Верховный Суд, пересмотрев 27.01.2023 дело по спору о размере пенсии неработающего госслужащего, пришел к выводу, что поскольку истец на время обращения за назначением пенсии не занимала должность государственной службы, поэтому с учетом положений статьи 37 Закона Украины «О государственной службе» №3723-ХІІ размер пенсии истца подлежит исчислению из заработной платы (60 %) работающего государственного служащего соответствующей должности и ранга по последнему месту работы в государственной службе.
Постановлением Верховного Суда от 27.02.2023 оставлено в силе решение первой инстанции об удовлетворении иска Лица об отмене решения пенсионного органа об отказе в назначении пенсии по возрасту в соответствии с ЗУ «О государственной службе» от 16.12.1993 № 3723-XII и обязан перевести ее на пенсию государственного служащего из 11.05.2021 в соответствии со ст. 37 настоящего Закона в размере 60 процентов от заработка, указанного в справках, выданных госадминистрацией от 05.05.2021, с учетом произведенных выплат.
Постановление ВС мотивировано тем, что согласно п. 2 разд.2 XI «Заключительные и переходные положения» ЗУ «О государственной службе» № 889 с 01.05 2016 г. утратил силу ЗУ «О государственной службе» № 3723-ХII, кроме ст. что применяется к лицам, указанным в п. 10 и 12 настоящего раздела.
Согласно указанным пунктам Закона, при наличии у лица по состоянию на 01.05.2016 определенного стажа государственной службы (10 лет для лиц, на указанную дату занимали должности государственной службы, или 20 лет независимо от того, работало лицо по состоянию на 01.05.2016 на государственной службе), такое лицо сохраняет право на назначение пенсии в соответствии со ст. 3723-ХІІ, но при таком условии: в порядке, определенном для лиц, имеющих не менее 20 лет стажа работы на должностях, отнесенных к категориям должностей государственных служащих.
Частью 1 ст. 37 № 3723-ХІІ установлено, что на получение пенсии государственных служащих имеют право мужчины, достигшие возраста 62 года, и женщины, достигшие пенсионного возраста, установленного ст. необходимого для назначения пенсии по возрасту в минимальном размере, предусмотренного абз. ст.28 упомянутого Закона, в том числе стажа государственной службы не менее 10 лет, и на время достижения указанного возраста работали на должностях государственных служащих, а также лица, имеющие не менее 20 лет стажа работы на должностях, отнесенных к категориям должностей государственных служащих, независимо от места работы на время достижения указанного возраста.
Пенсия государственным служащим назначается в размере 60 процентов от суммы их заработной платы, а лицам, которые на время обращения за назначением пенсии не являются государственными служащими, — в размере 60 процентов заработной платы работающего государственного служащего соответствующей должности и ранга по последнему месту работы на государственной службе.
Истец по состоянию на 01.05.2016 имеет не менее 20 лет стажа работы отнесенных к соответствующим категориям должностей государственных служащих, достиг пенсионного возраста, предусмотренного ст. 26 Закона № 1058-IV, а потому суды пришли к верному выводу, что истец имеет право на пенсию за возрастом, назначенным в соответствии с Законом Украины «О государственной службе».
Относительно требования о начислении в размере 60 процентов от заработка, указанного в справках, выданных госадминистрацией ВС, отметил, что Истец с 14.12.2011 получала пенсию по инвалидности ІІ группы назначенную по нормам ЗУ «О государственной службе». С 01.03.2019 пенсию по инвалидности как инвалиду ІІ группы по нормам ЗУ № 3723-ХІІ перечислено по нормам ЗУ № 1058-IV. В мае 2021 года истица обратилась с заявлением к ответчику о переходе с пенсии по инвалидности ІІ группы, назначеной в соответствии с Законом № № 1058-IV на пенсию по возрасту согласно ст. 37 ЗУ «О государственной службе».
Верховный Суд отклоняя доводы пенсионного органа (которые были основанием в оспариваемом отказе и поддержаны судом апелляционной инстанции) о том, что Закон Украины от 10.12.2015 №889-VIII «О государственной службе», вступивший в силу 01.05.20 государственным служащим на основании справки о зарплате работающего государственного служащего отметил, что в данном случае имеет место назначение другого вида пенсии, а именно по возрасту согласно ЗУ № 3723-ХІІ.
Поскольку истец на время обращения по назначению пенсии занимала должность государственной службы, поэтому с учетом положений ст. 37 Закона № 3723-ХІІ размер пенсии истца подлежит исчислению из заработной платы работающего государственного служащего соответствующей должности и ранга по последнему месту работы на государственной службе.
Учитывая указанные обстоятельства, ВС согласился с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения иска в полном объеме.