Ложное толкование норм закона при назначении пенсии позволяет Пенсионному фонду выносить большое количество решений об отказе в назначении пенсий. Еще более остро стоит вопрос при назначении пенсий в соответствии с Законом О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы. Согласно содержанию ст. 55 вышеуказанного закона, основанием для назначения лицу с уставом потерпевшей является наличие стажа не менее 15 лет и факт проживания или роботы лица в зоне ЧАЭС в течение трех лет до 01.01.1993.
16 октября 2024 г. Верховным судом было пересмотрено в кассационном порядке дело, в котором лицу на формальных основаниях Пенсионный фонд отказал в назначении пенсии согласно ст. 55 Закона О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы.
1 мая 2023 года Истец обратился в Пенсионный фонд в Волынской области с заявлением о назначении пенсии по ст. 55 Чернобыльского Закона. По принципу экстерриториальности заявление о назначении пенсии рассмотрел Пенсионный фонд в Донецкой области, который решением от 8 мая отказал Истцу в назначении пенсии, так как в страховой стаж не была отнесена военная служба из-за отсутствия информации о дате выдачи военного билета, и не учтены периоды работы согласно трудовой книжки из-за отсутствия информации о номерах и даты приказов об увольнении, наличии многочисленных исправлений трудовой книжки. А факт постоянного проживания в зоне ЧАЭС составляет всего 9 месяцев и 1 день вместо необходимых 3 лет.
В июне 2023 года Истец обратился с иском в окружной административный суд, в котором просил признать противоправным и отменить решение об отказе в назначении пенсии и обязать Пенсионный фонд в Донецкой области назначить пенсию.
Решением окружного административного суда от 9 ноября 2023 г. иск был удовлетворен. Удовлетворяя иск, судом было указано, что документ, предоставляющий право на пользование льготами, в соответствии с Законом О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы, есть соответствующее удостоверение потерпевшего от Чернобыльской катастрофы, а все другие документы — справки о периоде проживания или работы, эвакуации, самостоятельного переселения, отселения, работы на загрязненных территориях являются лишь основанием для выдачи такого удостоверения.
Постановлением Апелляционного административного суда от 18 марта 2024 г. решение суда первой инстанции было отменено и принято новое решение об отказе в иске. Отказывая в иске, суд отмечал, что истцом не подтверждено проживания в зоне гарантированного добровольного отселения в период с 24.06.1987 года по 21.06.1989 года в связи с прохождением им военной службы, а проживание в зоне гарантированного добровольного отселения по состоянию на 01.01.1993 составляет менее трех лет, что не дает право на пенсию.
Отменяя постановление Апелляционного административного суда и принимая новое решение, Верховный суд отметил следующее:
Отказывая в назначении пенсии, Пенсионным фондом Донецкой области, в решении о периоде проживания в зоне гарантированного добровольного отселения согласно справки от 12.04.2023 года не учтен период обучения с 01.09.1990 по 01.07.1994 года в Украинском государственном аграрном университете, в трудовой книжке содержиться
информация об обучении Истец Украинском государственном аграрном университете в период с 01.09.1990 по 01.07.1994. Однако сама трудовая книжка не содержит сведений о местожительстве Позивача и опровергает обстоятельства что Позивач является потерпевшим ЧАЭС и по состоянию на 01.01.1993 года прожила в зоне добровольного отселения не менее трех лет.
Следовательно отказ Пенсионного фонда носит формальный характер, так как в справке от 12.04.2023 года № 4980 указано, что Истец подтвержден факт проживания на территории гарантированного добровольного отселения с 14.03.1969 по 28.08.1986, с 04.04. 1990 по сегодняшний день, что является достаточным основанием для назначения пенсии согласно ст. 55 Закона про ЧАЕС.