Право собственности на землю (земельный участок) приобретается и осуществляется в соответствии с законом, при этом распоряжение земельными участками, находящимися в коллективной собственности граждан, осуществляется по решению общего собрания коллектива совладельцев (ст. 5 ЗКУ от 18.12.1990).
Согласно ч.ч. 1, 6 ст. 31 ЗУ «О коллективном сельскохозяйственном предприятии» реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) и ликвидация предприятия производятся по решению общего собрания (собрания уполномоченных) его членов или по решению суда; при превращении одного предприятия в другое к вновь созданному предприятию переходят все имущественные права и обязанности бывшего предприятия.
Верховный Суд 28.06.2023, рассмотрев дело по спору о истребовании земельных участков в коммунальную собственность, в который раз разъяснил порядок и основания перехода в собственность нераспаенных земель КСП. При этом ВС подчеркнул, что распоряжение землями коллективной формы собственности происходит исключительно на основании решения общего собрания и земля в собственность может быть передана именно правопреемнику КСП.
В то же время, нераспаеваные земли КСП, прекратившего свою деятельность (ликвидированого) переходят в коммунальную собственность.
Так, Верховным Судом оставлены без изменений судебные решения об удовлетворении иска горсовета о истребовании у частного (частно-арендного) с/х предприятия Ч(ЧА)СП, ООО 35 земельных участков в коммунальную собственность и отмена регистрации права собственности на эти участки за ответчиками.
Иск мотивирован тем, что указанные земельные участки находились в пользовании КСП, которое было ликвидировано, но Ч(ЧА)СП (не является правопреемником КСП) незаконно зарегистрировало право собственности на спорные земельные участки и в дальнейшем передало их часть в ООО, образованное вследствие реорганизации , путем выделения из Ч(ЧА)СП.
Соглашаясь с выводами судов предыдущих инстанций ВС отметил, что спорные земельные участки являются не разделенными на паи землями КСП, которые были предоставлены в пользование на основании Государственного акта на право постоянного пользования землей от 12.01.1996, который стал основанием и для регистрации права собственности на эти земельные участки и за Ч(ЧА)СП.
Ч(ЧА)СП возражая против иска, указывало на то, что КСП было реорганизовано путем преобразования в СПК, которое, в свою очередь, преобразовано в Ч(ЧА)СП. В обоих случаях к правопреемнику перешли все права и обязанности КСП, в том числе и право на землю.
Судами указано, что реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) и ликвидация предприятия производятся по решению общего собрания (собрания уполномоченных) его членов, при превращении одного предприятия в другое в новое предприятие переходят все имущественные права и обязанности бывшего предприятия.
В то же время, на собрании КСП, на котором принималось решение о создании СПК, из более чем 600 членов КСП, которым принадлежали на праве общей долевой собственности земли КСП учредителями СПК стали только 7 человек, а учредителем ЧСП вообще является только один человек. При этом никаких решений о передаче земли от КСП в СПК и так же от последнего в ЧСП общим собранием не принималось.
К тому же, после создания СПК осуществлено разделение на паи земель КСП, распределены земельные доли его бывших членов и ими получены правоустанавливающие документы на выделенные земельные участки, что также подтверждает отсутствие волеизъявления всех бывших членов КСП на передачу принадлежащих им долей в праве коллективной собственности на землю к вновь созданному СПК.
При этом, о необходимости принятия решения всеми членами бывшего КСП при реорганизации Верховный Суд учел правовые выводы Большой Палаты ВС, изложенные в постановлении от 01.09.2020, в соответствии с которыми в случае принятия решения о реорганизации коллективного сельскохозяйственного предприятия путем превращения в другое юридическое лицо бывшие члены коллективного сельскохозяйственного предприятия автоматически должны были стать участниками этого юридического лица, так как преобразованием юридического лица является именно изменение его организационно-правовой формы, а не состав его участников.
Согласно пункту 21 Переходных положений ЗКУ со дня вступления в силу Закона Украины от 10.07.2018 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по решению вопроса коллективной собственности на землю, усовершенствование правил землепользования в массивах земель сельскохозяйственного назначения, предотвращение рейдерства и стимулирование орошения в Украине» не распределенные земли прекращенные коллективных сельскохозяйственных предприятий (кроме земельных участков, которые на день вступления в силу указанного Закона находились в частной собственности), считаются собственностью территориальных общин, на территории которых они расположены.
Следовательно, суды пришли к выводу, что Ч(ЧА) СП не является правопреемником КСП, в частности, относительно права коллективной собственности на землю, поэтому у него отсутствовали правовые основания для регистрации за собой права собственности на земли КСП, что, с учетом положений ст.328 , ч.3 ст.373 ГКУ,п.21 Раздела Х (Переходные положения) ЗКУ (в редакции, действующей с 01.01.2019), дает основания владельцу истребовать спорные земельные участки по незаконному владению ответчиков.