Согласно Гражданского кодекса Украины наследованием является переход прав и обязанностей (наследство) от лица, которое умерло (наследодатель) к лицу (лицам), которые преобретают право на наследство (наследники).
Согласно ст.ст. 1268, 1270 ГК Украины наследодатель по завещанию или по закону имеет право принять наследство или не принять его.
На протяжении 6 месяцев со дня смерти родственника, лица которые считают себя его наследниками заявляют нотариусу свое право на наследство.
Особенности наследования во время военного положения, на сегодня, регулируется постановлением Кабинета Министров Украины «Некоторые вопросы нотариата в условиях военного положения» от 28.02.2022 № 164 (с изменениями внесенными постановлением КМУ № 719 от 24.06.2022, который вступил в дейстие 29.06.2022). Кроме этого, Приказом Министерства юстиции Украины «Об утверждении изменений в некоторые нормативно-правовые акты в сфере нотариата» от 11.03.2022 № 1118/5, вступившего в действие 19.03.2022, были внесены изменения в Порядок совершения нотариальных действий нотариусами Украины, утвержденного приказом Министерства юстиции Украины от 22.02.2012 № 296/5.
Законодателями внесен ряд существенных изменений высшеуказанными нормативно-правовыми актами о принятии наследства в условиях военного положения, в частности срока принятия наследства.
Высшеуказанные изменения про остановку течения срока принятия наследства начали действовать с 06.03.2022, а последняя редакция пункта 3 Постановления КМУ № 164, которая вступила в действие 29.06.2022 (постановление КМУ № 719), установила новые сроки, а именно продолжено срок принятия наследства еще на 4 месяца в дополнение к предусмотренным законодательством 6 месяцам. С учетом этих изменений, на практике возник вопрос исчесления срока для принятия наследства или отказа от его принятия, если наследство открылось в период с 06.03.2022 по 28.06.2022.
Определение дополнительного срока для принятия наследства
Следовательно, срок для принятия наследства или отказа от его принятия останавливается на время военного положения, но не больше чем на 4 месяца.
Исчесление срока для каждого конкретного открытого дела до военного положения выглядит таким образом – если до 06.03.2022 года шестимесячный срок наследования не истек, то он автоматически продолжается еще на 4 месяца и в сумме составляет 10 месяцев, а если истек во время военного положения, но до 06.03.2022, то действует старая норма, по которой срок принятия наследства или отказа от него не продолжается и устанавливается 6 месяцев.
То есть, во время действия военного положения свидетельство о праве на наследство выдается нотариусом после окончания срока для принятия наследства. Следовательно, свидетельство будет выдаватся наследникам, но не через 6 месяцев со дня смерти наследодателя, а через 10 месяцев с момента его смерти или признания лица умершим.
Вместе с тем, Верховный Суд в постановлении от 25.01.2023 по делу № 676/47/21 дал интересную оценку пункту 3 постановления КМУ от 28.02.2022 № 164 (в редакции, которая предусматривала только приостановление срока, до внесения изменений в него о продолжении срока принятия наследства на 4 месяца).
В частности, давая оценку указаному пункту 3 постановления № 164 Верховный Суд считает, что он противоречит статьям 1270, 1272 ГК Украины, а поэтому не подлежит применению учитывая следующее.
Основным актом гражданского законодательства является Гражданский кодекс Украины. Актом гражданского законодательства являются также и другие законы Украины, которые принимаются согласно с Конституцией Украины и этого Кодекса. Если субъект права законодательной инициативы подал в Верховный Совет Украины проект закона, регулирующий гражданские правоотношения по иному, чем этот Кодекс, он обязан одновременно подать проект закона о внесении изменений в Гражданский кодекс Украины. Поданый законопроект рассматривается Верховным Советом Украины одновременно с сответствующим проектом закона о внесении изменений в Гражданский кодекс Украины (ч.2 ст. 4 ГК Украины).
Если постановление Кабинета Министров Украины (как акт гражданского законодательства) противоречит положениям этого Кодекса или другому закону, применяются соответствующие положения этого Кодекса или другого закона (ч.4 ст. 4 ГК Украины).
Иерархия актов гражданского законодательства может базироватся на их юридической силе (измерение по вертикали), которое распространяется, по-первых,на соотношение закона и подзаконных актов и, во-вторых, на соотношение Конституции и законов. Одновременно следует признать иерархию между ГК как кодифицированным законом и другими (поточными) законами, которые регулируют гражданские отношения. Эта иерархия базируется на признании ГК основным актом гражданского законодательства (измерение иерархии по горизонтали).
Касательно измерения иерархии актов гражданского законодательства по горизонтали, то в статье 4 ГК Украины закрепляется приоритет норм ГК (как основного регулятора частных отношений) над нормами других законов. При этом, такой способ решения коллизии норм ГК с нормами других законов, с констатацией приоритета норм ГК над нормами других законов, поддерживался, в часности, Конституционным Судом Украины (решение от 13.03.2012 (по делу № 5-рп/2012), Верховным Судом (постановления от 30.10.2013 (6-59цс13), от 16.12.2015 (№ 6-2023цс15), Большой Палатой Верховного Суда (постановление от 22.06.2021 (№ 334/3161/17).
Касательно измерения иерархии актов гражданского законодательства по вертикали, то в статье 4 ГК Украины установлен полный перечень нормативно-правовых актов, которыми могут регулироватся гражданские отношения. Кроме Конституции Украины, ГК Украины и других законов Украины, гражданские отношения могут регулироватся, по общему правилу, только такими подзаконными актами, как: акты Президента Украины, принятые в случаях, установленных исключительно Конституцией Украины; постановления Кабинета Министров Украины, не противоречащие положениям ГК Украины и другим законам Украины. Если постановление Кабинета Министров Украины противоречит положениям ГК Украины или другому закону, должны применятся соответствующие положения ГК или другого закона. Другие органы государственной власти Украины могут принимать нормативные акты, регулирующие гражданские отношения, только в случаях и в пределах, установленных Конституцией Украины и законом. Таким образом возможность принимать акты гражданского законодательства на подзаконном уровне для указанных органов существенным образом ограничена (постановление ВС от 06.11.2019 по делу № 490/7071/16-ц).
Для принятия наследства устанавливается срок в шесть месяцев, который начинается с момента открытия наследства. Если возникновение у лица права зависит от непринятия наследства или отказа от его принятия другими наследниками, срок для принятия ним наследства устанавливается в три месяца с момента непринятия другими наследниками наследства или отказа от его принятия (ст.1270 ГК Украины).
Если наследник на протяжении срока, установленного статьей 1270 этого Кодекса, не подал заявление о принятии наследства, он считается таким, что не принял его. За письменным согласием наследников, принявшим наследство, наследник, пропустивший срок для принятия наследства, может подать заявление о его принятии. По иску наследника, который пропустил срок для рпинятия наследства по уважительным причинам, суд может назначить ему дополнительный срок, достаточный для подачи им заявления о принятии наследства (статья 1272 ГК Украины). Наследник по завещанию или по закону может отказатся от приятия наследства на протяжении срока, установленного статьей 1270 этого Кодекса.
Толкование указанных норм, с учетом измерения иерархии актов гражданского законодательства по вертикали, свидетельствует о то, что:
- правила касательно срока на принятие наследства (начало течения, последствия истечения) регулируются Гражданским кодексом Украины, который принят Верховным Советом Украиы и является основным актом гражданского законодательства Украины;
- срок на принятие наследства по своей сути является присечным (статья 1270, 1272 ГК Украины), поскольку его истечение приводит к тому, что наследник считается непринявшим наследство. То есть истечение срока «присекает» право на принятие наследства. Однако, в законе, очевидно с учетом сути права на принятие наследства как имущественного, предусмотрена возможность: по согласию самих наследников, принявших наследство, подать заявление о принятии наследства (ч.2 ст. 1272 ГК Украины); для наследника обратится с исковым требованием и при наличии уважительной причины суд определяет дополнительный срок на принятие наследства (ч.3 ст. 1272 ГК Украины);
- законодатель как в статье 1270 ГК Украины, так и в других нормах ГК Украины, не прусматривает допустимости существования такой конструкции как «остановка течения срока на принятие наследства» и возможности в постановлении Кабинета Министров Украины определить иные правила о сроке на принятие наследства.
Таким образом, Верховный Суд пришел к выводу, что пункт 3 постановления Кабинета Министров Украины от 28.02.2022 № 164 противоречит статьям 1270, 1272 Украины, а поэтому не подлежит применению.
То есть, высший суд в системе судопроизводства, который обеспечивает единство судебной практики, возражает возможности применения 10-месячного срока на принятие наследства в условиях военного положения и настаивает на применении 6-месячного срока.
В такой неоднозначной ситуации возможно посоветовать при возможности придерживатся 6-месячного срока при обращении с заявлением о принятии наследства, а в другом случае необходимо обратится в суд с иском об установлении дополнительного срока для подачи заявления о принятии наследства, с чем поможет адвокат по наследственным делам.