Перейти к содержимому

СПОРЫ С ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИЕЙ АРХИТЕКТУРЫ И ГОРОДОСТРОЕНИЯ

В стране для удовлетворения своих потребностей, решения жилищных проблем и нужд промышленности постоянно осуществляется строительство жилых, коммерческих, частных и других строений.
             Для государственного регулирования строительства государством была создана Государственная инспекция архитектуры и градостроительства, с которой будет вынужден сталкиваться каждый застройщик – от строительства частного дома до строительства больших жилых домов и производственных помещений.
            Правовым основанием существования Государственной инспекции архитектуры и градостроительства является положение об этой службе, что утверждено постановлением Кабинета Министров Украины от 23.12.2020 года № 1340.
            Согласно этому положению, у органов Государственной инспекции архитектуры и градостроительства возможно выделить следующие полномочия – проведение проверок строительства (по проекту, материалам, лицензионным условиям и др.), выдача обязательных к выполнению предписаний (остановка строительства, устранение нарушений строительства, устранение нарушений лицензионных условий), выносит запрета на эксплуатацию объектов не принятых в эксплуатацию, принимает в эксплуатацию законченное строительство, составляет акты проверок, налагает штрафы. Однако, на практике, учитывая большой рынок строительства и объем полномочий Государственной инспекции архитектуры и градостроительства, наличия коррупционных рисков и непрозрачности, действия и решения этого органа не всегда обоснованы, уместны и законны: безосновательная невыдача разрешительных документов на строительство, произвольная выдача предписаний на устранение нарушений, затягивание с принятием готового строительства к эксплуатации, бездумное наложение штрафов – далеко не полный список проблем, с которыми вынуждены сталкиваться Застройщики.
              Конечно, такие действия и решения Государственной инспекции архитектуры и градостроительства порождают многочисленные споры и необходимость обращения к адвокату по спорам с Государственной инспекцией архитектуры и градостроительства.
Услуги адвоката по спорам Государственной инспекцией архитектуры и градостроительства
■ Предоставление устных и письменных консультаций по обоснованности действий, решений, бездействия органов Государственной инспекция архитектуры и градостроительства;
■ Представительство интересов в органах Государственной инспекции архитектуры и градостроительства;
■ Представительство интересов на строительстве при проверке у должностных лиц Государственной инспекцией архитектуры и градостроительства;
■ Представительство интересов при возникновении спорных вопросов при приемке объекта строительства в эксплуатацию;
■ Составление и подача исков в суд о незаконных действиях, решениях, бездействии органов Государственной инспекцией архитектуры и градостроительства, в частности по выполнению предписаний, отказу в принятии объекта в эксплуатацию, наложении штрафов;
■ ознакомление с материалами дела, если дело уже находится в суде;
■ Представительство интересов в суде по органам Государственной инспекцией архитектуры и градостроительства;
■  Обжалование судебных решений в апелляционном и кассационном порядке по спорам с Государственной инспекцией архитектуры и градостроительства.
Любое строительство в юридическом смысле начинается с подачи документов для начала строительства в органы Государственной инспекцией архитектуры и градостроительства. Предоставляются документы подтверждающие вещное право на земельный участок заявителя, проект строительства, декларация строительства. Также должна быть предоставлена информация о Заказчике и Подрядчике.
Соответствующий земельный участок должен иметь надлежащее целевое назначение, а само строительство отвечать строительным, архитектурным, санитарным, экологическим и другим требованиям, сам проект не противоречить Генеральному плану застройки и соответствовать исходным данным для строительства.
Однако уже на этом этапе осуществить намерение строительства могут возникнуть проблемы, так как например Государственной инспекцией архитектуры и градостроительства будет считать, что Ваши документы содержат недостоверную информацию и вернуть Вам впоследствии. Есть случаи, когда такое возвращение происходило много раз и по разным основаниям, пока решением суда такие действия Государственной инспекцией архитектуры и градостроительства не были признаны противоправными.
Однако, в любом случае, приступать к строительным работам без подачи документов для получения разрешения о начале строительных работ нельзя, так как это будет нарушение и на Вас может быть наложен штраф!
У вас идет строительство, уже положили фундамент, подрядчик строит стены здания. Все идет по плану. Но внезапно при строительстве появляется инспектор Государственной инспекции архитектуры и градостроительства, и выявляет у Вас нарушения (такими могут быть отклонения от проекта, несоответствие строительных материалов, несоблюдение строительных норм, конструктивной и (или) пожарной безопасности). После чего инспектор может инициировать устранение нарушений или даже вообще остановить строительные работы!
При наложении штрафов ограны Государственной инспекции архитектуры и градостроения руководствуются Законом Об ответственности за правонарушения в сфере градостроительной деятельности, которая предусматривает ответственность даже проектных и экспертных организаций, а также производителей строительных материалов, изделий и конструкций!
Штраф налагается не позднее 6 месяцев со дня обнаружения, но не позднее 3 лет со дня совершения. Размер штрафов может составлять от нескольких десятков до нескольких сотен прожиточных минимумов для трудоспособных лиц. За повторное правонарушение – штраф в двойном размере.
При наложении штрафа обязательно составляется протокол, в котором должны обязательно указываться сведения о личности правонарушителя, месте и сути правонарушения, норма права которая нарушена.
Самое существенное, что такое постановление о наложении штрафа может быть обжаловано в течение 15 дней со дня вынесения!!!
Но при этом необходимо уведомить орган, вынесший постановление о таком обжаловании.
 
 
ФАКТ НАРУШЕНИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА МОЖЕТ БЫТЬ УСТАНОВЕН ТОЛЬКО ВО ВРЕМЯ ПРОВЕРКИ
В августе 2018 года Истец – Акционерное общество обратилось в административный суд с иском в Государственную архитектурно-строительную инспекцию об отмене предписаний и штрафов.
Решением местного административного суда от 13.05.2019 года и постановлением Апелляционного суда от 25.09.2019 года исковые требования Истца были удовлетворены.
Судебные решения обоснованы тем, что акт проверки может быть составлен только при проверке застройщика. А так как проверка фактически не проводилась, то ответчиком факты нарушений фактически не устанавливались. Поэтому все последующие решения Государственной архитектурно-строительной инспекции об остановке строительных работ незаконны и подлежат отмене.
Соглашаюсь с решениями судов, Верховный Суд в своем постановлении от 24.03.2021 отметил также то, что в случае недопущения должностных лиц Ответчика на строительство, должен составляться акт, но такого акта не было, что подтверждает незаконность действий Государственной архитектурно-строительной инспекции.
ВО ВРЕМЯ ВНЕЗАПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКИ ПРОВЕРЯЮТЬСЯ ТОЛЬКО ТЕ ВОПРОСЫ, КОТОРЫЕ БЫЛИ ОСНОВАНИЕМ ДЛЯ ТАКОЙ ПРОВЕРКИ
В мае 2019 в местный административный суд обратилось ООО с иском об отмене предписания и штрафа Отдела по вопросам государственного архитектурно-строительного контроля Исполнительного комитета городского Совета.
Удовлетворяя иск, местный административный суд своим решением от 29.07.2019 года, оставленным без изменений Апелляционным судом согласно постановлению от 5.11.2019 года, отметили, что ответчиком нарушена процедура проведения проверки, следовательно приказ проведения проверки вынесен с нарушением норм и предписание об устранении нарушений строительства не могут обосновывать постановление о наложении штрафа, а само постановление о наложении штрафа вынесено без достаточных оснований для этого, а также с нарушением процедуры. Оставляя судебные решения без изменений, Верховный Суд отметил следующее:
Основанием для проверки органом Государственного архитектурно-строительного контроля в соответствии с Порядком проведения проверок может служить обращение самого Застройщика, проверка достоверности указана в декларации о начале строительных работ, осуществлении самовольного строительства, проверка выполнения предписания органа архитектурно-строительного контроля, требование главного инспектора Государственного архитектурно- строительного контроля, обращение заинтересованных лиц о нарушении строительного законодательства, обращение правоохранительных органов о проведении проверки.
Согласно ст. 6 Закона Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности во время внеплановой проверки выясняются только те вопросы, которые являются основанием для проверки.
Как установили суды, основанием для проверки Истца стало обращение прокуратуры по выяснению вопроса уплаты долевого участия. Однако вопрос принятия объекта в эксплуатацию не являлся основанием для проверки. Поэтому суды пришли к правильным выводам о незаконности всех дальнейших действий и решений Отдела по вопросам государственного архитектурно-строительного контроля Исполнительного комитета городского Совета.
НЕСООБЩЕНИЕ ЛИЦА О ДАТЕ И ВРЕМЯ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ В СФЕРЕ ГРАДОСТРОЕНИЯ, ЯВЛЯЕТЬСЯ ОСНОВАНИЕМ ДЛЯ ОТМЕНЫ РЕШЕНИЯ О НАЛОЖЕНИИ ШТРАФА
В августе 2016 года Истец обратился в Департамент Государственной архитектурно-строительной инспекции в области об отмене наложенного Ответчиком штрафа.
Решением суда первой инстанции от 25 апреля 2017, оставленного без изменений постановлением Апелляционного Суда от 13 сентября 2017, исковые требования были удовлетворены, спорный штраф отменен.
Удовлетворяя иск, местный суд исходил из того, что Государственной архитектурно-строительной инспекцией не было установлено точной даты продолжительности нарушения — то есть периода, когда осуществлялось такое строительство, и что правонарушитель является собственником земельного участка, также оспариваемое постановление принималось согласно протоколу без присутствия правонарушителя, а о рассмотрении дела об административном правонарушении Истец не уведомлялся.
Оставляя судебные решения без изменений, Верховный Суд в своем постановлении от 26 мая 2021 года отметил, что Ответчиком нарушен Порядок наложения штрафов за нарушения в сфере градостроительной деятельности, в частности по ознакомлению Истца с протоколом об административном правонарушении, не разъяснены права и обязанности , отсутствуют доказательства уведомления о времени и месте рассмотрения дела о наложении административного взыскания