Перейти к содержимому
Главная страница » ПЕНСИЯ ПО ПОТЕРЕ КОРМИЛЬЦА

ПЕНСИЯ ПО ПОТЕРЕ КОРМИЛЬЦА

.jpg

Большое количество лиц, достигших пенсионного возраста, как правило женщины, оформляют пенсию по потере кормильца или осуществляют переход со своей пенсии по возрасту на пенсию по потере кормильца. Соответствующее право предусмотрено законами «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», «О пенсионном обеспечении», «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы и некоторых других лиц», «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы».

При оформлении пенсии по потере кормильца или переходе на пенсию по потере кормильца заявителей часто интересует определение права на пенсию и размер пенсии по потере кормильца. В каких случаях будет целесообразно выбрать пенсию по потере кормильца?

Во-первых, целесообразно делать гражданам, у которых не хватает стажа для назначения собственной пенсии по возрасту. Следует обратить внимание, что требования органов Пенсионного фонда о том, что Заявитель на пенсию по потере кормильца обязаны сами иметь стаж для оформления пенсии по возрасту, не предусмотрено законом!

Во-вторых, целесообразно оформлять пенсию по потере кормильца, если размер пенсии будет выше, чем у Заявителя размера собственной пенсии. Однако, при оформлении пенсии в таком случае нужно быть очень внимательным, так как органы Пенсионного фонда могут предпринимать незаконные действия по занижению размера пенсии кормильца. Особенно это следует обратить внимание при оформлении пенсии по потере кормильца военнослужащих. Важно помнить, что важным условием является совместное проживание Заявителя по пенсии кормильца и кормильца и должно быть в документах указано общее место жительства.

Если кормилец не успел оформить пенсию, имеет ли право Заявитель о назначении пенсии по потере кормильца? Да, если кормилец имел необходимый стаж, но пенсия не назначена, пенсия по потере кормильца должна быть назначена и отказы Пенсионного фонда в таких случаях безосновательны.

Насколько незаконный отказ Пенсионного фонда в назначении пенсии по потере кормильца? Каков должен быть ее размер? Как определить право и рассчитать размер? Все эти вопросы поможет решить адвокат по пенсиям по потере кормильца.

УСЛУГИ АДВОКАТА ПО ПОТЕРЕ КОРМИЛЬЦА:

  1. Консультации по определению права на пенсию по потере кормильца, определение права и расчет размера пенсии; проверка законности решений Пенсионного фонда об отказе в назначении пенсии по потере кормильца и отказов в перерасчете размера пенсии;
  2. Обжалование в суде незаконных отказов в назначении пенсии по потере кормильца, отказа в перерасчете;
  3. Разрешение споров при исполнении судебных решений по потере кормильца.

ПРАВОВЫЕ ПОЗИЦИИ ВЕРХОВНОГО СУДА В ДЕЛАХ ПО СПОРУ ПО ПЕНСИИ ПО ПОТЕРЕ КОРМИЛЬЦА

  1. Независимо от того, получало лицо пенсию по возрасту или нет, все пенсии, в том числе и пенсия в связи с потерей кормильца, исчисляются с одинаковой базовой величины – пенсии по возрасту.

Выплата пожизненного денежного содержания неразрывно связана с конституционно определенным статусом профессионального судьи, не является видом пенсии в понимании законодательства, поэтому ее размер не может быть базовой величиной при расчете размера пенсии в связи с потерей кормильца, в случае назначения такой пенсионной выплаты нетрудоспособным член.

Отрицая возможность применения как базовой величины размера ежемесячного пожизненного денежного содержания судьи, Верховный Суд считает возможным применение по выбору иждивенца размера пенсии по возрасту, на которую судья имел право на основании статьи 37 Закона № 3723-XII, или пенсии по возрасту, определенной на основании Закона № 1058-ІV.

Работник сервисного центра органов ПФУ должен разъяснить Лицу возможность оформления пенсии в связи с потерей кормильца, рассчитанной по размеру пенсии по возрасту кормильца как по Закону №1058-ІV, так и по Закону № 3723-XII и проинформировать заявителя об их размерах.

Суть спора в том, что Лицо 1 проживало в браке с 1964 года с мужем (Лицо 2) и получая с 2000 года пенсию по возрасту была на его содержании. Мужчина с 2004 года был судьей в отставке Апелляционного суда и получал ежемесячное пожизненное денежное содержание судьи в соответствии с Законом «О судоустройстве и статусе судей». После смерти мужчины распоряжением ОУ ПФУ от 20.05.2016 Лицо 1 назначена пенсия в связи с потерей кормильца в соответствии с Законом «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» № 1058-IV. Однако, пенсия Лицо 1 начислена в размере 50% не от ежемесячного пожизненного денежного содержания, а 50% от пенсии по возрасту, которую бы его муж получал, если бы ушел на пенсию в 2004 году. В результате размер пенсии Лицо 2 составил 3 230 грн., 50 % от которого – 1 615 грн. назначили Личность 1.

В связи с этим Лицо 1 обратилось в суд с иском о признании противоправным и отмене решения ГУ ПФУ от 30.08.2021 (в виде иста) об отказе в переходе истицы на пенсию в связи с потерей кормильца; обязательство провести перерасчет и выплатить Истцу пенсию по потере кормильца с 01.02.2021 в размере 50 % от суммы ежемесячного пожизненного денежного содержания судьи в отставке Лицо 2.

Верховным Судом 16.05.2024 отменены судебные решения предыдущих инстанций об отказе в удовлетворении иска, учитывая, что Верховный Суд уже неоднократно рассматривал подобные дела, в которых сформировал правовые заключения по применению норм права. В частности, в постановлении от 21.12.2021 ВС отметил, что Законом № 1058-ІV предусмотрен общий подход для исчисления всех видов пенсий по базовой величине – пенсии по возрасту, порядок исчисления которой нормирован в ст. 27 настоящего Закона. Также от размера пенсии по возрасту определяется размер пенсии в связи с потерей кормильца (ч. 1 ст.37 Закона № 1058-IV).

Верховный Суд учредил, что независимо от того, получало лицо пенсию по возрасту или нет, все пенсии, в том числе и пенсия в связи с потерей кормильца, исчисляются с одинаковой базовой величины – пенсии по возрасту.

Учитывая изложенное, то обстоятельство, что судья в отставке Лицо 2 пенсии по возрасту не получал (а получал ежемесячное денежное содержание судьи в отставке), не препятствует применению пенсии по возрасту как базовой величины для исчисления размера пенсии в связи с потерей кормильца.

Такой же вывод сделал Верховный Суд в постановлении от 21.12.2021, утверждая об отсутствии оснований для отступления от вывода о том, что выплата пожизненного денежного содержания неразрывно связана с конституционно определенным статусом профессионального судьи, не является видом пенсии в понимании законодательства, а следовательно ее размер утратой кормильца, в случае назначения такой пенсионной выплаты нетрудоспособным членам семьи судьи.

Подводя итог изложенному, отказ истцу в назначении пенсии в связи с потерей кормильца в размере 50% ежемесячного пожизненного денежного содержания судьи в отставке Лицо 2 является правомерным.

Вместе с тем, муж Лицо 1 на время ухода в отставку имел также право на пенсию по возрасту в соответствии с Законом «О государственной службе» № 3723-ХІІ, следовательно ч. 1 ст. 37 Закона № 1058-IV следует применять с учетом того, что размер пенсии в связи с потерей кормильца – судьи в отставке, получавший ежемесячное пожизненное денежное содержание и на время смерти имел право на пенсию по возрасту на основании ст. 37 Закона № 3723-ХІІ, определяется по выбору заявителя, обратившегося за назначением пенсии в связи с потерей кормильца в размере: 70% от размера пенсии по возрасту, исчисленной на основании статьи 37 Закона № 3723-XII, или 50% от размера пенсии по V0-8.

Выбор заявителя (там, где он есть) решающий и тогда, когда речь идет об исчислении размера пенсии. Однако этот выбор иллюзорен, когда лицо не осведомлено о своих правах и альтернативах.

Именно органы ПФУ должны обеспечить условия, при которых лицо знает условия назначения различных пенсий и может делать осознанный выбор. Надлежащее исполнение этой обязанности предусматривает предоставление информации об условиях назначения всех видов пенсии, на которые заявитель имеет право. Учитывая это, работник сервисного центра ответчика должен был разъяснить истцу возможность оформления пенсии в связи с потерей кормильца, рассчитанной по размеру пенсии по возрасту кормильца как по Закону №1058-ІV, так и по Закону № 3723-ХІІ, если Лицо 2 имело право на нее заявление.

Вместе с тем, суды предыдущих инстанций не выяснили, выполнена ли вышеупомянутая обязанность. Назначение ответчиком пенсии по Закону №1058-ІV, без выяснения, имел ли истец право на назначение пенсии с учетом Закона № 3723-ХІІ, и без осознанного выбора заявительницы нарушает ее право на выбор пенсии. Суды предыдущих инстанций также не установили, имел ли судья в отставке Лицо 2 право на пенсию по возрасту на основании Закона № 3723-ХІІ, а если имел, то какой его размер и почему он не был взят ответчиком для расчета пенсии в связи с потерей кормильца.

По результатам рассмотрения, судами предыдущих инстанций постановлено новое решение о частичном удовлетворении иска: обязано ГУ ПФУ предоставить Лицо 1 информацию-разъяснение возможности оформления пенсии в связи с потерей кормильца, рассчитанной с размера пенсии по возрасту кормильца как по Закону №1058-ІV, так и по Закону №3723-ХІІ, если умерший имел на них право и их размер.

  1. Лицо приобретает статус пропавшего без вести при особых обстоятельствах, с момента внесения о нем сведений, содержащихся в заявлении о факте исчезновения, в Единый реестр лиц, пропавших без вести при особых обстоятельствах, в порядке, предусмотренном настоящим Законом, и считается пропавшим без вести заявителя о заявлении. Лицо считается пропавшим без вести при особых обстоятельствах до момента прекращения его розыска в порядке, предусмотренном настоящим Законом.

Для назначения пенсии в связи с потерей кормильца нетрудоспособным членам семьи лица, которому предоставлен правовой статус лица, пропавшей без вести при особых обстоятельствах установлен исчерпывающий перечень условий, к которым относятся: нетрудоспособность членов семьи пропавшего без вести; пребывание на полном содержании кормильца (за исключением детей); истечение одного месяца со дня внесения информации о безвестном исчезновении лица в Единый реестр досудебных расследований или в Единый реестр лиц, пропавших без вести при особых обстоятельствах.

Предоставление выписки в ГУ ПФУ из Единого реестра досудебных расследований (для назначения пенсии по потере кормильца), датированного числом через один месяц со дня внесения информации о безвестном исчезновении лица в ЕРДР законодательством не предусмотрено.

Суть спора в том, что Лицо 1 обратилось в суд с иском о признании противоправным и отмене решения ГУ ПФУ от 28.04.2024 об отказе в назначении пенсии по потере кормильца; обязать ГУ назначить Лицо 1 пенсию по потере кормильца соответственно ч. 1 ст. 36 Закона №1058-ІV с 21.08.2024 года.

Постановлением суда апелляционной инстанции отменено решение первой инстанции об удовлетворении иска и вынесено новое об отказе в удовлетворении иска.

Вместе с тем, Верховным Судом от 17.07.2025 решение судов предыдущих инстанций отменено, отметив, что согласно ч.ч. 1, 2 ст. 3 Закона «О правовом статусе лиц, пропавших без вести при особых обстоятельствах» № 2505-VІІІ Лицо приобретает статус пропавшего без вести при особых обстоятельствах, с момента внесения о нем сведений, содержащихся в заявлении о факте исчезновения, в Единый реестр лиц, пропавших без вести пропавшей без вести при особых обстоятельствах с момента подачи заявителем заявления о факте исчезновения лица. Лицо считается пропавшим без вести при особых обстоятельствах до момента прекращения его розыска в порядке, предусмотренном настоящим Законом.

ВС пришел к выводу, что для назначения пенсии в связи с потерей кормильца нетрудоспособным членам семьи лица, которому в соответствии с Законом № 2505-VIII предоставлен правовой статус лица, пропавшей без вести при особых обстоятельствах установлен исчерпывающий перечень условий, к которым относятся: нетрудоспособность члена; пребывание на полном содержании кормильца (за исключением детей); истечение одного месяца со дня внесения информации о безвестном исчезновении лица в Единый реестр досудебных расследований или в Единый реестр лиц, пропавших без вести при особых обстоятельствах.

Закон № 1058-ІV определяет необходимость подтверждения заявителем условий истечения одного месяца со дня внесения информации о безвестном исчезновении лица в Единый реестр досудебных расследований или в Единый реестр лиц, пропавших без вести при особых обстоятельствах.

То есть ВС не согласился с выводом суда апелляционной инстанции, поддержавшего позицию ГУ ПФУ, о том, что в данном случае – выписка из ЕРДР должна быть датирована 11 июля 2024 года или более поздней датой, и отметил, что предоставление выписки из Единого реестра досудебного расследования исчезновение лица в ЕРДР законодательством не предусмотрено.

Таким образом, выписка из ЕРДР от 21 июня 2024 года была предоставлена ​​истцом вместе с заявлением о назначении пенсии – 21 августа 2024 года, то есть более чем через один месяц со дня внесения информации о безвестном исчезновении лица в ЕРДР. Таким образом, истцом соблюдены требования закона в части необходимости подтверждения условий истечения одного месяца со дня внесения информации о безвестном исчезновении лица в ЕРДР.

Однако, суды предыдущих инстанций, разрешая этот спор, вообще не исследовали вопрос является ли Лицо 1 нетрудоспособным членом семьи пропавшего без вести и находилась ли истца на полном содержании кормильца, без исследования которых выводы судов преждевременны.

  1. Получение Лицом (судьей в отставке) ежемесячного денежного содержания не лишает супругу после его смерти права на назначение пенсии по потере кормильца в соответствии со статьей 37 Закона № 3723-ХІІ.

Не препятствие для применения пенсии по возрасту как базовой величины для исчисления размера пенсии в связи с потерей кормильца и обстоятельство, что судья в отставке не получал пенсии по возрасту, а получал ежемесячное денежное содержание судьи в отставке.

Размер пенсии в связи с потерей кормильца – судьи в отставке, получавший ежемесячное пожизненное денежное содержание, и на время смерти имел право на пенсию по возрасту на основании статьи 37 Закона № 3723-XII определяется, в частности, в размере 70% от размера пенсии по возрасту, на основании статьи 37 Закона №3723-XII определяется, в частности, в размере 70% от размера пенсии по возрасту, исчисленной на основании статьи 37 Закона №3723-XII.

Суть спора в том, что Личность 1 находилась на иждивении своего мужа, достигла пенсионного возраста, установленного ст. 26 Закона №1058-IV и является пенсионером по возрасту, то есть нетрудоспособна, а потому имеет право на получение пенсии по потере кормильца в связи со смертью мужчины, который был судьей в отставке.

Отказов мотивирован тем, что поскольку Лицо 2 был освобожден от должности судьи и получал пожизненное денежное довольствие, Лицо 1 (его жена) не имеет права на назначение пенсии по потере кормильца в соответствии со ст. 37 Закона №3723-ХІІ, поскольку пожизненное денежное довольствие судьи не является видом пенсии, из которого может быть исчислена пенсия по потере кормильца.

Лицо 1 обратилось в суд с иском о признании противоправным и отмене решения ГУ ПФУ от 23.03.2021 об отказе в переводе пенсии и обязательстве ГУ ПФУ назначить и выплатить Лицо 1 пенсию в связи с потерей кормильца в соответствии со статьей 32 Закона 25.06.2020 в размере 70% от суммы судейского вознаграждения для исчисления ежемесячного пожизненного денежного содержания судьи в отставке Лицо 2 согласно справке от 17.03.2021, выданной апелляционным судом с учетом уже полученных сумм пенсий.

Верховным Судом 07.11.2023 отменены частично судебные решения предыдущих инстанций об удовлетворении иска и обязано ГУ ПФУ назначить и выплатить Лицо 1 пенсию в связи с потерей кормильца в соответствии со статьей 37 Закона № 3723-ХІІ с 25.06.20. по возрасту, исчисленному на основании статьи 37 настоящего Закона.

Постановление ВС мотивировано тем, что ВС 09.11.2018 отметил наличие права иждивенцев судьи, который находился в отставке и получал ежемесячное пожизненное денежное содержание, на получение пенсии в связи с потерей кормильца на основании статьи 37 Закона № 3723-ХІІ и на условиях, предусмотренных ч. 10 ст. 37 Закона № 3723-ХІІ имеют также нетрудоспособные члены семьи умершего лица, которое получало или имело право на пенсию по этому Закону. Соблюдение принципа правовой определенности как составляющей принципа верховенства права состоит в том, что, принимая новые условия пенсионного обеспечения согласно Закону № 889-VIII, Верховная Рада Украины закрепила право определенных лиц на конкретные условия назначения пенсии, в частности, пенсии государственного служащего путем отсылки к нормам Закона, который, среди прочего, предусматривает такой вид пенсионного обеспечения. В таких условиях, распространив право на личность, законодатель путем принятия закона распространил и право членов семьи этого лица при назначении пенсии на случай потери кормильца в случае его смерти, то есть истца, согласно статье 37 Закона № 3723-XII.

Таким образом, учитывая предусмотренное Законом № 2453-VI наличие у Лицо 2 права на получение пенсии на условиях, предусмотренных статьей 37 Закона № 3723-XII, ВС согласился с выводами судов предыдущей инстанции о наличии обоснованных оснований для назначения истцу пенсии в связи с потерей 3И7 на основании- выбором и отклонил доводы жалобщика о том, что получение Лицо 2 ежемесячного денежного содержания лишает Лицо 1 права на назначение пенсии по потере кормильца в соответствии со статьей 37 Закона № 3723-ХІІ.

Вместе с тем ВС отметил, что размер пенсии в связи с потерей кормильца определяется в зависимости от размера пенсии умершего кормильца. Следовательно, независимо от того, получало лицо пенсию по возрасту или нет, все пенсии, в том числе и пенсия в связи с потерей кормильца, исчисляются из одинаковой базовой величины – пенсии по возрасту.

При этом ВС указал, что не является препятствием для применения пенсии по возрасту в качестве базовой величины для исчисления размера пенсии в связи с потерей кормильца и обстоятельством, что судья в отставке не получал пенсии по возрасту, а получал ежемесячное денежное содержание судьи в отставке.

Часть 1 ст. 37 Закона №1058-IV следует применять с учетом того, что размер пенсии в связи с потерей кормильца – судьи в отставке, получавший ежемесячное пожизненное денежное содержание, и на время смерти имел право на пенсию по возрасту на основании статьи 37 Закона № 3723-XII определяется, в частности, в размере , статьи 37 Закона №3723-XII.

Учитывая это, Верховный Суд пришел к выводу, что базовой величиной для определения размера пенсии в связи с потерей кормильца является именно размер пенсии по возрасту умершего кормильца, а потому пришел к выводу, что судебные решения предыдущих инстанций в части определения базовой величиной Лицо 1 пенсии в связи с потерей ежемесячного пожизненного денежного содержания являются ошибочными и необоснованными, а потому подлежат отмене с принятием в этой части нового решения: установить базовой величиной для назначения ОСОБА_1 пенсии в связи с потерей кормильца 70% размера пенсии по возрасту, исчисленной на основании статьи 37 Закона № 3723-XII.