Бесплатные консультации не предоставляются 9: 00-18: 00 без обеда
+380 67 503 05 30 +380 50 406 65 36

Субсидии для возмещения расходов на оплату ЖКХ

Согласно положению о Порядке назначения и предоставления населению субсидий для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, приобретение сжиженного газа, твердого и жидкого печного бытового топлива, основанием снятия излишне начисленных средств может быть Представление документов с недостоверными ведомостями или несообщение гражданином об изменениях, что воздействуют на правомерность назначения субсидий.

Однако управления социальной защиты не всегда правомерно выносят решение о снятии излишне начисленной субсидии. В частности, должна указываться норма права, которую нарушил заявитель субсидии, а также быть указано, какие именно недостоверные данные поданы заявителем, в том числе доказательства в подтверждение того, что при назначении субсидии заявитель скрыл или сознательно подал недостоверные данные.

К такому выводу пришел Хмельницкий окружной административный суд в своем решении от 19 июля 2018 года по Делу № 822/2180/18.

 
Индивидуальное решение юридических проблем. Защитим ваши интересы и права, сделаем все ради вашего спокойного и светлого будущего.
Один для любого вопроса +380 67 503 05 30

Судебное решение мотивировано следующим:

ОСОБА_1 обратилась в суд с иском к Управлению труда и социальной защиты населения Хмельницкого городского совета в котором просит отменить распоряжение Управления труда и социальной защиты населения Хмельницкого городского совета от 01.03.2018 о снятии излишне начисленной субсидии в размере 12610,66 грн. с лицевых счетов ОСОБА_1; обязать Управление труда и социальной защиты населения Хмельницкого городского совета вернуть на лицевые счета ОСОБА_1 12610,66 грн.

В обоснование исковых требований истец указывает, что Управлением труда и социальной защиты населения Хмельницкого городского совета истцу период с 01.09.2015 была назначена субсидия в соответствии с Положением о порядке назначения и предоставления населению субсидий для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Украины от 21.10.1995 № 848.

Распоряжением от 01.03.2018 с лицевых счетов ОСОБА_1 снято 12610,66 грн суммы начисленной субсидии. Сообщением о снятии излишне начисленных средств с лицевых счетов получателей субсидии ОСОБА_1 сообщено, что она уменьшена начисления субсидии из лицевых счетов на сумму возврата излишне выплаченной субсидии на жилищно-коммунальные услуги в предыдущем периоде в сумме 12610,66 грн, которое произошло в результате сознательного представления им документов с недостоверными сведениями.

С указанным решением управления ОСОБА_1 не соглашается и считает его подлежащим отмене, поскольку при обращении с заявлением о предоставлении жилищной субсидии она действовала добросовестно и предоставила все необходимые документы, которые у нее истребовали сотрудники управления, ничего при этом не скрывая.

Постановлением Хмельницкого окружного административного суда от 03.07.2018 открыто производство по административному делу и назначено рассмотрение дела по правилам упрощенного искового производства без вызова (сообщения) сторон.

В установленный судом срок ответчиком не представлено отзыва на исковое заявление, а потому учитывая ч.6 ст.162 КАС Украины, в случае не предоставления ответчиком отзыва в установленный судом срок без уважительных причин суд решает дело по имеющимся материалами.

Исследовав материалы дела, оценив имеющиеся надлежащие и допустимые доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суд пришел к следующим выводам.

Суд установил, что 16.09.2015 истец обратился к ответчику с заявлением о назначении субсидии для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг. При обращении с заявлением подана также декларация о доходах и расходах.

Ответчиком принято решение о назначении субсидии ОСОБА_1 согласно Положению о порядке назначения и предоставления населению субсидий для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Украины от 21.10.1995 № 848.

Однако, согласно распоряжению от 01.03.2018 с лицевых счетов ОСОБА_1 возвращено путем снятия начисленной суммы субсидии в сумме 12610,66 грн., а именно: - 654,59 грн. на лицевой счет № 5171054 МКП "Хмельницкводоканал";

  • 10687,79 грн на лицевой счет №1400179017 ОАО "Хмельницкгаз";
  • 716,73 грн на лицевой счет №919675 ПАО "Хмельницкоблэнерго";
  • 133,20 грн на лицевой счет №538922 ХКП "Спецкомунтранс";
  • 418,35 грн на лицевой счет в ОСМД "Корона".

Основанием снятия излишне начисленных средств ответчик отмечает сознательное представление истцом документов с недостоверными сведениями или не уведомлением гражданином об изменениях, указанные в пункте 14 Положения о порядке назначения и предоставления населению субсидий для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, приобретение сжиженного газа, твердого и жидкого печного бытового топлива, утвержденного постановлением КМУ от 21.10.1995 № 848.

Истец не соглашаясь с таким решением субъекта властных полномочий, считает его противоправным и подлежащим отмене, поскольку никаких недостоверных сведений не подавала.

Условия назначения и порядок предоставления гражданам ежемесячной адресной безналичной субсидии для возмещения расходов на оплату управления многоквартирным домом, пользования жильем или его содержания, услуг по транспортировке и распределению природного газа и коммунальных услуг (водо-, тепло-, газоснабжения, водоотведения, электроэнергии, вывоз бытового мусора и жидких нечистот), а также один раз в год субсидии наличными на приобретение сжиженного газа, твердого и жидкого печного бытового топлива определяет Положение о порядке назначения и предоставления населению субсидий для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, приобретение сжиженного газа, твердого и жидкого печного бытового топлива, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 21.10.1995 года № 848 (далее - Положение № 848).

Согласно пункту 2 Положения № 848 (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) право на получение адресной безналичной субсидии для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, а также субсидии наличными на приобретение сжиженного газа, твердого и жидкого печного бытового топлива (далее - субсидия) распространяется на граждан, проживающих в жилых помещениях (домах), в части оплаты ими пользования жильем; содержание жилья; управления многоквартирным домом, коммунальных услуг, приобретение сжиженного газа, твердого и жидкого печного бытового топлива.

В соответствии с пунктом 3 Положения № 848, назначения субсидий и контроль за их целевым использованием осуществляется структурными подразделениями по вопросам социальной защиты населения районных, районных в городах Киеве и Севастополе госадминистраций, исполнительных органов городских, районных в городах (в случае их создания) советов (далее - структурные подразделения по вопросам социальной защиты населения).

Пунктом 4 Положения № 848 предусмотрено, что субсидии назначаются при наличии разницы между размером платы за жилищно-коммунальные услуги, сжиженный газ, твердое и жидкое печное бытовое топливо в пределах социальной нормы жилья и социальных нормативов пользования жилищно-коммунальными услугами и объемом определенного Кабинетом Министров Украины обязательного процента платежа.

Согласно п.5 Положения № 848, Субсидия не назначается, если: любое из зарегистрированных в жилом помещении (доме) лицо (лиц, которые фактически проживают), которым начисляется плата за жилищно-коммунальные услуги в течение 12 месяцев перед обращением за назначением субсидии (назначением субсидии без обращения) совершил покупку земельного участка, квартиры (дома), автомобиля, транспортного средства (механизма), строительных материалов, других товаров долгосрочного потребления или оплатил услуги (единоразово) по строительству, ремонту квартир и (дома) или автомобиля, транспортного средства (механизма), телефонной (в том числе мобильной) связи, кроме жилищно-коммунальных услуг в пределах социальной нормы жилья и социальных нормативов пользования жилищно-коммунальными услугами и медицинских услуг, связанных с обеспечением жизнедеятельности, на сумму, которая на дату покупки (оплаты) превышает 50 тыс. гривен.

Согласно п.6 Порядка № 848, субсидия назначается одному из зарегистрированных в жилом помещении (доме) лицу. В отдельных случаях на основании решения районного, районного в гг. Киеве и Севастополе госадминистрации и исполнительного органа городского и районного совета или образованной ими комиссии и акта обследования материально-бытовых условий домохозяйства субсидия может назначаться лицу, которое не зарегистрировано, но фактически проживает в жилом помещении (доме) на основании договора найма (аренды) жилья ( далее - арендатор), если ему начисляется плата за жилищно-коммунальные услуги, или индивидуальным застройщикам, дома которых не приняты в эксплуатацию. Субсидия не может назначаться одновременно по месту регистрации лица и место его фактического проживания.

Пунктом 7 Порядка № 848 предусмотрено, что субсидия рассчитывается исходя из количества зарегистрированных в жилом помещении (доме) лиц (лиц, которые фактически проживают), которым начисляется плата за жилищно-коммунальные услуги, в том числе лиц, призванных на срочную военную службу.Количество указанных лиц определяется на начало месяца с которого назначается субсидия.

Согласно п.13 Положения № 848, для назначения субсидии гражданин, личность которого удостоверяется паспортом или другим документом, подает структурному подразделению по вопросам социальной защиты населения по месту регистрации (арендаторы - по месту жительства): заявление о назначении жилищной субсидии и декларацию о доходах и расходах лиц, обратившихся за назначением жилищной субсидии, по установленным формам; справки о доходах - в случае указания в декларации других полученных доходов, информация о которых отсутствует в ДФС, Пенсионном фонде Украины, фондах социального страхования, в соответствии с законодательством не может быть получена по запросу структурного подразделения по вопросам социальной защиты населения в порядке, установленном настоящим положением. В случае указания в декларации других полученных доходов, информация о которых отсутствует в ДФС, Пенсионном фонде Украины, фондах социального страхования, и невозможности подтвердить такие доходы справкой к декларации прилагается письменное объяснение с указанием их размера; договор найма (аренды) жилья (при наличии).

Указанные заявление и декларация могут быть отправлены структурному подразделению по вопросам социальной защиты населения по месту регистрации заявителя (арендаторы - по месту жительства) по почте или в электронной форме через официальный веб-портал Минсоцполитики или интегрированы с ним информационные системы органов исполнительной власти и местного самоуправления с наложением электронной цифровой или электронной подписи, созданного путем добавления к заявлению в электронной форме идентификационных данных декларанта, подтвержденных в процессе аутентификации с использованием электронной системы идентификации, использует базу клиентских данных банков.

Запрещается требовать от граждан документы, не предусмотренные настоящим Положением. Гражданин несет ответственность за представленные сведения о доходах, имуществе, которые повлияли или могли повлиять на установление права на назначение субсидии и на определение ее размера. В случае представления документов, предусмотренных настоящим пунктом, в неполном объеме субсидия назначается при условии поступления в течение месяца со дня подачи (отправки) заявления всех необходимых документов.

Решение о назначении (не назначении) субсидии принимается в течение десяти дней после подачи заявления и получения сведений, определенных абзацами девятым - тринадцатым этого пункта. При этом структурным подразделением по вопросам социальной защиты населения сообщается заявителю о назначении (назначении) субсидии. Сообщение о назначении субсидии может направляться по электронной почте (при наличии соответствующего реквизита).Заявитель может быть проинформирован о назначении (не назначении) субсидии с помощью средств мобильной связи (смс-сообщением).

Согласно п.20 Порядка № 848, предоставление ранее назначенной субсидии прекращается:

  • по представлению жилищно-эксплуатационных организаций, жилищно-строительных (жилищных) кооперативов, объединений совладельцев многоквартирного дома и организаций, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, если гражданин, которому назначена субсидия, не платит стоимость фактически потребленной услуги с учетом размера назначенной субсидии , за исключением случаев, связанных с задержкой выплаты заработной платы, пенсии и т.д., которая подтверждается соответствующими документами, - с месяца, в котором поступило такое представление. Представление предоставляется указанными организациями структурным подразделениям по вопросам социальной защиты населения до 10 числа месяца, следующего за месяцем, в котором возникли такие обстоятельства;
  • если гражданин скрыл или сознательно подал недостоверные данные, в том числе о доходах (не указал один из видов доходов) и имущественное положение, повлиявших на установление права на субсидию, либо не сообщил о покупке товаров или оплату услуг, предусмотренных подпунктом 5 пункта 5 настоящего Положения, в результате чего ему была излишне перечисленная сумма субсидии - с месяца, в котором выявлены нарушения;
  • в случае переезда семьи в другую местность и наступления обстоятельств, которые делают невозможным предоставление субсидии (в частности смерть одинокого лица), - с месяца, следующего за месяцем, в котором произошли изменения;
  • по заявлению уполномоченного владельца (совладельца) жилья, нанимателю жилья в государственном и общественном жилищном фонде, член жилищно-строительного кооператива, владельца (совладельца) жилого помещения - с месяца, следующего за месяцем его подачи, если иное не оговорено заявлению;
  • если во время выборочного обследования материально-бытовых условий домохозяйства государственным социальным инспектором выявлены признаки нарушения норм законодательства при назначении субсидии, которые повлияли (могли повлиять) на право назначения субсидии или определения ее размера.

Ответчиком в адрес истца направлено уведомление о снятии излишне начисленных средств с лицевых счетов получателей субсидии на основании распоряжения от 01.03.2018 года. При этом, ответчик в указанном сообщении ссылается на п.20 Положения № 848, что сумма субсидии, перечисленной (выплаченной) излишне вследствие сознательного представления гражданином документов с недостоверными сведениями или несообщение гражданином об изменениях, указанные в пункте 14 настоящего Положения, возвращается по требованию органа , который назначил субсидию, или непосредственно получателем, либо путем снятия соответствующих сумм с лицевых счетов получателей субсидии на предприятиях - производителях / исполнителях жилищно-коммунальных услуг.

В то же время, ответчиком не указано четкой нормы права, которую нарушил истец, а также в указанном сообщении субъектом властных полномочий не указано, какие именно недостоверные данные представлены истцом, при этом никаких доказательств в подтверждение того, что при назначении субсидии истец скрывал или сознательно подал недостоверные данные, в том числе предусмотренные п.14 Положения № 848.

В соответствии с положениями статьи 77 Кодекса административного судопроизводства Украины каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых основываются ее требования и возражения, кроме случаев, установленных статьей 78 настоящего Кодекса.

В административных делах о противоправности решений, действий или бездеятельности субъекта властных полномочий обязанность по доказыванию правомерности своего решения, действия или бездействия возлагается на ответчика.

Кроме этого, суд отмечает, что с 01.09.2015 г. ответчик назначил субсидию ОСОБА_1 года по 30.11.2017 год на основании документов и данных, которыепоследний подавал в 2015 году.

Статьей 19 Конституции Украины установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах и способом, предусмотренным Конституцией и законами Украины.

Учитывая приведенное выше, суд пришел к выводу о правомерности исковых требований и удовлетворил иск.


Наша оценка 4.5 на основе 8 отзывов Google