ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО ПРИ ЕЕ ИНДЕКСАЦИИ
Верховный Суд 25.01.2024 пересмотрел дело по спору об ограничении пенсионными органами максимального размера пенсии военнослужащего при проведении индексации этой пенсии в соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины от 24 февраля 2023 года № 168 «Об индексации страховых выплат и дополнительных мер по повышению уровня социальной защиты слоев населения в 2023 году» и пришел к выводу о противоправности таких действий.
Суть спора в том, что Военнослужащий обратился в суд с иском в пенсионный орган, в котором просил признать противоправными действия ответчика по применению ограничения максимальным размером начисленной ему пенсии с 01.03.2023.
При проведении перерасчета пенсии ответчик провел индексацию пенсии, размер которой определил в сумме 1500 грн. Ответчик руководствовался предписаниями п. 2 постановления КМУ № 168, которым предусмотрено, что с 1 марта 2023 размеры пенсий, назначенных в соответствии со статьями 13, 21 и 36 Закона Украины от 09.04. 1992 № 2262-XII (без учета надбавок, повышений, дополнительных пенсий, целевой денежной помощи, пенсии за особые заслуги перед Украиной, индексации пенсии, доплаты к надбавкам отдельным категориям лиц, имеющих особые заслуги перед Родиной, ежемесячной доплаты к пенсионной выплате и другим доплатам к пенсии, установленным законодательством) с учетом размера повышения пенсий в соответствии с пунктом 2 постановления КМУ от 16.02.2022 № 118 военнослужащим, лицам, имеющим право на пенсию по указанному Закону (кроме военнослужащих срочной службы), и членам их семей и срок назначения которых до 31.12.2022 повышаются на коэффициент увеличения, установленный п. 1 настоящего Постановления, с учетом положений, предусмотренных п. 10 настоящего Постановления, в пределах максимального размера пенсии, определенного законом.
Истец считал, что при перерасчете пенсии ответчик противоправно ограничил ее размер без учета ранее начисленной индексации.
Судами предыдущих инстанций в удовлетворении исковым требованиям было отказано.
В то же время, Верховный Суд 25.01.2024 не согласился с выводами судов предыдущих инстанций с учетом следующего.
Правовой основой для реализации гарантии перерасчета назначенных пенсий в связи с увеличением уровня денежного довольствия действующих военнослужащих, является положение ч.3 ст. 43 и ч. 4 ст. 63 Закона Украины «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы и некоторых других лиц» от 09.04.1992 № 2262-XII.
С 01.10.2011 Законом Украины «О мерах по законодательному совершенствованию реформирования пенсионной системы» от 08.07.2011 № 3668-VІ часть пятую ст. 43 ЗУ № 2262-XII изложено в следующей редакции: «Максимальный размер пенсии (с учетом надбавок, повышений, дополнительной пенсии, целевой денежной помощи, пенсии за особые заслуги перед Украиной, индексации и других доплат к пенсии, установленных законодательством, кроме доплаты надбавок отдельным категориям лиц, имеющих особые заслуги перед Родиной), не может превышать десяти прожиточных минимумов, установленных для лиц, потерявших трудоспособность».
В дальнейшем, ЗУ от 24.12.2015 № 911-VIII часть пятая ст. 43 указанного ЗУ дополнена текстом следующего содержания: «временно, в период с 1 января 2016 по 31 декабря 2016, максимальный размер пенсии не может превышать 10 740 грн.». Согласно ЗУ от 06.12.2016 № 1774-VIII, в части седьмой ст. 43 указанного ЗУ слова и цифры «в период с 1 января 2016 года по 31 декабря 2016» заменены словами и цифрами «по 31 декабря 2017».
Вместе с тем Решением Конституционного Суда Украины от 20.12.2016 № 7-рп/2016 признано неконституционными положения ч. 7 ст. 43 ЗУ № 2262-XII, согласно которым максимальный размер пенсии не может превышать десяти прожиточных минимумов, установленных для лиц, потерявших трудоспособность; временно, в период с 1 января 2016 по 31 декабря 2016 года, максимальный размер пенсии не может превышать 10740 грн.
Таким образом, положениячастиседьмойстатьи 43, первогопредложениячастипервой ст. 54 ЗУ № 2262-XII с изменениями, признанныминеконституционными, утратили силу со дня принятияКонституционным Судом Украиныуказанногорешения, то есть с 20 декабря 2016 года.
Кроме того, ограничение предельного размера пенсии, назначенной на основании ЗУ № 2262-XII десятью прожиточными минимумами, установленными для лиц, потерявших трудоспособность, введено в действие ЗУ от 08.07.2011 № 3668-VI «О мерах по законодательному обеспечению реформирования пенсий , которым внесены изменения в ст. 43, № 2262-XII.
То есть положения ч.7 ст. 43 ЗУ № 2262-XII и положения части первой с.2 ЗУ № 3668-VI приняты одновременно для регулирования одних и тех же правоотношений (ограничения максимальным размером пенсий, назначенных в соответствии с ЗУ № 2262-XII и являются одинаковыми по содержанию.
Таким образом, Верховный Суд отметил, что в спорных отношениях положения Постановления КМУ № 168 противоречит предписаниям Закона Украины от 09.04.1992 № 2262-XII с учетом решения КСУ от 20.12.2016 № 7-рп/2016, которые являютсяспециальными в спорныхправоотношениях. подлежатприменениюответчиком и судом.
Поскольку признано неконституционными положения части седьмой статьи 43 Закона № 2262-XII, предусматривающей ограничение пенсии максимальным размером, и отсутствие правовых оснований для применения к спорным отношениям положений Закона Украины от 08 июля 2011 года № 3668-VI, то действия пенсионного органа по ограничению истца максимальным размером, в связи с применением Постановления № 168, противоправны.
Следовательно, при проведении перерасчета пенсии Истеца с 01 марта 2023 года пенсионным органом противоправно не выплачена индексация пенсии в соответствии с Постановлением № 168.
На основании таких оснований Верховный Суд отменил решение судов предыдущих инстанций и постановил новое решение о признании противоправными действия пенсионного органа по применению ограничения максимальным размером при выплате истцу пенсии с 01 марта 2023 года; обязал ответчика с 01 марта 2023 года произвести перерасчет и выплату Истцу пенсии с учетом индексации, предусмотренной постановлением КМУ № 168 без ограничения максимальным размером, с учетом ранее выплаченных сумм.