Перейти к содержимому
Главная страница » ПЕРЕРАСЧЕТ ПЕНСИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИМ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ СО ВРЕМЕНИ НАСТУПЛЕНИЯ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ, КОТОРЫЕ ЯВЛЯЮТСЯ ОСНОВАНИЕМ ДЛЯ ИЗМЕНЕНИЯ РАЗМЕРА ПЕНСИИ

ПЕРЕРАСЧЕТ ПЕНСИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИМ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ СО ВРЕМЕНИ НАСТУПЛЕНИЯ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ, КОТОРЫЕ ЯВЛЯЮТСЯ ОСНОВАНИЕМ ДЛЯ ИЗМЕНЕНИЯ РАЗМЕРА ПЕНСИИ

5 марта 2019 года вступило в законную силу судебное решение по делу № 826/3858/18, которым признаны противоправными и недействительными нормы постановления КМУ от 21.02.2018 № 103 «О перерасчете пенсий лицам, уволенным с военной службы, и некоторым другим категориям и изменения в Порядок проведения перерасчета пенсий, назначенных в соответствии с Законом Украины «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц», утвержденного постановлением КМУ от 13.02.2008 № 45, которым для учета размера пенсий не учтены ежемесячные дополнительные виды денежного довольствия действующих военнослужащих.

Таким образом, с 5 марта 2019 года у военнослужащих-пенсионеров возникли основания для перерасчета пенсий, назначенных согласно Закону Украины «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы и некоторых других лиц» от 09.04.1992 №2262-ХІІ, с учетом размера должностного оклада, оклада по воинскому (специальному) званию и процентной надбавки за выслугу лет, а также дополнительных видов денежного довольствия.

Однако пенсионные органы безосновательно отказывают военным пенсионерам в пересчете пенсии, что заставляет последних обращаться за защитой в суд, которые такой отказ признают противоправным.

Так, решениями судов первой и апелляционной инстанций частично удовлетворен иск Лица и обязан пенсионный орган осуществить перерасчет пенсии на основании справки областного территориального центра комплектования и социальной поддержки (ТЦКСП) от 05.07.2023 в соответствии со ст. ст. 43, 63 ЗУ №2262-ХІІ, постановления КМУ от 30.08.2017 №704 с 01.10.2022.

Судебные решения мотивированы тем, что со дня вступления решения суда в указанном деле законной силы у истца возникли основания для перерасчета пенсий, назначенных согласно Закону №2262-ХІІ, с учетом размера должностного оклада, оклада по воинскому (специальному) званию и процентной надбавки за выслугу лет, а также дополнительных видов денежного довольствия, поскольку с этой даты истец имеет право на получение пенсии, исходя из размера составляющих, рассчитанных согласно Постановлению №704 в соответствии с требованиями статей 43 и 63 Закона №2262-ХII и ст. 9 Закона №2011-ХІІ.

Вместе с тем, Верховный Суд не согласился с утверждениями судов предыдущих инстанций, что перерасчет должен производиться в пределах одного года от даты обращения истца в пенсионный орган с заявлением от 08.09.2023, то есть с 01.10.2022, как это предусмотрено положениями ч.2 ст. 51 и ч.2 ст. 63 Закона № 2262-ХІІ.

Верховный Суд, постановляя 08.10.2024 новое решение об удовлетворении иска в полном объеме и обязывая пенсионный орган осуществить указанный перерасчет пенсии истца с 01.04.2019, исходил из следующего.

  Порядок перерасчета пенсий урегулирован разделом VIII «Порядок перерасчета пенсий» Закона № 2262-XII, согласно ч.ч. ст. 63 которого перерасчет ранее назначенных пенсий военнослужащим, лицам, имеющим право на пенсию по настоящему Закону и членам их семей в связи с введением его в действие осуществляется по документам, имеющимся в пенсионном деле, а также дополнительными документами, поданными пенсионерами на время пересчета.

Если пенсионер впоследствии предоставит дополнительные документы, дающие право на дальнейшее повышение пенсии, то пенсия перечисляется по нормам настоящего Закона. При этом перерасчет производится за прошедшее время, но не более чем за 12 месяцев со дня представления дополнительных документов и не ранее, чем со дня введения настоящего Закона в действие.

В соответствии с пунктом 4 Порядка № 45, утвержденного Постановлением КМУ от 13.02.2008, перерасчет пенсии осуществляется на момент возникновения такого права и производится в сроки, предусмотренные частями второй и третьей статьи 51 Закона.

Таким образом, основанием для совершения действий, направленных на перерасчет ранее назначенных пенсий, является увеличение уровня денежного довольствия действующих военнослужащих и лиц, имеющих право на пенсию по Закону № 2262-ХІІ, что может быть реализовано двумя путями:

-Через централизованный механизм уведомлений и информирований территориального органа ПФУ органами власти, способом, определенным пунктами 1-3 Порядка № 45;

-По соответствующему заявлению пенсионера и приложенным к нему документам.

В то же время, Суд отметил, что указанный первый путь является основным способом реализации права на перерасчет ранее назначенных пенсий в соответствии с Законом № 2262-ХІІ, который должен быть осуществлен автоматически, без дополнительного обращения пенсионера и предоставления им справки о размере денежного довольствия, учитываемого для пересчета его пенсии.

Однако если в централизованном порядке такая справка не будет подана в органы, осуществляющие перерасчет пенсии, последний не сможет реализовать свое право на перерасчет, определенное ст. 63 ЗУ № 2262-ХІІ, поскольку до момента получения надлежащей справки от государственного органа, уполномоченного выдавать такие справки, у пенсионного органа не возникает обязанности по перерасчету пенсии.

Сроки перерасчета назначенных пенсий регламентируются положениями статьи 51 указанного Закона, ч.ч. 2, 3 которой определено, что перерасчет пенсий лицам, имеющим право на пенсию по настоящему Закону, производится с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущиеизменениеразмерапенсии. Если при этом пенсионер получил право на повышение пенсии, разница в пенсии за прошедшее время может быть выплачена ему не более чем за 12 месяцев.

В то же время перерасчет пенсий в связи с изменением размера хотя бы одного из видов денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц, имеющих право на такой перерасчет согласно настоящему Закону, или в связи с введением для указанных категорий лиц новых ежемесячных дополнительных видов денежного обеспечение (надбавок, доплат, повышений) и премий в размерах, установленных законодательством, не проведен по вине органов ПенсионногофондаУкраины и/илигосударственных органов, выдающихсправки для перерасчетапенсии, производится с датывозникновения права на него без ограничениясроком.

При этом Верховный Суд отметил, что до момента получения надлежащей справки от уполномоченного органа у пенсионного органа не возникает обязанности по перерасчету пенсии истца.

По этому делу установлено, что ТЦКСП 05.07.2023 подготовил и направил в пенсионный орган справку о размере денежного довольствия, определенного по состоянию 05.03.2019 для перерасчета истцу пенсии за выслугу лет.

Промедление ТЦКСП с подготовкой и направлением соответствующей справки для перерасчета пенсии влияет на социальное право истца на получение пенсии в надлежащем размере, что дает основания для вывода, чтосвоевременныйперерасчетпенсии в этомслучае не былпроизведен по винегосударственногооргана, выдающегосправки для перерасчетапенсии.

 Верховный Суд отметил, что ограничение права пенсионера, получающего пенсию в соответствии с Законом № 2262-XII, на пересчет причитающейся ему пенсии, проведенного несвоевременно из-за непредоставления справки о размере денежного довольствия соответствующими государственным органом, любым сроком является недопустимым с учетом предписаний ч.3 ст. 51 настоящего Закона.

При таких обстоятельствах ВС констатировал, что суды предыдущих инстанций пришли к ошибочному выводу о необходимости применения срока в 12 месяцев, предшествующих дню подачи истцом заявления о перерасчете пенсии, для определения даты с которой пенсионный орган обязан осуществить соответствующий перерасчет.