время обращения с заявлением) .

4. Верховным Судом 20.05.2022 в деле № 540/56/20 оставлены судебные решения предыдущих инстанций об удовлетворении иска Общества об отмене признать противоправным и отменить предписания

Принятые решения, с которыми согласился Верховный Суд мотивированы тем, что выявленные ответчиком в ходе проверки нарушения (в связи с чем ответчиком вносилось оспариваемое предписание истцу), по своей сути идентичны тем нарушениям, которые уже исследовались судами в ходе рассмотрения ряда административных дел (№821 / 1033/15-а, №821/684/16, №826/9356/16, №826/10085/16) и сводятся к невнесению истцом конфигураций в специальное разрешение, итогом чего является допущение других сопутствующих нарушений. При этом согласно обстоятельствам, установленным в решениях по делу №826/10085/16, невнесение изменений в спецразрешение произошло не по вине истца, а в результате допущенного Госгеонадра бездействия по рассмотрению соответствующих заявлений , которые обязывали ответчика выдать приказ о внесении изменений в специальное разрешение на пользование недрами

   Поскольку эти обстоятельства установлены в судебных решениях, вступивших в законную силу и в отношении лиц, выступающих сторонами по рассматриваемому делу, суды предыдущих инстанций, с которыми согласился Верховный Суд, учли их как преюдиционные и не подлежащие доказыванию на основании норм ч.4 ст. 78 КАСУ. Следовательно, оспариваемые предписания и приказ признаны противоправными и отменены.

    5. Судебными решениями по делу № 240/19048/20 удовлетворен иск общества и признан противоправным и отменен приказ Госгеонадра, которым остановлено действие специального разрешения пользования недрами.

Судебные решения мотивированы тем, что оспариваемым приказом определено действие предоставленного истцу спецразрешения на использование недрами и срок устранения нарушений, установленных во время проведения проверки и указанных в Предписании.

Предписание отменено судебными решениями по делу №240/9093/19 по иску Общества как незаконное.

Учитывая, что основания для остановки действия спецразрешения отсутствуют, оспариваемый приказ подлежит отмене, а действия Госгеонадра об отказе в истце в возобновлении действия спецразрешения противоправны.

Следовательно, правоотношения в сфере пользования недрами являются сложными и требуют досконального знания  законодательных и подзаконных нормативных актов, которые их регулируют, а при возникновении споров с Госгеонедра не обойтись без правовой помощи квалифицированных юристов.Обращайтесь к опытным адвокатам АБ «Ткачуку и партнеры», которые на высоком профессиональном уровне помогут разрешить споры с Госгеонедра в пользу клиента.