Перейти к содержимому
Главная страница » ВНЕПЛАНОВАЯ НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА — ОСНОВАНИЯ И ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ ПОМОЩЬ АДВОКАТА

ВНЕПЛАНОВАЯ НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА — ОСНОВАНИЯ И ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ ПОМОЩЬ АДВОКАТА


Если плановая проверка субъектов хозяйствования предусматривается в плане работы контролирующего органа, то необходимость во внеплановой проверке у налоговых органов может возникнуть в любое время, что делает невозможным преждевременную подготовку к ней.


  Пользуясь такими полномочиями, налоговые органы нередко в приказе о проведении внеплановой проверки указывают формальные основания, указывая только общую статью НКУ не конкретизируя основание, или проводят его с нарушением порядка, определенного законодательством.

   Следствием таких проверок становится принятие налоговыми органами уведомлений-решений об увеличении налогового обязательства и налагаются штрафы на налогоплательщиков на суммы, исчисляемые не только сотнями тысяч гривен, но и миллионами !!!


  Субъекты хозяйствования вынуждены обжаловать указанные неправомерные действия и решения налоговиков в судебном порядке, но шансы победить такой мощный контролирующий орган, который любыми способами пытается «наполнить» бюджет, без помощи опытного юриста сводится к нулю.


Опытные и профессиональные в разрешении таких судебных споров адвокаты АБ «Ткачук и партнеры» помогут обжаловать результаты внеплановых налоговых проверок, а также другие незаконные решения (действия, бездействие), принятые в ходе ее проведения, предоставив следующие правовые услуги:

  • Консультация по всем вопросам относительно законности проведения внеплановой налоговой проверки и ее результатов, анализ сложившейся ситуации и определение перспектив будущих судебных процессов;

  • Правовое сопровождение при проведении контролирующими органами внеплановой проверки;

  • Подготовка возражений на акт проверки;

  • Помощь в сборе доказательств и составлении процессуальных документов-адвокатского запроса, иска, отзыва, возражений, объяснений, ходатайств и т.п.;

  • Обжалование незаконных внеплановых налоговых проверок и их результатов, налоговых уведомлений-решений, штрафов, пени, налогового залога, административного ареста;

  • Обжалование неправомерных действий (решений, бездействия) контролирующих органов при проведении внеплановых налоговых проверок;

  • Ознакомление с материалами дела по спору о законности проведения внеплановой налоговой проверки, если дело уже находится в суде;

  • Участие во всех судебных инстанциях по делам по спору о законности проведения внеплановой налоговой проверки и ее результатов, в том числе по искам контролирующих органов;

  • Обжалование незаконных судебных решений в апелляционном и кассационном порядке по спорам о законности проведения налоговых проверок и их результатам;

  • Правовое сопровождение клиента на стадии исполнительного производства.


Из опыта адвокатов нашего Бюро можно определить правовые вопросы, с которыми чаще всего обращаются клиенты в наше Бюро:

  • Основания проведения внеплановых налоговых проверок;

  • Виды внеплановых налоговых проверок;

  • Обжалование незаконной внеплановой налоговой проверки или доказывание факта, что проверка не проводилась;

  • Недопуск работников налоговых органов к внеплановой проверке и последствия этого;

  • Обжалование решений, принимаемых налоговыми органами по результатам налоговых внеплановых проверок;

  • Обжалование неправомерных действий, бездействия работников налоговых органов при проведении налоговых внеплановых проверок.


Указанный перечень не исчерпывающий, в то же время, многолетний опыт судебной практики адвокатов АБ «Ткачук и партнеры» позволяет решить многие спорные вопросы, связанные с проведением налоговыми органами внеплановых проверок в пользу клиента и достичь желаемого результата.


ВИДЫ ВНЕПЛАНОВЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК, ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ, ОБЖАЛОВАНИЕ 

И ПОМОЩЬ АДВОКАТА

Внеплановые проверки бывают выездные; невыездные; невыездные электронные.


Внеплановая документальная проверка не предусматривается в плане работы контролирующего органа.


  Особенностью проведения внеплановой налоговой проверки является то, что она проводится при наличии оснований, определенных пунктом 78.1 статьи 78 НКУ, то есть исключительно при наличии хотя бы одного из следующих оснований:


-получена налоговая информация, свидетельствующая о нарушении налогоплательщиком валютного, налогового законодательства, если налогоплательщик не предоставит объяснения и их документальные подтверждения на обязательный письменный запрос контролирующего органа;

-налогоплательщиком не представлена в установленный законом срок налоговая декларация, расчеты, отчетность для налогового контроля за трансфертным ценообразованием, если их представление предусмотрено законом;

-налогоплательщиком представлен контролирующему органу уточняющий расчет по соответствующему налогу за период, проверяемый контролирующим органом;

-обнаружена недостоверность данных, содержащихся в налоговых декларациях, поданных налогоплательщиком, если налогоплательщик не предоставит объяснения и их документальные подтверждения по письменному запросу контролирующего органа;

— налогоплательщиком представлено в установленном порядке контролирующему органу возражения к акту проверки в порядке, определенном п. 86.7 ст. 86 НКУ, или жалобу на принятое по ее результатам налоговое уведомление-решение, в которых требуется полный или частичный пересмотр результатов соответствующей проверки или отмены принятого по ее результатам налогового уведомления-решения в случае если налогоплательщик в своей жалобе (возражениях) ссылается на обстоятельства, что не были исследованы во время проверки, и объективное их рассмотрение невозможно без проведения проверки. Такая проверка проводится исключительно по ставшим предметом обжалования вопросам.

— начата процедура реорганизации юридического лица (кроме преобразования), прекращение юридического лица или предпринимательской деятельности физического лица – предпринимателя, закрытие постоянного представительства или обособленного подразделения юридического лица, в том числе иностранной компании, организации, возбуждено производство по делу о признании банкротом налогоплательщика или подано заявление о снятии с учета налогоплательщика;

— плательщиком подана декларация, в которой заявлен к возмещению из бюджета налог на добавленную стоимость, при наличии оснований для проверки, определенных в разд. V НКУ, и/или с отрицательным значением по налогу на добавленную стоимость, которое составляет более 100 тыс. гривен. Документальная проверка производится исключительно по этим вопросам;

— по налогоплательщику подана жалоба по вопросам, определенным НКУ;

— в случае получения информации об уклонении налоговым агентом от налогообложения выплаченной (начисленной) наемным лицам (в том числе без документального оформления) заработной платы, пассивных доходов, дополнительных благ, других выплат и возмещений, подлежащих налогообложению, в том числе вследствие невложения налогоплательщиком трудовых договоров с наемными лицами по закону, а также осуществление лицом хозяйственной деятельности без государственной регистрации. Такая проверка проводится исключительно по ставшим основанием для проведения такой проверки;

-в случае получения документально подтвержденной информации и данных, свидетельствующих о несоответствии условий контролируемой операции принципу вытянутой руки и/или установлению несоответствия условий контролируемой операции принципу вытянутой руки в порядке, предусмотренном НКУ;

-непредставление налогоплательщиком или представление с нарушением требований п. 39.4 ст. 39 НКУ отчета о контролируемых операциях и/или документации по трансфертному ценообразованию или в случае установления нарушений при мониторинге такого отчета или документации в соответствии с требованиями НКУ;

-получен отчет о контролируемых операциях, отправленный налогоплательщиком в соответствии с п. 39.4 ст. 39 НКУ. В таком случае проверка проводится исключительно по контролю трансфертного ценообразования;

-налогоплательщиком не представлен в установленный п. 50.3 ст. 50 НКУ срок уточняющий расчет для исправления ошибок, выявленных по результатам электронной проверки, проведенной по заявлению налогоплательщика;

— выявлены расхождения данных, содержащихся в зарегистрированных акцизных накладных/расчетах корректировки в Едином реестре акцизных накладных и декларациях по акцизному налогу, поданных плательщиком акцизного налога, реализующего горючее или спирт этиловый;

-налогоплательщиком не предоставлена для проведения встречной сверки информация, определенная в запросе контролирующего органа, в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем получения запроса. Такая проверка проводится исключительно по вопросам, указанным в запросе контролирующего органа;

-плательщиком налога подано заявление о проведении проверки в поданную заявку на пополнение объемов остатка горючего в соответствии с п. 29 подразд. 5 разд. XX «Переходные положения» НКУ;

-контролирующим органом после проведения документальной плановой проверки или документальной внеплановой проверки получена информация и/или документы от иностранных государственных органов, касающиеся вопросов, охваченных во время предварительных проверок налогоплательщика и свидетельствующих о нарушении налогоплательщиком налогового, валютного и иного законодательства, контроль по которому возложены на контролирующие органы. Такая проверка проводится исключительно по вопросам, послужившим основанием для проведения такой проверки;

-в случае получения информации, свидетельствующей о ведении нерезидентом хозяйственной деятельности через постоянное представительство на территории Украины, согласно требованиям НКУ, без взятия на налоговый учет.


Следует отметить, что согласно п. 78.2 ст. 78 НКУ ограничения по основаниям проведения проверок налогоплательщиков, определенные НКУ, не распространяются на проверки, проводимые по обращению налогоплательщика.

Обращаем внимание, контролирующим органам запрещается проводить документальные внеплановые проверки, предусмотренные подпунктами 78.1.1, 78.1.4, 78.1.8 п. 78.1 ст. 78 НКУ, в случае, если вопросы, являющиеся предметом такой проверки, были охвачены во время предварительных проверок налогоплательщика.


Таким образом, НКУ очерчен круг оснований для проведения внеплановой налоговой проверки, и ее проведение по другим основаниям или формальным основаниям является незаконным, как и принятые по ее результатам решения, обжаловать которые помогут юристы нашего Бюро.


В зависимости от оснований проведения проверки руководителем контролирующего органа или вышестоящего органа принимается приказ.

Сроки проведения внеплановой документальной проверки составляет для крупных налогоплательщиков – 15 рабочих дней, для субъектов малого предпринимательства – 5 дней, для других налогоплательщиков – 10 дней.

  По решению руководителя контролирующего органа срок проведения внеплановой документальной проверки не более чем на 10 рабочих дней для крупных налогоплательщиков относительно субъектов малого предпринимательства — не более чем на 2 рабочих дня, других налогоплательщиков — не более чем на 5 рабочих дней.

  Право на проведение документальной внеплановой проверки налогоплательщика (кроме проверок, предусмотренных подпунктом 78.1.22 пункта 78.1 статьи 78 Кодекса) предоставляется только в случае, когда ему до начала проведения указанной проверки вручена в порядке, определенном статьей 42 НКУ, копия приказа о проведении документальной внеплановой проверки.


Документальная внеплановая выездная проверка проводится по местонахождению налогоплательщика или местонахождению объекта права собственности, в отношении которого проводится такая проверка.


Документальная внеплановая невыездная проверка производится в помещении контролирующего органа. Документальная невыездная проверка осуществляется на основании указанных в подпункте 75.1.2 пункта 75.1 статьи 75 НКУ документов и данных, предоставленных налогоплательщиком в определенных настоящим Кодексом случаях, или полученных другим способом, предусмотренным законом.

Присутствие налогоплательщиков при проведении документальных невыездных проверок не обязательно.

При наличии письменного обращения налогоплательщика вместо документальной невыездной проверки может производиться документальная выездная проверка.


Документальная невыездная внеплановая электронная проверка проводится на основании заявления, поданного налогоплательщиком с незначительной степенью риска, определенным в соответствии с пунктом 77.2 статьи 77 настоящего Кодекса, в контролирующий орган, в котором он состоит на налоговом учете.

Электронная проверка относится к категории документальных невыездных внеплановых проверок, однако отличие ее от других внеплановых проверок состоит в том, что она проводится на основании добровольного заявления от налогоплательщика. Отказ в проведении электронной проверки не лишает налогоплательщика права на повторное обращение.

  По результатам электронной проверки составляется справка, на которую налогоплательщик может подать возражение.


Результаты внеплановых проверок (кроме электронных) оформляются в форме акта, если выявлены нарушения, и принимаются налоговые уведомления-решения, которые могут быть обжалованы в судебном порядке, в чем помогут адвокаты нашего Бюро.


НЕДОПУСК ПРОВЕРЯЮЩИХ К ВНЕПЛАНОВОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКЕ И ПОСЛЕДСТВИЯ ТАКИХ ДЕЙСТВИЙ


При отсутствии законных оснований для проведения внеплановой проверки или ненадлежащего оформления документов у налогоплательщика имеется право не допустить работников налоговых органов к проверке.

В таком случае представители налогового органа составляют акт о недопуске и направляют представление в административный суд об аресте активов и имущества налогоплательщиков.

В случае, если такой акт будет составлен и представление в административный суд направлено, в суде юристы нашего Бюро докажут, что предприятие не допустило налоговиков на законных основаниях.


На практике бывают случаи, когда налоговики составляют акт проверки так, будто она произошла, но указывают, что плательщик просто не предоставил нужные документы.

Такие действия незаконны, как и результаты проверки.

При обжаловании таких действий налоговиков в суде адвокаты нашего Бюро будут, кроме прочего, ссылаться на отсутствие проверки как юридического факта. То есть в суде необходимо доказать только факт отсутствия проверки для отмены решений, принятых по результатам, якобы, ее проведения.

Обращаю внимание, что для подтверждения указанного факта необходимо субъекту хозяйствования самостоятельно составить акт о недопуске налоговиков до проверки и попросить ревизоров засвидетельствовать его копию. В случае отказа необходимо отправить копию акта руководителю органа, подписавшего приказ на проверку.


Как показала судебная практика, если налогоплательщик в своем иске ссылается на незаконность проверки, суд, в первую очередь, должен дать оценку таким требованиям истца. При условии, что судом будет установлена незаконность проверки или отсутствие как юридического факта, документы такой проверки признаются незаконными.

То есть даже если со стороны проверяемого лица были совершены правонарушения, о чем и указано в акте проверки, суд отменит решение контролирующего органа на основании того, что проверка не состоялась или была незаконной.


Следовательно, при допущении нарушений налоговыми органами при указании оснований назначения, сроков и порядка проведения внеплановых налоговых проверок адвокаты нашего Бюро обжалуют решения, принятые по результатам проверки в судебном порядке.

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ ПО СПОРАМ ОБ ОБЖАЛОВАНИИ РЕШЕНИЙ, ПРИНЯТЫХ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ВНЕПЛАНОВЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК, ПРОВЕДЕННЫХ С НАРУШЕНИЯМИ


1. Законодательством установлена обязанность контролирующего органа уведомить налогоплательщика о дате начала и месте проведения проверки, а плательщику, в свою очередь, гарантируется право обжаловать решение контролирующего органа о проведении проверки в отношении него.

Реализация такого права при отсутствии обязанности у контролирующего органа сообщать о проверке до ее проведения была бы невозможна. Невыполнение требований пункта 81.1 статьи 81 НКУ о предъявлении или направлении в случаях, определенных настоящим Кодексом, направление на проведение проверки и копии приказа о проведении проверки приводит к признанию проверки незаконной и отсутствию правовых последствий такой.


К такому выводу пришел Верховный Суд в постановлении от 09.02.2021, которым оставлено в силе решение суда апелляционной инстанции об удовлетворении иска ООО о признании противоправным и отмене приказа налоговой инспекции о проведении документальной внеплановой невыездной проверки ООО; противоправными действия Инспекции по проведению проверки, результаты которой оформлены актом; противоправными и отмена налоговых уведомлений-решений.

Верховный Суд согласился с выводом суда апелляционной инстанции, что Инспекция приняла оспариваемый приказ о назначении проверки в нарушение требований абзаца 2 пункта 78.2 ст. 78 НКУ, поскольку правоотношения Общества с контрагентами, определенными в акте проверки, уже были предметом предварительных плановых проверок, которые проводились Инспекцией и их выводы изложены в предыдущих актах.

Приказ о проведении проверки и уведомление о проверке были получены представителем ООО после внеплановой проверки.

Следовательно, невыполнение Инспекцией требований пункта 79.2 ст. 79 НКУ приводит к признанию проверки незаконной и отсутствию правовых последствий таковой.


2. Невозможность проведения выездной внеплановой проверки не может повлечь автоматическое проведение контролирующим органом невыездной документальной внеплановой проверки ввиду того, что для проведения любого вида налоговой проверки необходимо соблюдение условий принятия приказа и уведомления плательщика о соответствующей проверке


Такой вывод изложен в постановлении ВС от 13.06.2019, которым оставлены судебные решения предыдущих инстанций об отмене налоговых уведомлений-решений, принятых по результатам внеплановой невыездной проверки ООО.

Исковые требования были обоснованы тем, что налоговый орган принял приказ о выездной внеплановой проверке истца. Однако в связи с невозможностью выездной проверки ответчика без уведомления истца провел внеплановую невыездную проверку, по результатам которой принял оспариваемые налоговые уведомления –решения.

ВС подчеркнул, что с приказом о невыездной проверке, сведениями о дате ее начала и месте проведения плательщик должен быть ознакомлен установленным законом способом до ее начала. Невыполнение указанных требований приводит к признанию проверки незаконной и отсутствия правовых последствий. ним налоговой дисциплины, включая возможность предоставления налогоплательщиком имеющихся у него документов для подтверждения показателей налогового учета.

Следовательно, следствием заблаговременного несообщения налоговым органом ООО о проведении внеплановой невыездной проверки (изменения вида проверки) является основанием признания недействительными налоговых уведомлений-решений, принятых по ее результатам.


3. Невыполнение требований закона о наличии оснований для назначения и проведения документальной внеплановой проверки основание для признания такой проверки незаконной


Постановлением Верховного Суда от 04.03.2021 оставлены по-прежнему судебные решения об удовлетворении иска ООО о признании противоправным и отменен приказ ГФС о проведении внеплановой документальной выездной проверки истца, налоговые уведомления-решения, требование и решение об описании имущества в налоговый залог.

При этом ВС отметил, что невыполнение требований закона о наличии оснований для назначения и проведения документальной внеплановой проверки, и неопровержение Ответчиком обстоятельств незаконности решения о назначении проверки приводит к признанию проверки незаконной и отсутствия правовых последствий такой; акт проверки, полученный в результате такой проверки, исходя из положений о допустимости доказательств, закрепленных ч.2 ст.74 КАСУ, не может признаваться допустимым доказательством по делу, поскольку получен с нарушением порядка, установленного законом.

Следовательно, делая вывод о наличии оснований для удовлетворения иска, суды исходили из того, что срок действия определения суда, служившей основанием принятия приказа и в дальнейшем налоговых уведомлений решений, требования и решения об описании имущества в налоговый залог, составлял один календарный месяц в соответствии с предписаний пункта 7 ч.1 ст. 164 КПКУ, а потому проведение проверки вне срока действия указанного определения является противоправным и, как следствие, издание спорного приказа ответчиком и других последствий проверки также является противоправным.


4. Установив нарушение процедуры или оснований проведения налоговой внеплановой проверки, следствием чего является признание противоправными ее результатов, суд может переходить к анализу других обстоятельств.


Постановлением Верховного Суда от 26.09.2022 отменено постановление суда апелляционной инстанции об отказе в удовлетворении иска и оставлено в силе решение суда первой инстанции об удовлетворении иска ООО о признании противоправным и отмене налогового уведомления-решения, которым истцу увеличена сумма денежного обязательства на добавленную стоимость в размере 50 691 265 грн., в том числе по налоговым обязательствам 33 794 176 грн., и штрафным (финансовым) санкциям в размере 16 897 088 грн.

В этом деле ООО обжаловало налоговое уведомление-решение, принятое по результатам внеплановой проверки, приказ на проведение которой является незаконным.

Отказывая в удовлетворении апелляционный суд отметил, что именно на этапе допуска к проверке субъект хозяйственной деятельности может поставить вопрос о необоснованности ее назначения. Однако допуск к проверке нивелирует правовые последствия процедурных нарушений, допущенных контролирующим органом.

В то же время Верховный Суд согласился с выводами суда первой инстанции, что акт проверки был вынесен на основании приказа, отмененного решением суда, вступившим в законную силу. Поэтому ППР, принятое на основании незаконной внеплановой проверки, не может считаться правомерным и подлежит отмене.

При этом ВС подчеркнул, что налогоплательщик не лишен возможности ссылаться на нарушение контролирующим органом требований законодательства о проведении проверки, если считает, что они обуславливают противоправность таких НПР. При этом, таким основаниям, при их наличии, суды должны давать правовую оценку в первую очередь, а в случае, если они не признаны судом влекущими противоправность решений, принятых по результатам такой проверки, — переходить к проверке других оснований по наличию нарушений налогового и/или иного законодательства.

Невыполнение требований закона относительно основания проведения документальной внеплановой проверки приводит к признанию проверки незаконной и не порождает никаких правовых последствий. Акт проверки, исходя из положений о допустимости доказательств, закрепленных в ч.2 ст.74 КАС, не может признаваться допустимым доказательством по делу, поскольку получен с нарушением порядка, установленного законом.

Следовательно, если вступившим в законную силу судебным решением отменен приказ о проведении проверки, по результатам реализации которого принято спорное ППР, то в таком случае отсутствует необходимость исследовать другие обстоятельства.


Таким образом, если у Вас возникли конфликтные ситуации с контролирующими органами при проведении налоговой внеплановой проверки, обращайтесь к опытным в разрешении таких споров адвокатам АБ «Ткачук и партнеры», которые защитят права клиента в судебном порядке с положительным для него результатом.