И СДЕЛАТЬ ПЕРЕРАСЧЕТ
Получая платежки по электроэнергии возможно обнаружить слишком большую сумму, подлежащую оплате. Этому может быть несколько причин, в зависимости от чего определяются пути решения этой проблемы.
Например, если потребитель не передает показания электросчетчика в установленные сроки, начисление за потребленную электроэнергию происходит по среднесуточному потреблению.
Согласно Кодекса коммерческого учета расчет среднесуточного потребления производится на основе объемов аналогичного месяца предыдущего года. В частности, оператор системы распределения берет объем, потребленный клиентом этого же месяца прошлого года, делит его на количество дней в месяце, а затем умножает на количество дней, объем которых неизвестен, и полученный результат умножает на коэффициент прироста/снижения потребления электроэнергии, (расчет которого осуществляется в соответствии с ККО). Полученный объем умножается на тариф. Если в следующем месяце потребитель передал своевременное показание электросчетчика, перерасчет производится автоматически.
Следовательно, чтобы получить счета за фактически потребленную электроэнергию необходимо только одно-временно передавать показания ежемесячно (до 5 числа текущего месяца).
В другом случае, при обнаружении в платежном документе ошибочных показаний прибора учета потребитель обязан уведомить об этом энергопоставщика в письменном заявлении.
Представитель энергопоставщика должен в течение 5 дней со дня подачи заявления проверить счет, а в случае необходимости в течение 20 дней проверить прибор учета и сообщить потребителю о результатах проверки.
Если доступ к прибору учета невозможен, представитель энергопоставщика выписывает платежный документ на основании данных о фактическом потреблении электроэнергии за предыдущий период.
В случае, когда в течение двух расчетных периодов представитель энергопоставщика не имел доступа к прибору учета, он направляет потребителю уведомление о дате последующей посещения или просьбе передать показания прибора учета энергопоставщику.
Когда и после этих действий потребитель не передал сведения о количестве потребленной электрической энергии, энергопоставщик имеет право через 30 дней после даты отправки письменного предупреждения прекратить поставку электрической энергии потребителю.
Обращаю внимание, что с начала полномасштабного вторжения на территорию Украины государством был введен запрет на прекращение поставок жилищно-коммунальных услуг, в частности электрической энергии, за неуплату счетов.
В то же время Кабинетом Министров Украины 29.12.2023 принято постановление №1405, которым внесены изменения в постановление КМУ от 05.03.2022 № 206 «Некоторые вопросы оплаты жилищно-коммунальных услуг в период военного положения» и отменен мораторий на прекращение поставки электрической.
Согласно указанным изменениям, запрет на прекращение электроснабжения бытовым потребителям и коллективным бытовым потребителям при наличии задолженности по лицевому счету продолжает действовать только для тех территориальных общин, которые расположены на территориях, на которых ведутся боевые действия или территориях, временно оккупированных на русском языке. перечня, утвержденного приказом Министерства по реинтеграции временно оккупированных территорий.
Следует обратить внимание, что потребитель, имеющий право на установленные законодательством льготы по оплате потребленной электрической энергии, сообщает в письменном заявлении энергопоставщика о своем праве на льготу со ссылкой на соответствующий законодательный акт. Льготная оплата электрической энергии производится со дня подачи потребителем заявления.
При этом, когда несколько членов одной семьи, проживающих вместе, имеют право на льготы по оплате потребленной электрической энергии, льгота предоставляется только одному из членов семьи.
Потребитель, имеющий несколько льгот, может выбрать одну, большую по размеру льготу. Льготы по оплате потребленной электрической энергии предоставляются только по месту жительства.
В случае получения жилищной субсидии на оплату электрической энергии потребитель также уведомляет энергопоставщика о своем праве на уменьшение размера платы за потребленную электрическую энергию в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины № 848 от 21.10.1995 (с изменениями и дополнениями).
Другая причина завышенной суммы в платежках за электроэнергию, когда оператор системы берет показатели общего счетчика в доме, не принимая во внимание показатели индивидуального счетчика определенной квартиры или расчет производится из среднемесячного потребления.
В общем может возникнуть ситуация в необходимости использования электрической энергии без установления прибора учета (для выполнения временных работ) и в этом случае потребитель оплачивает потребленную электрическую энергию на основании договора о временном безучетном пользовании электрической энергией, который оформляется при получении потребителем соответствующего разрешения энергопоставщика.
При пользовании электрической энергией без прибора учета с разрешения энергопоставщика расчеты с потребителем производятся в соответствии со среднемесячным потреблением. Величина среднемесячного потребления электроэнергии определяется за предыдущие 12 месяцев или за фактический период потребления, если он меньше 12 месяцев.
То есть, без согласования с потребителем возможного оплаты за электроэнергию без показателей индивидуального счетчика, энергоснабжающая компания не имеет права рассчитывать счета по правилам среднемесячного потребления или согласно показателям общего счетчика дома.
В случаях безосновательного чрезмерного начисления средств за электроэнергию потребитель направляет энергоснабжающей компании заявление с требованием составить акт-претензию, согласно которой можно согласовать все разногласия.
Следовательно, при верности действий потребителя и соответствующих правомерных действий энергопоставщика возникновение долга за электроэнергию можно избежать.
В то же время возникновение долга возможно из-за неправомерных действий энергоснабжающей компании, в частности, безосновательного неправильного начисления объемов потребленной электроэнергии, неучета льгот потребителя и отказа в перерасчете (отказы в составлении акта-претензии), и в этих случаях указанный спорный вопрос можно решить в судебном порядка.
Так, Верховный Суд 22.02.2023 оставил по-прежнему решение первой инстанции удовлетворил исковую заву потребителей электроэнергии к электроснабжающей компании и обязал последнюю осуществить перерасчет потребленной энергии, отказал в удовлетворении встречного иска о взыскании с истцов задолженности за электроэнергию.
Удовлетворяя исковые требования, Верховный Суд исходил из того, что потребителям начисление за поставленную электроэнергию осуществлялось по показателям общедомового прибора учета электроэнергии, который в дальнейшем делился на общую площадь квартиры каждого из жильцов. При этом количество зарегистрированных и фактически проживающих лиц, а также наличие тех или иных электроприборов в отдельно взятой квартире во внимание не принималось и на расчет не влияло. Следовательно, расчет ответчика, который сводится к распределению показателя общедомового счетчика на площадь квартиры, не основывается на нормах действующего законодательства.
Однако ответчик отказался от предложения истцов сделать акт-претензию и перерасчет чрезмерно начисленных платежей за электроэнергию. По таким основаниям суд обязал ответчика произвести перерасчет потребленной электроэнергии с учетом показателей индивидуальных счетчиков, установленных в квартирах.
Следует обратить внимание, что нередко бывают случаи возникновения долга при отсутствии у потребителя средств для оплаты задолженности за определенный период. В этой ситуации потребитель может обратиться к энергопоставщику с заявлением о составлении графика погашения задолженности или отсрочки срока оплаты и предоставить справки, подтверждающие его неплатежеспособность.