Перейти к содержимому
Главная страница » ПОМОЩЬ АДВОКАТА В СЛУЧАЕ ПРЕТЕНЗИЙ ВОДОКАНАЛА ПО СБРОСАМ СТОЧНЫХ ВОД

ПОМОЩЬ АДВОКАТА В СЛУЧАЕ ПРЕТЕНЗИЙ ВОДОКАНАЛА ПО СБРОСАМ СТОЧНЫХ ВОД

Подразделения Водоканала осуществляют регулярный контроль за объемом и качеством сбрасываемых предприятия сточных вод, ФЛП в городскую канализацию.

По результатам проверок, в случае установления превышения установленных нормативов, организациям доначисляют платеж за сброс сточных вод с превышением предельно допустимых объемов и концентраций загрязняющих веществ.

Также Водоканал за нарушение режима сброса сточных вод может доначислять дополнительную плату за водоотвод по тарифам в четырех-пятикратном размере установленных тарифов.

При этом, такие доначисления не всегда законны и обоснованы, а их размер может достигать миллионы гривен !!! Суды массово рассматривают споры по искам Водоканала к организациям о взыскании указанных доначислений и не всегда принимают решения в пользу последних.

 

Адвокаты АБ «Ткачук и партнеры» помогут ответчикам по указанным делам отстоять свои правовые позиции и доказать необоснованность предъявленных исковых требований.

 

     ПРОВЕДЕНИЕ ВОДОКАНАЛОМ ПРОВЕРОК ПО КОЛИЧЕСТВУ И КАЧЕСТВУ СБРОСОВ СТОЧНЫХ ВОД И ДОНАЧИСЛЕНИЕ ПЛАТЫ ЗА ПРЕВИШЕНИЕ УСТАНОВЛЕННЫХ НОРМАТИВОВ

 

Данные вопросы регулируются Правилами пользования системами централизованного коммунального водоснабжения и водоотвода в населенных пунктах Украины, утвержденными Министерством жилищно-коммунального хозяйства Украины от 27.08.2008 № 190 и Правилами приема сточных вод в системы централизованного водоотвода и Порядка определения размера платы, взимаемой в системы централизованного водоотведения, утвержденные приказом Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины № 316 от 01.12.2017.

Органы местного самоуправления утверждают свои правила по учету соответствующих нормативов региона.

Организации заключают с Водоканалом договора о предоставлении услуг по водоснабжению и приему сточных вод через присоединенные сети к централизованной системе водоснабжения (канализации).

Согласно указанным Правилам абоненты обязаны, в частности, осуществлять систематический контроль за количеством и качеством сточных вод, которые сбрасываются ими в городскую канализацию согласно графику отбора проб, согласованному с Водоканалом, и не превышать установленные объемы водоотведения и допустимой концентрации (ДК) загрязняющих веществ в сточных водах при их сбросе в городскую канализацию.

 

Нормативы объемов утверждаются органами местного самоуправления с учетом предложений Водоканала, исходящего из следующих параметров:

    • Мощность сооружений по очистке сточных вод;
    • Условия, установленные организацией, осуществляющей водоотвод, в разрешении о предоставлении водного объекта в пользование;
    • Рациональное использование воды, а также исключение разбавления сточных вод чистыми водами и питьевой водой.

 Важно! Если нормативы не утверждены органами местного самоуправления в установленном порядке, то плата за их нарушение не может начисляться даже если в договоре с Водоканалом такие нормативы указаны.

 

Что касается соблюдения качества сбросов сточных вод, то определение вида, количества ингредиентов и периодичность проведения химического анализа сточных вод абонента является исключительной компетенцией Водоканала.

В целях контроля качества сточных вод абонентов Водоканалом осуществляется отбор разовых проб, характеризующих их химический состав.

Выявленные таким образом превышения ДК являются основанием для начисления организациям и ФЛП дополнительной платы, для взыскания которой (при отказе уплаты в добровольном порядке) Водоканал обращается в суд и такие виды споров по качеству сбросов являются преимущественными среди споров с Водоканалом.

 

ДОНАЧИСЛЕНИЕ ВОДОКАНАЛОМ ПЛАТЫ, КОТОРАЯ ВЗЫСКИВАЕТСЯ ЗА СВЕРХНОРМАТИВНЫЕ СБРОСЫ СТОЧНЫХ ВОД В СИСТЕМУ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ВОДООТВОДА

 

В случае выявления превышения ГК загрязняющих веществ, установленных настоящими Правилами и местными правилами приемки, Водоканал в срок не более семи рабочих дней с даты отбора контрольной пробы направляет потребителю письмо-уведомление об обнаруженном превышении ГК загрязняющих веществ в сточных водах потребителя и результаты химического анализа.

В срок, не превышающий шести месяцев после определения превышения допустимых концентраций, исполнитель направляет потребителю счет за сброс сточных вод с превышением ГК загрязняющих веществ и копии подтверждающих документов.

Указанный расчет производится в соответствии с указанным Порядком № 316 по соответствующим формулам, в зависимости от вида содержания химических веществ в сточных водах.

В случае несогласия потребителя с результатами данных лаборатории исполнителя по качеству сточных вод согласно анализу контрольной пробы, по результатам которого сделан вывод о наличии в сточных водах потребителя превышений ГК загрязняющих веществ, потребитель вправе обратиться к независимой лаборатории, осуществляющей свою деятельность в этой области. в соответствии с требованиями Закона Украины «О метрологии и метрологической деятельности», для проведения анализа арбитражных проб, которые отбираются одновременно с контрольной пробой и должным образом хранятся исполнителем и потребителем.

Обращаю внимание, как свидетельствует судебная практика, проведение указанной независимой экспертизы имеет крайне важное значение, как доказательная база несогласия ответчика с анализом контрольной пробы, проведенной Водоканалом и его выводом, на основании которого осуществлялось доначисление платы за сброс сточных норм сверх нормативов.

 

     ПОМОЩЬ АДВОКАТА В СУДЕБНЫХ СПОРАХ С ВОДОКАНАЛОМ 

 

Следует отметить, что сам по себе счет о доначислении дополнительной платы за превышение допустимой концентрации загрязняющих веществ по другим основаниям в суд не обжалуется.

Так, Верховный Суд 28.09.2022 отменил судебные решения об удовлетворении иска ООО к Водоканалу об отмене оперативно-хозяйственной санкции посредством расчета начисления истцу дополнительной платы за водоотвод.

Верховный Суд отметил, что основанием для обращения в суд является наличие нарушенного права, а такое обращение осуществляется лицом, которому это право принадлежит, и именно с целью его защиты. Предметом иска является материально-правовое требование истца к ответчику, а основанием – ссылка на должное ему право, юридические факты, приведшие к нарушению этого права и правовое обоснование необходимости его защиты, не может быть предметом иска установления обстоятельств.

Требование об установлении определенных фактов не может быть самостоятельным предметом рассмотрения в хозяйственном суде, поскольку в полномочия последнего не входит установление фактов, имеющих юридическое значение. ГКУ и ХКУ, другими законодательными актами и договором не предусмотрена возможность защиты прав и/или интересов лица таким образом, как признание неправомерными начисления платы за сброс сточных вод в системы централизованного водоотвода согласно выставленному счету. Фактически заявленный по делу иск включает в себя требование об установлении судом факта, имеющего юридическое значение (установление факта отсутствия у абонента обязанности осуществлять плату за сброс сточных вод без получения соответствующих Условий) и не касается защиты права гражданского, то есть удовлетворения такого требования не является эффективным способом защиты прав истца.

Заявленные истцом требования могут самостоятельно рассматриваться в отдельном деле. Установление таких обстоятельств, как правомерность и правильность произведенных ответчиком начислений, является предметом доказывания при разрешении и рассмотрении спора о праве, в частности: о взыскании платы за сброс сточных вод в системы централизованного водоотведения при нарушении требований режима их сброса; о прекращении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (в случае прекращения предоставления услуг) и т.д.

Таким образом, поскольку суды предыдущих инстанций пришли к необоснованным выводам о возможности рассмотрения таких требований в хозяйственном суде, Верховный Суд отменил судебные решения и закрыл производство по делу на основании п.1 ч.1 ст. 231 ХПК (спор не подлежит разрешению в порядке хозяйственного судопроизводства).

Выводы аналогичного содержания изложены в постановлении Объединенной Палаты ВС от 15.07.2022, где указано, что такие требования не подлежат рассмотрению как в порядке хозяйственного судопроизводства, так и вообще не подлежат судебному разбирательству. Оценка вопроса правомерности действий ответчика по осуществлению начислений, и как следствие права у него на получение соответствующих сумм, может быть установлена в пределах соответствующего спора о праве с использованием надлежащих средств доказывания, а не путем удовлетворения иска по этому делу.

 

Следовательно, неправомерность доначислений Водоканалом платы за сброс сточных вод с превышением установленных нормативов или с нарушением режима (правил) такого сброса доказывается по делу при предъявлении Водоканалом иска о взыскании дополнительно начисленных сумм с организации.

 

В свою очередь адвокаты нашего Бюро защитят права клиента в судебном порядке и докажут безосновательность предъявленных Водоканалом требований.

При этом юристы нашего Бюро проверят правомерность доначисления Водоканалом дополнительной платы за сброс сточных вод, начиная от соблюдения порядка проведения проверки до законности расчета доначисленных сумм.

 

Например, постановлением апелляционного суда от 21.02.2023 оставлено по-прежнему решение суда первой инстанции от 18.07.2022 (после отмены Верховным Судом 17.02.2022 судебных решений об удовлетворении иска) отказано в удовлетворении Водоканала к ООО о взыскании18. за сброс сточных вод с превышением допустимых концентраций загрязняющих веществ.

Судебные решения мотивированы тем, что в дела отсутствуют надлежащие доказательства в подтверждение того, что отбор проб сточных вод был осуществлен Водоканалом в присутствии уполномоченного лица ООО.

Следовательно, отбор проб сточных вод, поступающих от ООО в канализационные сети, осуществлен без участия представителя абонента, чем нарушен порядок отбора, а следовательно иск о взыскании средств, начисленных за сброс сточных вод с превышением допустимых концентраций загрязняющих веществ в размере 180 602 грн. является необоснованным и не подлежит удовлетворению.

 

Также по результатам нового рассмотрения после отмены Верховным Судом решений об удовлетворении иска, постановлением суда апелляционной инстанции от 24.04.2019 оставлено по-прежнему решение первой инстанции об отказе в удовлетворении Водоканала к ПАО о взыскании дополнительной платы за сброс сточных вод с превышением допустимых загрязнений. 11 317 грн.

Судебные решения мотивированы тем, что отбор контрольной выборочной пробы сточных вод истцом осуществлен из контрольного колодца, к которому подключен ответчик. Однако истцу было достоверно известно о факте присоединения к канализационным сетям ответчика, сетям других предприятий с целью сброса сточных вод.

Учитывая приведенные обстоятельства, у суда отсутствуют надлежащие и достаточные доказательства для вывода о том, что в превышении загрязняющих веществ в сточных водах контрольного колодца ответчика, в который стекают в том числе и сточных вод и других организаций, вина только ответчика. При этом истцом предоставлено доказательства отсутствия вины других предприятий, которые сбрасывают сточные воды в контрольный колодец ответчика без его разрешения, в превышении загрязняющих веществ в сточных водах контрольного колодца ответчика. Следовательно, в материалах дела отсутствуют и сторонами суда не предоставлены какие-либо другие доказательства, на основании которых суд может сделать вывод о степени вины каждого из предприятий, сбрасывающих сточные воды в контрольный колодец ответчика без его разрешения, и ответчика в превышении уровня загрязняющих веществ в сточных водах контрольного колодца.

Кроме этого, в дела отсутствуют и истцом суда не предоставлены доказательства в подтверждение показателя производственной себестоимости по очистке 1 куб. м сточных вод с содержанием загрязнений в пределах допустимых концентраций загрязняющих веществ. Этот показатель является одной из составных частей формулы расчета дополнительной платы за сброс сверхнормативных загрязнений и должен быть равен производственной себестоимости очистки 1 куб. м сточных вод. Отсутствие таких документов делает невозможным проведение расчета суммы дополнительной платы за сброс сточных вод с превышением допустимых концентраций загрязнений на основании акта отбора пробы.

 

Таким образом, в случае возникновения спора с Водоканалом относительно взыскания суммы доначисленной платы за превышение предельных нормативов количества и качества сбросов сточных вод обращайтесь в АБ «Ткачук и партнеры», профессиональные адвокаты которого докажут в суде неправомерность исковых требований.