
После общения со служащими Пенсионного фонда многие граждане остаются крайне недовольными решениями своих пенсионных вопросов и ищут пенсионного адвоката для решения своих пенсионных дел. Постоянный дефицит средств Пенсионного фонда вынуждает Государство принимать меры по экономии бюджетных средств, что влечет более жесткие и усложненные условия получения пенсионных выплат. Чаще всего граждане обращаются к пенсионному адвокату для решения следующих проблем:
Отказы в назначении пенсии (в т.ч. по возрасту, пенсии по списку1 и 2, выслуги лет), начисление пенсии в неправильном заниженном размере, уменьшение размера пенсии, прекращение пенсии.
Как правило, большинство отказов в назначении пенсии не имеют ничего общего с законностью, Пенсионный фонд часто пренебрегает записями в трудовой книжке заявителя, начисление пенсии осуществляется искусственно в заниженном размере.
УСЛУГИ ПЕНСИОННОГО АДВОКАТА:
– Определение пенсионным адвокатом права на получение пенсии по возрасту наличия необходимого стажа, проверка взносов Работодателя в Пенсионный фонд, определение необходимости получения дополнительных уточняющих справок по стажу и заработку;
-Определение размера пенсии согласно стажу и заработку;
-Проверка законности отказа в назначении пенсии – по возрасту, по списку 1 и 2 вредных профессий, выслуг лет и в случае незаконности решений Пенсионный фонд помощь в отмене таких решений в суде;
-Проверка исполнения судебных решений Пенсионным фондом;
-Проверка пенсионным адвокатом обоснованности назначенных пенсий,
в том числе путем ознакомления с материалами пенсионного дела
клиента;
-Проверка обоснованности размера пенсий работающих пенсионеров;
-Оказание правовой помощи граждан по назначению и перерасчету
пенсий согласно специальному пенсионному законодательству, имеющим свои особенности назначения и пересчета – Чернобыльцы, государственные служащие, военнослужащие, шахтеры, летный состав.
При оформлении пенсии следует учесть, что недостатки записей трудовой книжки не являются основанием для неучтения такого стажа, ведь главное сам факт работы за определенный период времени, и формальные недостатки не являются основанием для лишения лица права на пенсию. Даже неуплата (не полная ли уплата) работодателем страховых взносов за время работы, подлежит полному учету в страховой стаж, так как работник не несет ответственности за неуплату страховых взносов работодателем.
Порядок начисления заработков для назначения пенсии предусмотрен ст. 40 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», фактически предусматривающий расчет среднего заработка за все время трудовой деятельности лица. При этом важно учесть, что эта норма закона также предусматривает исключение невыгодных периодов заработка (а также дополнительно исключается срочная военная служба, уход за ребенком, обучение), что приводит к увеличению коэффициента заработной платы – оптимизации. Органы Пенсионного фонда не всегда выгодно осуществляют оптимизацию заработков лица, что приводит к занижению размера пенсии.
Также частые случаи не учитывают заработки до 2000 года (часто из мотивов невозможности проверить обоснованность выдачи такой справки). Однако судебная практика доказывает, что при наличии соответствующих записей в трудовой книжке такой отказ незаконный и суды обязывают учесть соответствующие заработки.
Если Вам назначалась пенсия (за выслугу лет, по инвалидности, на других условиях), но впоследствии она была прекращена, но Вы назначаете новую пенсию, будьте внимательны, так как в таких случаях органы Пенсионного фонда применяют средний показатель как для старых пенсий, так как считают, что они осуществляют возобновление пенсии. Однако судебная практика доказывает обратное – что даже при возобновлении пенсии фактически происходит ее новое назначение и поэтому должен применяться новый показатель средней заработной платы.
При оформлении пенсии следует учесть, что недостатки записей трудовой книжки не являются основанием для неучтения такого стажа, ведь главное сам факт работы за определенный период времени, и формальные недостатки не являются основанием для лишения лица права на пенсию. Даже неуплата (не полная ли уплата) работодателем страховых взносов за время работы, подлежит полному учету в страховой стаж, так как работник не несет ответственности за неуплату страховых взносов работодателем.
Порядок начисления заработков для назначения пенсии предусмотрен ст. 40 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», фактически предусматривающий расчет среднего заработка за все время трудовой деятельности лица. При этом важно учесть, что эта норма закона также предусматривает исключение невыгодных периодов заработка (а также дополнительно исключается срочная военная служба, уход за ребенком, обучение), что приводит к увеличению коэффициента заработной платы – оптимизации. Органы Пенсионного фонда не всегда выгодно осуществляют оптимизацию заработков лица, что приводит к занижению размера пенсии. Также частые случаи не учитывают заработки до 2000 года (часто из мотивов невозможности проверить обоснованность выдачи такой справки). Однако судебная практика доказывает, что при наличии соответствующих записей в трудовой книжке такой отказ незаконный и суды обязывают учесть соответствующие заработки.
Если Вам назначалась пенсия (за выслугу лет, по инвалидности, на других условиях), но впоследствии она была прекращена, но Вы назначаете новую пенсию, будьте внимательны, так как в таких случаях органы Пенсионного фонда применяют средний показатель как для старых пенсий, так как считают, что они осуществляют при возобновление пенсии. Однако судебная практика доказывает обратное – что даже при возобновлении пенсии фактически происходит ее новое назначение и поэтому должен применяться новый показатель средней заработной платы.
В особом порядке осуществляется расчет пенсии для инвалидов-ликвидаторов последствий аварии на ЧАЭС и ликвидаторов работы в зоне ЧАЭС; они могут рассчитывать пенсию исключительно исходя из заработной платы в зоне ЧАЭС, при этом инвалидам-ликвидаторам последствий аварии на ЧАЭС дополнительно предусмотрено начисление премии в размере 40. к заработку, влекущему начисление высокого коэффициента заработной платы для пенсии. Также постановлением правительства инвалидам-ликвидаторам последствий аварии на ЧАЭС при отсутствии справки о заработной плате в зоне ЧАЭС предусмотрено начисление пенсии исходя из 5 минимальных заработных плат. Соответствующие права имеют также вдовы инвалидов-ликвидаторов последствий аварии на ЧАЭС, но необходимым условием получения соответствующих пенсионных выплат является удостоверение вдовы инвалида-ликвидатора последствий аварии на ЧАЭС.
При отказе в назначении пенсии на льготных условиях органы Пенсионного фонда по списку 1 и 2, как правило, обосновывают свой отказ отсутствием аттестации рабочего места, неточными или неправильными записями в трудовой книжке, отсутствие льготных справок. Однако следует учесть, что такие основания для отказа в назначении пенсии являются формальными и необоснованными. Как доказывает судебная практика, проведение аттестации рабочего места является обязанностью работодателя, поэтому его не проведение не может лишить работника социальных гарантий. Тоже касается неточных или неправильных записей в трудовой книжке. А льготные справки органы Пенсионного фонда требуют часто безосновательно, так что трудовая книжка содержит все необходимые данные для назначения пенсии на льготных условиях по списку 1 и списку 2.
При перерасчете пенсии работающему пенсионеру необходимо помнить, что при росте размера заработной платы растет коэффициент заработной платы и вследствие этого должен расти размер пенсии. Но что делает Пенсионный фонд – он не учитывает увеличение размера заработной платы (просто безосновательно не учитывает) и только увеличивает страховой стаж!!! Разница может достигать нескольких тысяч гривен!!!
Наличие опыта и знания существующей судебной практики по пенсионному обеспечению, возможность самостоятельного просчета и моделирования всех существующих видов пенсий дает АО «Ткачук и партнеры» возможность предоставления своим клиентам необходимых юридических гарантий при оформлении и перерасчете пенсий и возникновении любых противоречий с Пенсионным фондом.
В КАКИХ СЛУЧАЯХ НЕОБХОДИМА ПОМОЩЬ АДВОКАТА ПО ПЕНСИОННЫМ ВОПРОСАМ ?
В процессе работы нашего Объединения есть случаи, что специалисты органов Пенсионного фонда безосновательно отказывают гражданам в приеме документов или заявлений о переходе с одного вида пенсии на другой, в назначении определенного вида пенсии, тем самым, в нарушение Закона Украины “Об общеобязательном государственном пенсионном страховании” и Закона Украины “О обращении в органы Пенсионного фонда Украины. Следует отметить, что при приеме документов для оформления пенсии или документов для перерасчета пенсии должностное лицо Пенсионного фонда обязано выдать лицу расписку, какие документы были приняты для обработки. Также в случае недостаточности документов для решения пенсионного вопроса лица, в этой расписке должно быть четко отмечено необходимость донесения необходимых документов и указан срок, в течение которого такие документы должны быть предоставлены. Если такой оговорки осуществлено не было, но лицу было отказано в решении пенсионных вопросов по мотивам отсутствия таких документов, суды толкуют это как недобросовестное поведение органа Пенсионного фонда!
Полезным будет знать, что Порядком предоставления и оформления документов для назначения (перерасчета) пенсий в соответствии с Законом Украины “Об общеобязательном государственном пенсионном страховании” предусмотрена обязанность работников Пенсионного фонда осуществлять консультирование будущих и существующих пенсионеров, определение права на пенсию, оказывать помощь в получении отсутствующих документов.
Также распространены случаи в безосновательном уменьшении страхового стажа граждан и (или) размера пенсии, так называемое «возвращение пенсии в нормы действующего законодательства» (на самом деле незаконное уменьшение размера пенсии), незаконное предоставление старого среднего показателя с целью уменьшения пенсии.
Полезной будет помощь пенсионного адвоката в случае, если у Вас возникнет вопрос по назначению или перерасчету пенсии военнослужащего, Чернобыльца (1, 2, 3, 4 категория – инвалид, ликвидатор, отселение лицо, потерпевший), госслужащий, их вдов (потери кормильца).
Законодательство в сфере пенсионного обеспечения постоянно меняется. Расчет пенсии по возрасту, пенсии по инвалидности, пенсии по потере кормильца регулируется Законом Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», пенсии военнослужащих – Законом Украины «О пенсионном обеспечении военнослужащих», а порядок и условия перерасчета регламентируется постановлениями Кабинета Министров Украины и Правления. Очень часто, как показывает практика, человеку сложно разобраться в этой сфере самостоятельно.
Список документов, необходимых для определения Вашего права на назначение пенсии (в т.ч. досрочного) – список 1 и 2, выслуга лет:
- Документ об очном образовании (средне-специальном или высшем) при наличии;
- Военный билет (при наличии);
- Трудовая книжка;
- Справки, подтверждающие специальный характер и (или) условия работы (при их наличии).
- Индивидуальные сведения о застрахованном лице (справка форма ОК-5).
Перечень документов, необходимых для просчета Вашей пенсии по возрасту:
- Документ об очном образовании (средне-специальном или высшем) при наличии;
- Военный билет (при наличии);
- Трудовая книжка;
- Документы подтверждают специальные условия работы, дающие право вычисления стажа в кратности (список № 1, вредные условия для медицинских работников (лепрозорные и противочумные учреждения, учреждения (отделения) по лечению лиц, зараженных вирусом иммунодефицита человека или больных СПИДом, в патолого-анатомических);
- Справку о заработной плате до 07.2000 года (при наличии);
- Индивидуальные сведения о застрахованном лице (форма ОК-5).
Перечень документов, необходимых для проверки уже назначенной пенсии по возрасту:
- Распоряжение о назначенной пенсии с алгоритмом расчета и заработком для исчисления;
- Документ об очном образовании (средне-специальном или высшем) при наличии;
- Военный билет (при наличии);
- Трудовая книжка;
- Документы подтверждают специальные условия работы, дающие право вычисления стажа в кратности (список № 1, вредные условия для медицинских работников (лепрозорные и противочумные учреждения, учреждения (отделения) по лечению лиц, зараженных вирусом иммунодефицита человека или больных СПИДом, в патолого-анатомических);
- Справку о заработной плате до 07.2000 года (при наличии);
- Индивидуальные сведения о застрахованном лице (форма ОК-5).
Список документов, необходимых для расчета пенсии Чернобыльца 1 категории (инвалида):
- Удостоверение Чернобыльца 1 категории;
- Заключение медико-социальной экспертной комиссии о проценте потери трудоспособности;
- Справка о заработной плате при работе в зоне отчуждения.
- Копия трудовой книжки.
Список документов, необходимых для проверки пенсии Чернобыльца 1 категории (инвалида):
- Распоряжение о назначенной пенсии с алгоритмом расчета и заработком для начисления;
- Удостоверение Чернобыльца 1 категории;
- Заключение медико-социальной экспертной комиссии о проценте потери трудоспособности;
- Справка о заработной плате при работе в зоне отчуждения.
- Копия трудовой книжки.
Список документов, необходимых для расчета пенсии Чернобыльца 2 категории (ликвидатора аварии на ЧАЭС):
- Удостоверение Чернобыльца 2 категории;
- Документ об очном образовании (средне-специальном или высшем) при наличии;
- Военный билет (при наличии);
- Трудовая книжка;
- Документы подтверждают специальные условия работы, дающие право вычисления стажа в кратности (список № 1, вредные условия для медицинских работников (лепрозорные и противочумные учреждения, учреждения (отделения) по лечению лиц, зараженных вирусом иммунодефицита человека или больных СПИДом, в патолого-анатомических);
- Справку о заработной плате в зоне отчуждения;
- Индивидуальные сведения о застрахованном лице (форма ОК-5).
Список документов, необходимых для проверки пенсии Чернобыльца 2 категории (ликвидатора аварии на ЧАЭС):
- Распоряжение о назначенной пенсии с алгоритмом расчета и заработком для начисления;
- Удостоверение Чернобыльца 2 категории;
- Документ об очном образовании (средне-специальном или высшем) при наличии;
- Военный билет (при наличии);
- Трудовая книжка;
- Документы подтверждают специальные условия работы, дающие право вычисления стажа в кратности (список № 1, вредные условия для медицинских работников (лепрозорные и противочумные учреждения, учреждения (отделения) по лечению лиц, зараженных вирусом иммунодефицита человека или больных СПИДом, в патолого-анатомических);
- Справку о заработной плате в зоне отчуждения;
- Индивидуальные сведения о застрахованном лице (форма ОК-5).
Список документов, необходимых для расчета пенсии государственного служащего:
- Документ об очном образовании (средне-специальном или высшем) при наличии;
- Военный билет (при наличии);
- Трудовая книжка;
- Справка начисления пенсии государственного служащего.
Список документов, необходимых для проверки пенсии государственного служащего:
- Распоряжение о назначенной пенсии с алгоритмом расчета и заработком для начисления;
- Документ об очном образовании (средне-специальном или высшем) при наличии;
- Военный билет (при наличии);
- Трудовая книжка;
- Справка начисления пенсии государственного служащего.
Перечень документов, необходимых для проверки пенсии государственного служащего:
- Распоряжение о назначенной пенсии с методом расчета и заработком для начисления;
- Документ о очном образовании (средне-особом либо высшем) при наличии;
- Военный билет (при наличии);
- Трудовая книжка;
- Справка о начислении пенсии государственного служащего.
КАК АДВОКАТ ПО ПЕНСИОННЫМ ДЕЛАМ ПОМОЖЕТ В ОБЩЕНИИ С ПЕНСИОННЫМ ФОНДОМ
Согласно нормам Закона «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», в случае увеличения, пенсию можно также вычислить с добавлением заработной платы до июля 2000 года. На практике, при подаче такой справки в Пенсионный фонд, заявители получают отказы со ссылкой на отсутствие документов о начислении заработной платы. Действительно, данной нормой также предусмотрено подтверждение справки о заработной плате соответствующими платежными ведомостями, а в полномочия Пенсионного Фонда входит проверка таких документов и выявление разногласий.
Однако, если в справке о заработной плате будут указаны сведения о заработной плате, указанной в справке, то и такая проверка будет незаконной из-за отсутствия оснований для такой проверки. Также следует отметить, что только предположение Пенсионного Фонда о необоснованности справки не является условием неисчисления такой справки с заработной платой. Также это касается, если есть информация о действительно полученной заработной плате и она заверена печатью предприятия.
ПРАВОВЫЕ ПОЗИЦИИ ВЕРХОВНОГО СУДА В ДЕЛАХ ПО ПЕНСИОННЫМ СПОРАМ
- Минимальный размер пенсии исчислен из расчета 80 процентов средней заработной платы шахтера, но не менее трех размеров прожиточного минимума, установленного для лиц, потерявших трудоспособность, является дополнительной гарантией для шахтеров, работавших на подземных работах, в частности, не менее 15 лет для мужчин, по списку № 1 1058-IV порядка соответствующей пенсии по возрасту такая пенсия будет меньше 80 процентов средней заработной платы шахтера или три размера прожиточного минимума, установленного для лиц, потерявших трудоспособность.
При перерасчете пенсии, осуществляемом с целью обеспечения ее индексации, положения Порядка №124 подлежат применению исключительно в части, не противоречащей положениям Закона №1058-IV, в связи с чем при таком перерасчете использоваться тот показатель средней заработной платы (дохода) в Украине, с которой уплачен страховой взнос. назначение, в связи с чем, индексация пенсий, в частности, в 2023-2024 годах должна проводиться согласно постановлению №168, постановлению №185, Порядка проведения перерасчета пенсий согласно ч. 2 ст. 42 Закона «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», утвержденного постановлением КМУ от 20.02.2019 № 124, и с учетом предписаний ч. 2 ст. 42 Закона №1058-IV путем увеличения показателя средней заработной платы (дохода) в Украине, с которой уплачены страховые взносы, непосредственно учитываемые для исчисления пенсии с применением коэффициентов увеличения 1,197, 1,0796, соответственно.
Лицо 1 обратился в суд с иском о признании противоправными действия ГУ ПФУ об уменьшении минимального размера его пенсии в связи с потерей кормильца, исчисленной с учетом требований ст. 8 Закона от 02.09.2008 № 345-VI «О повышении престижности шахтерского труда», после проведения его перерасчета в связи с индексацией в 2023-2024 годах; обязательство ГУ ПФУ перечислить и выплатить ему с 01.03.2023 пенсию в связи с потерей кормильца, в размере 50 процентов пенсии по возрасту умершего кормильца, рассчитанной с соблюдением требований указанной нормы права-80 процентов его заработной платы (дохода), исчислен. 40 Закона от 09.07.2003 № 1058-IV «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» и выплатить разницу между фактически полученной и подлежащей уплате суммой пенсии.
Верховный Суд 15.04.2025 отменил постановление суда апелляционной инстанции об отказе в удовлетворении иска и решении суда первой инстанции о частичном удовлетворении исковых требований, а дело направил на новое рассмотрение, отметив, что Истец получает пенсию в связи с потерей кормильца (отца), который 345 –VI.
Согласно ст. 8 Закона № 345-VІ минимальный размер пенсии шахтерам, отработавшим на подземных работах не менее 15 лет для мужчин и 7,5 лет для женщин по списку № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей, утвержденным Кабинетом Министров Украины, устанавливается независимо от места последней работы, в размере 8 ст. 40 Закона № 1058-ІV, из которой исчисляется пенсия, но не менее трех размеров прожиточного минимума, установленного для лиц, потерявших трудоспособность. Для исчисления размера пенсий по возрасту за каждый полный год стажа работы на подземных работах в страховой стаж дополнительно засчитывается по одному году.
Анализ норм ст. 8 Закона № 345-VІ, ст. 28 Закона № 1058-ІV свидетельствует о том, что минимальный размер пенсии исчислен из расчета 80 процентов средней заработной платы шахтера, но не менее трех размеров прожиточного минимума, установленного для лиц, потерявших трудоспособность, является дополнительной гарантией для шахтеров, работающих на подземных работах1, в частности, которая установлена на случай, когда после расчета в установленном Законе № 1058-ІV порядке соответствующей пенсии по возрасту такая пенсия будет меньше 80 процентов средней заработной платы шахтера или три размера прожиточного минимума, установленного для лиц, потерявших трудоспособность.
Верховный Суд обратил внимание, что ст. 8 Коллегия судей учитывает, что ост. 8 Закона № 345-VI предусмотрено не отдельный вид пенсии, а дополнительную социальную гарантию. При этом размер пенсии исчисляется в соответствии с Законом № 1058-ІV и при таком исчислении учитываются соответствующие доплаты и повышения, предусмотренные указанным Законом.
Следовательно, учитывая положения ч. 1 ст. 37 Закона № 1058-ІV и ст. 8 Закона № 345-VІ, Верховный Суд коллегия судей констатирует, что истец как один из двух иждивенцев бывшего шахтера имеет право на пенсию по потере кормильца в размере 50 процентов пенсии по возрасту умершего кормильца, которая должна составлять сумму не менее 80 процентов его заработной платы ( установленного для лиц, утративших трудоспособность.
Согласно ч. 2 ст. 42 Закона №1058-IV для обеспечения индексации пенсии ежегодно с 1 марта производится перерасчет ранее назначенных пенсий путем увеличения показателя средней заработной платы (дохода) в Украине, с которой уплачены страховые взносы и учитывается для исчисления пенсии.
Верховный Суд в своем постановлении от 28.01.2025 сформировал правовое заключение в соответствии с которым во время перерасчета пенсии, осуществляемого в целях обеспечения ее индексации, положения Порядка №124 подлежат применению исключительно в части, не противоречащей положениям Закона №1058-ІV, в связи с чем при такой пересчете. Украине, с которой уплачены страховые взносы, непосредственно учитываемые для исчисления такой пенсии в момент ее назначения, в связи с чем, индексация пенсий, в частности, в 2023-2024 годах должна проводиться согласно постановлению №168, постановлению №185, Порядка проведения перерасчета пенсий в соответствии с ч. 42 Закона «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», утвержденного постановлением КМУ от 20.02.2019 № 124, и с учетом предписаний ч. 2 ст. 42 Закона №1058-IV путем увеличения показателя средней заработной платы (дохода) в Украине, с которой уплачены страховые взносы, непосредственно учитываемые для исчисления пенсии с применением коэффициентов увеличения 1,197, 1,0796, соответственно.
Следовательно, ВС отметил вывод, что индексация пенсии по потере кормильца, в частности в 2023-2024 годах, должна осуществляться с применением коэффициентов увеличения 1,197, 1,0796 к показателю средней заработной платы (дохода) в Украине, с которой уплачены страховые взносы, которые непосредственно учитывались. При этом лицу, которое является одним из двух иждивенцев умершего кормильца, на которого распространяются положения ст. 8 Закона № 345-VI, такая пенсия после осуществления соответствующего перерасчета должна выплачиваться в размере 50 процентов размера пенсии по возрасту умершего кормильца, которая в свою очередь должна составлять не менее 80 процентов заработной платы (дохода) умершего кормильца, определенной в соответствии со ст. 40 Закона №1058-ІV, по которой исчислялась пенсия, или не менее трех размеров прожиточного минимума, установленного для лиц, потерявших трудоспособность.
ВС не согласился с решением суда апелляционной инстанции об отказе в удовлетворении иска, а также и не согласился с выводом суда первой инстанции о том, что ГУ ПФУ противоправно назначило истцу к выплате пенсию в размере меньше установленного ст. 8 Закона № 345-VI, поскольку суд первой инстанции не установил, какой была сумма заработка умершего кормильца, из которой исчислялась его пенсия, не будет ли сумма, составляющая 80 процентов такого заработка меньше трех размеров прожиточного минимума, установленного для лиц, утративших трудоспособность и заработной платы (дохода) в Украине, с которой уплачены страховые взносы, был непосредственно учтен для исчисления пенсии умершего кормильца, к которому должны быть применены соответствующие коэффициенты увеличения при индексации пенсии, в связи с чем выводы суда первой инстанции по существу исковых требований являются преждевременными, а потому дело подлежит направлению на новое рассмотрение.
- По общему правилу, определенному ч. 3 ст. 45 Закона №1058-ІV, показатель средней заработной платы при переводе с одного вида пенсии, назначенной именно по настоящему Закону, на другой вид пенсии должен быть неизменным, то есть таким, каким он был на время назначения пенсии, предусмотренной указанным нормативно-правовым актом.
Однако, абз. 3 ч. 3 ст. 45 №1058-IV установлено исключение из указанного правила, согласно которому, если лицо после назначения пенсии по инвалидности продолжало работать и приобрело не менее 24 месяцев страхового стажа, то при первом переводе его на пенсию по возрасту средняя заработная плата (доход) определяется по правилам, предусмотренным ч. 2 ст. 40 настоящего Закона, то есть с учетом показателя средней заработной платы (дохода) в Украине за три календарных года, предшествующих обращению по назначению пенсии по возрасту.
Лицо 1 обратилось в суд с исковым заявлением о признании противоправными действия ГУ ПФУ относительно отказа в перерасчете и выплате ему пенсии по возрасту в соответствии с 40 Закона №1058-IV, с применением показателя средней заработной платы (дохода) в Украине, с которой уплачены страховые взносы за три календарных года 2021-2023 годы при переводе ее с пенсии по инвалидности на пенсию по возрасту; обязать ГУ ПФУ с 15.10.2024 перечислить и выплатить ей пенсию в соответствии со ст. 40 Закона №1058-ІV с применением показателя средней заработной платы (дохода) в Украине, с которой уплачены страховые взносы за три календарных года, предшествующие году обращения за ее назначением за 2021-2023 годы при переводе ее с пенсии по инвалидности на пенсию по возрасту.
Решениями судов первой и апелляционной инстанций в удовлетворении иска отказано по мотивам того, что при переводе истицы с пенсии по инвалидности на пенсию по возрасту в соответствии с Законом №1058-IV не состоялось назначение другой (новой) пенсии по другому закону, в связи с чем отсутствуют основания для учета при исчислении Украине, с которой уплачены страховые взносы за 2021-2023 годы.
Верховный Суд, отменяя 09.09.2025 указанные судебные решения, отметил, что в соответствии с ч.1 ст.10 Закона №1058-IV лицу, имеющему одновременно право на различные виды пенсии (по возрасту, по инвалидности, в связи с потерей кормильца), назначается один из этих видов пенсии.
Частью третьей ст. 45 настоящего Закона определено, что перевод с одного вида пенсии на другой осуществляется со дня подачи заявления на основании документов о страховом стаже, заработной плате (доходе) и других документов, находящихся на время перевода с одного вида пенсии на другой в пенсионном деле, а также дополнительных документов, полученных органами Пенсионного фонда.
При переводе с одного вида пенсии в другой по желанию лица может учитываться заработная плата (доход) за периоды страхового стажа, указанные в ч. 1 ст. 40 Закона №1058-ІV, с применением показателя средней заработной платы (дохода), который учитывался при назначении (предварительном пересчете) предыдущего вида пенсии.
Если лицо после назначения пенсии по инвалидности продолжало работать и приобрело не менее 24 месяцев страхового стажа после назначения пенсии (предварительного перерасчета пенсии без учета перерасчета, предусмотренного абз. 5 ч. 4 ст. 42 настоящего Закона независимо от перерывов в работе, во время перевода впервые с пенсии по инвалидности на пенсию ( определена (определена) ч. 2 ст. 40 настоящего Закона для назначения пенсии.
Итак, ВС обратил внимание, что по общему правилу, определенному ч. 3 ст. 45 Закона №1058-ІV, показатель средней заработной платы при переводе с одного вида пенсии, назначенной именно по настоящему Закону, на другой вид пенсии должен быть неизменным, то есть таким, каким он был на время назначения пенсии, предусмотренной указанным нормативно-правовым актом.
Однако ВС отметил, что абз. 3 ч. 3 ст. 45 Закона №1058-ІV установлено исключение из указанного правила, согласно которому, если лицо после назначения пенсии по инвалидности продолжало работать и приобрело не менее 24 месяцев страхового стажа, то при первом переводе его на пенсию по возрасту средняя заработная плата (доход) определяется по правилам, предусмотренным ч. 2 ст. 40 настоящего Закона, то есть с учетом показателя средней заработной платы (дохода) в Украине за три календарных года, предшествующих обращению по назначению пенсии по возрасту.
Итак, ВС указал, что ч. 3 ст. 45 Закона №1058-IV определены три обязательных условия, при одновременном соблюдении которых при переводе с пенсии по инвалидности на пенсию по возрасту может применяться показатель средней заработной платы в Украине за три календарных года, предшествующих обращению за переводом на пенсию по возрасту, а именно: 1) лицо после назначения пенсии по инвалидности; 2) лицо приобрело не менее 24 месяцев страхового стажа после назначения пенсии (предварительного перерасчета пенсии без учета перерасчета, предусмотренного абз. 5 ч. 4 ст. 42 настоящего Закона) независимо от перерывов в работе; 3) перевод с пенсии по инвалидности на пенсию по возрасту осуществляется впервые.
Установлено, что после назначения пенсии по инвалидности (с 17.08.2006) Лицо 1 продолжало работать по меньшей мере по 11.12.2024, то есть приобрело более 24 месяцев страхового стажа после назначения пенсии по инвалидности. При этом, суды предыдущих инстанций считали обоснованными доводы ГУ ПФУ о том, что истица после проведенного перерасчета (в связи с дополнительно приобретенным страховым стажем), осуществленного с 13.05.2024, не приобрела 24 месяца страхового стажа.
Вместе с тем, без внимания судов предыдущих инстанций остался тот факт, что ГУ ПФУ решение о переводе истицы с пенсии по инвалидности на пенсию по возрасту приняло 21.05.2024, а решение о перерасчете пенсии в связи с дополнительно приобретенным страховым стажем было принято пенсионным органом 26.08.2024.
Также суды не установили с какой даты осуществлен истцу перерасчет пенсии в связи с дополнительно приобретенным стажем и изменился ли размер ее пенсии в результате такого перерасчета и был ли такой перерасчет осуществлен до назначения пенсии по возрасту, что свидетельствует о неполном выяснении судами обстоятельств дела, в связи с чем дело подлежит направлению на новое рассмотрение.
- Частью 3 ст. 45 Закона №1058-IV определены три обязательных условия, при одновременном соблюдении которых при переводе с пенсии по инвалидности на пенсию по возрасту может применяться показатель средней заработной платы в Украине за три календарных года, предшествующих обращению за переводом на пенсию по возрасту, а именно: 1) лицо после назначения пенсии по инвалидности; 2) лицо приобрело не менее 24 месяцев страхового стажа после назначения пенсии (предварительного перерасчета пенсии без учета перерасчета, предусмотренного абз. 5 ч. 4 ст. 42 настоящего Закона) независимо от перерывов в работе; 3) перевод с пенсии по инвалидности на пенсию по возрасту осуществляется впервые.
Лицо 1 обратилось в суд с иском о признании противоправными действия ГУ ПФУ по поводу отказа осуществить перерасчет и выплату пенсии в соответствии со ст. 40 Закона №1058-ІV с применением показателя средней заработной платы (дохода) в Украине, с которой уплачены страховые взносы за 2021, 2022 и 2023 годы, начиная с 26.08.2024; обязательство ГУ ПФУ осуществить ей перерасчет и выплату пенсии в соответствии с этой нормой Закона по применению показателя средней заработной платы (дохода) в Украине, с которой уплачены страховые взносы за 2021, 2022 и 2023 годы, начиная с 26.08.2024.
Решениями судов первой и апелляционной инстанций в удовлетворении отказано по мотивам того, что в обстоятельствах этого дела имеет место именно перевод с одного вида пенсии на другой согласно ч. 3 ст. 45 Закона №1058-ІV, а не назначение пенсии впервые, поскольку истец был переведен с пенсии по инвалидности на пенсию по возрасту в соответствии с настоящим Законом, а доказательства того, что истцу была назначена пенсия по Закону «О пенсионном обеспечении» № 1788-ХІІ отсутствуют. Кроме того, суды исходили из того, что расчетом стажа (форма РС-право) и протоколом о перерасчете пенсии подтверждено, что истица приобрела менее 24 месяцев страхового стажа (а именно, 1 год 11 месяцев 29 дней), а следовательно при переходе с пенсии по инвалидности на пенсию по возрасту, позыва платы (дохода) в Украине, с которой уплачены страховые взносы, за три календарных года, предшествующих году обращения за назначением пенсии ( абз. 3 ч. 3 ст. 45 Закона №1058-ІV).
Верховный Суд, отменяя 23.09.2025 указанные судебные решения, отметил, что в случае назначения пенсии на основании Закона №1058-IV, при исчислении пенсии учитывается средняя заработная плата (доход) в Украине, с которой уплачены страховые взносы, за три календарных года, предшествующих году обращения. Согласно ч. 1 ст. 10 этого Закона лицу, имеющему одновременно право на разные виды пенсии (по возрасту, по инвалидности, в связи с потерей кормильца), назначается один из этих видов пенсии по его выбору.
При переводе с одного вида пенсии в другой, по желанию лица, может учитываться заработная плата (доход) за периоды страхового стажа, указанные в ч. 1 ст. 40 настоящего Закона, с применением показателя средней заработной платы (дохода), учитываемого при назначении (предварительном перерасчете) предыдущего вида пенсии.
При рассмотрении дела суды не дали оценки доводам Истицы о том, что с 01.10.2012 им было отработано 2 года 10 месяцев 27 дней (что более 24 месяцев), и должным образом не исследовали доказательства, имеющиеся в материалах дела, в том числе, распоряжения о перечислении пенсии. пенсии с указанием периодов, которые взяты к расчету, которые были направлены ГУ ПФУ Истцу письмом от 18.10.2024. При этом, при установлении продолжительности страхового стажа Истцы судами предыдущих инстанций не приведен детальный расчет такого стажа.
Кроме того, суды предыдущих инстанций исходили из того, что страховой стаж истицы следует исчислять «с момента предварительного перерасчета пенсии», в то же время при решении дела судами в обжалованных судебных решениях не установлен факт проведения ранее какого-либо перерасчета истцу пенсии по инвалидности.
Таким образом, ВС отметил, что из содержания обжалуемых судебных решений не усматривается возможно однозначно установить достоверность исчисления страхового стажа истицы после назначения ей пенсии по инвалидности (или же, после ее предварительного перерасчета), а следовательно, установить правомерность действий ответчика по отказу истцу осуществить перерасчет и выплату пенсии Украине, с которой уплачены страховые взносы за 2021, 2022 и 2023 годы, начиная с 26.08.2024, в связи с чем дело подлежит направлению нового рассмотрения.
- Законодатель предоставил право пенсионеру при осуществлении перерасчета пенсии самостоятельно выбирать заработную плату (доход), в частности, тот из которого была исчислена пенсия или за периоды страхового стажа, указанные в ч. 1 ст. 40 Закона №1058-ІV, с учетом заработной платы (коэффициента), по которой была назначена пенсия.
Действующее законодательство не наделяет пенсионный орган правом самостоятельно изменять периоды страхового стажа, за которые взята заработная плата для исчисления размера пенсии при ее назначении или последнем перерасчете.
Лицо 1 обратилось в суд с иском о признании противоправными действия ГУ ПФУ относительно отказа Лицо 1 в перерасчете и выплате пенсии по возрасту исходя из заработной платы за период работы с 01.03.1991 по 28.02.1993 и из расчета коэффициента заработной платы2; обязательство ГУ ПФУ осуществить Лицо 1 с 10.04.2024 перерасчет и выплату пенсии по возрасту исходя из заработной платы за период работы с 01.03.1991 по 28.02.1993 и из расчета коэффициента заработной платы (дохода) застрахованного лица1.
Верховным Судом 18.03.2025 упразднено постановление суда апелляционной инстанции об отказе в удовлетворении иска и оставлено в силе решение первой инстанции об удовлетворении иска, учитывая следующее.
В случае отсутствия на день назначения пенсии данных о средней заработной плате (доходе) в Украине, с которой уплачены страховые взносы и которая в соответствии с Законом №1058-IV учитывается для исчисления пенсии, за предыдущий год для определении средней заработной платы (дохода) учитывается имеющаяся средняя заработная плата (доход) в Украине учитывается для исчисления пенсии, за месяцы предыдущего года с последующим перерасчетом заработной платы (дохода) для исчисления пенсии после получения данных о средней заработной плате (доходе) в Украине, с которой уплачены страховые взносы и которая согласно этому Закону учитывается для исчисления пенсии.
Коэффициент заработной платы (дохода) застрахованного лица за каждый месяц страхового стажа, учитываемого при исчислении пенсии, определяется по формуле: Кз = Зв : Зс, где: Кз – коэффициент заработной платы (дохода) застрахованного лица; Зв – сумма заработной платы (дохода) застрахованного лица, с которого уплачены страховые взносы и согласно этому Закону учитывается для исчисления пенсии за месяц, за который рассчитывается коэффициент заработной платы (дохода); Зс – средняя заработная плата (доход) в Украине, с которой уплачены страховые взносы и согласно этому Закону учитывается для исчисления пенсии, за месяц, за который рассчитывается коэффициент заработной платы (дохода), а в случае единовременной уплаты единого взноса в соответствии с ч. 5 ст. 10 Закона «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» № 2464-VI – за месяц, в котором заключен договор о добровольном участии.
Сумма заработной платы (дохода) застрахованного лица, которое в соответствии с настоящим Законом учитывается для исчисления пенсии за месяц, за который рассчитывается коэффициент заработной платы (дохода), определяется по формуле: Зв = З + Зд, где: Зв – сумма заработной платы (дохода) застрахованного лица, которая в соответствии с настоящим Законом зачисляется платы (дохода); З – сумма заработной платы (дохода) застрахованного лица, с которого фактически уплачены страховые взносы согласно настоящему Закону за месяц, за который рассчитывается коэффициент заработной платы (дохода); Зд – сумма заработной платы (дохода) застрахованного лица, рассчитанная исходя из предусмотренной ч. 3 ст. 24 настоящего Закона доплаты, за месяц, за который определяется коэффициент заработной платы (дохода), и которая определяется по формуле: Зд = Д/Тх-100%, где Д – сумма доплаты, осуществленная в соответствии с ч. 3 ст. 24 настоящего Закона; Т – размер страхового взноса в солидарную систему в соответствующем месяце.
ВС обратил внимание, что приведенными нормами законодатель предоставил право пенсионеру при осуществлении перерасчета пенсии самостоятельно выбирать заработную плату (доход), в частности, тот из которого была исчислена пенсия или за периоды страхового стажа, указанные в ч. 1 ст. 40 Закона №1058-ІV, с учетом заработной платы (коэффициента), по которой была назначена пенсия.
Учитывая, что истица продолжала работать после назначения ей пенсии по возрасту в 1993 году, согласно ст. 42 Закона №1058-IV она имеет право на перерасчет пенсии в связи с увеличением страхового стажа. Истец, реализуя свое право на избрание заработной платы (дохода), из которой исчислена пенсия, правомерно рассчитывает на исчисление ей пенсии, исходя из заработной платы за период работы с 01.03.1991 по 28.02.1993, с учетом коэффициента заработной платы (до3)2.
ВС обратил внимание, что действующее законодательство не наделяет пенсионный орган правом самостоятельно изменять периоды страхового стажа, за которые взята заработная плата для исчисления размера пенсии при ее назначении или последнем перерасчете.
Таким образом, Верховный Суд согласился с судом первой инстанции, который пришел к верному выводу о наличии у истицы права на перерасчет пенсии по возрасту в соответствии со ст. 42 Закона №1058-ІV, исходя из заработной платы за период работы с 01.03.1991 по 28.02.1993, с учетом коэффициента заработной платы (дохода) застрахованного лица 1,23912.

Обсуждение закрыто.