9:00-18:00 без обеда сб,вс: выходные
+380 67 503 05 30 +380 50 406 65 36

защита прав потребителей

 Согласно ст. 19 Закона Украины «О защите прав потребителей» Нечестная предпринимательская практика запрещается.
Нечестная предпринимательская практика включает:
1) совершение действий, которые квалифицируются законодательством как проявление недобросовестной конкуренции;
2) любую деятельность (действия или бездействие), вводит потребителя в заблуждение или является агрессивной.
Если предпринимательская практика побуждает или может побудить потребителя дать согласие на осуществление сделки, на который в противном случае он не согласился бы, такая практика вводит в заблуждение относительно:
1) основных характеристик продукции, таких как: ее наличие, преимущества, опасность, состав, методы использования, гарантийное обслуживание, метод и дата изготовления или предоставления, поставка, количество, спецификация, географическое или другое происхождение, ожидаемые результаты потребления или результаты и основные характеристики тестов или проверок товара;
2) каких-либо оговорок относительно прямой или косвенной поддержки производителем продавца или продукции;
3) цены или способа расчета цены или наличия скидок или других ценовых преимуществ;
4) потребности в услугах, замене составляющих или ремонте;
5) характера, атрибутов и прав продавца или его агента, в частности информации о его личности и активы, квалификацию, статус, наличие лицензии, аффилированность и права интеллектуальной или промышленной собственности, его отличия и награды;
6) права потребителя или опасности, ему грозит.
Предпринимательская практика такова, что вводит в заблуждение, если во время предложения продукции потребителю не предоставляется или предоставляется в нечеткий, непонятный или двусмысленный способ информация, необходимая для осуществления сознательного выбора.
Запрещаются как вводящие в заблуждение:
1) предложение для реализации продукции по определенной цене, если есть основания считать, что продавец или исполнитель не сможет предоставить такую продукцию по такой цене или в таких объемах, что можно предусмотреть учитывая предлагаемую цену и характеристики продукции;
2) предложение с целью реализации одной продукции к реализации другой;
3) отказ от предъявления потребителю товара, который предлагается, и принятия заказа или непредоставления товара в течение разумного срока или демонстрации дефектного образца товара;
4) недостоверное сообщение о наличии ограниченного количества товаров или с целью побуждения потребителей к принятию быстрого решения лишения их достаточного периода времени для принятия сознательного решения;
5) предложение к свободной реализации продукции, изъято из оборота или в отношении обращения которой существуют ограничения;
6) недостоверное утверждение, что будет существовать угроза личной безопасности потребителя или его семьи, если он не приобретет или не закажет продукцию;
7) образование, эксплуатация или содействие развитию пирамидальных схем, когда потребитель платит за возможность получения компенсации, предоставляемой за счет привлечения других потребителей к такой схеме, а не за счет продажи или потребления продукции;
8) использование сообщения о распродаже в связи с прекращением субъекта хозяйствования, его структурного подразделения или прекращения соответствующего вида хозяйственной деятельности, тогда как это не соответствует действительности.
Перечень форм предпринимательской практики, вводящей в заблуждение, не является исчерпывающим.
Агрессивной считается предпринимательская практика, которая фактически содержит элементы принуждения, приставания или ненадлежащего влияния и существенно влияет или может повлиять на свободу выбора или поведение потребителя относительно приобретения продукции.
При установлении того, содержит предпринимательская практика элементы принуждения, приставания или ненадлежащего влияния, не учитывается:
1) время, характер и повторяемость предложений по приобретению продукции;
2) употребление оскорбительных или угрожающих высказываний;
3) использование тяжелого для потребителя обстоятельства, о котором продавцу или исполнителю было известно, для влияния на решение потребителя;
4) установление обременительных или непропорциональных внедоговорных препятствий для осуществления потребителем своих прав по договору, включая положения о праве потребителя расторгнуть договор или заменить продукцию или заключить договор с другим предприятием;
5) угроза осуществить незаконные или неправомерные действия.
Как агрессивные запрещаются такие формы предпринимательской практики:
1) создание впечатления, что потребитель не может покинуть помещение продавца (исполнителя) без заключения договора или осуществления оплаты;
2) осуществление длительных и / или периодических визитов к жилью потребителя, несмотря на требование потребителя о прекращении таких действий или оставление жилья;
3) осуществление постоянных телефонных, факсимильных, электронных или иных сообщений без согласия потребителя;
4) требование оплаты продукции, поставленной продавцом (исполнителем), если потребитель не давал прямого и недвусмысленного согласия на ее приобретение.
Перечень форм агрессивной предпринимательской практики не является исчерпывающим.
Сделки, совершенные с использованием нечестной предпринимательской практики, являются недействительными.
Субъекты хозяйствования, их работники несут ответственность за нечестную предпринимательскую практику согласно законодательству.
По вопросам применения указанной нормы постоянно присутствуют споры в право понимании и правоприменении, а соответственно и судебные процессы особенно в сфере предоставления финансовых услуг, деятельности по администрированию финансовых активов для приобретения товаров и соответствующего лицензирования такой деятельности. Стоит разобраться в данном вопросе подробнее.
В соответствии с частями первой, второй статьи 215 Гражданского кодекса Украины (далее - ГК Украины) основанием недействительности сделки является несоблюдение в момент совершения сделки стороной (сторонами) требований, установленных частями первой-третьей, пятой и шестой статьи 203 настоящего Кодекса.
Частью первой статьи 227 ГК Украины определено, что сделка юридического лица, совершенная им без соответствующего разрешения (лицензии), может быть признан судом недействительным.
По смыслу статьи 9 Закона Украины от 1 июня 2000 года № 1775-III "О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности" тастатти 34 Закона Украины от 12 июля 2001 № 2664-III "О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг" (далее - Закон Украины "О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг") деятельность по предоставлению финансовых услуг подлежит лицензированию.
К финансовым услугам, в частности, относится деятельность по администрированию финансовых активов для приобретения товаров в группах (пункт 11 1 части первой статьи 1 Закона Украины "О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг" (Закон от 2 июня 2011 года № 3462-VII).
Согласно положений, закрепленных в части первой, пункте 7 части третьей, части шестой статьи 19 Закона Украины "О защите прав потребителей", запрещается осуществление нечестной предпринимательской практики. Нечестная предпринимательская практика включает в себя любую деятельность (действия или бездействие), вводит потребителя в заблуждение или является агрессивной. В частности, согласно пункту 7 части третьей статьи 19 настоящего Закона запрещаются как вводящие в заблуждение, образования, эксплуатация или содействие развитию пирамидальных схем, когда потребитель платит за возможность получения компенсации, предоставляемой за счет привлечения других потребителей к такой схеме, а не за счет продажи или потребления продукции. Сделки, совершенные с использованием нечестной предпринимательской практики, являются недействительными.
Таким образом, Законом Украины "О защите прав потребителей" закреплена возможность признания недействительными сделок, совершенных с использованием нечестной предпринимательской деятельности, которая заключается, в частности, во введении в заблуждение потребителей путем привлечения их средств в целях осуществления деятельности пирамидальной схемы.
При этом в указанном Законе нормативное определение понятия "пирамидальной схемы" не предоставлено, однако определенные признаки, которые относят деятельность субъекта предпринимательства к "пирамидальной схемы".
Анализ пункта 7 части третьей статьи 19 Закона Украины "О защите прав потребителей" дает основания для вывода, что понятие "пирамидальная схема" в понимании этой нормы имеет следующие обязательные признаки: а) осуществление оплаты за возможность получения участником компенсации; б) компенсация предоставляется за счет привлечения участником других потребителей схемы; в) отсутствие продажи или потребления товара.
Таким образом, для квалификации "пирамидальной схемы" необходимо наличие всех указанных признаков в совокупности.
Отсутствие любой из вышеуказанных признаков исключает возможность признания схемы как "пирамидальной", то есть такой, что нарушает нормы действующего законодательства Украины.
Вывод о именно такое применение статьи 19 Закона Украины "О защите прав потребителей" содержится в постановлении Верховного Суда Украины от 11 сентября 2013 (дело № 6-14цс13).
Так, пирамидальной схеме свойственна уплата средств за возможность получения отдельным участником денежной компенсации, которая должна предоставляться за счет привлечения этим участником схемы других потребителей.
в соответствии с частью пятой статьи 1 Закона Украины "О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг" под понятием "финансовая услуга" понимается операция с финансовыми активами, осуществляется в интересах третьих лиц за собственный счет или за счет этих лиц, а в случаях, предусмотренных законодательством, - и за счет привлеченных от других лиц финансовых активов, с целью получения прибыли или сохранения реальной стоимости финансовых активов.
Законом Украины от 2 июня 2011 года № 3462-IV "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно регулирования рынков финансовых услуг" (введено в действие с 9 января 2012 года) внесены изменения в части первой статьи 4 Закона Украины "О финансовых услугах и государственном регулирования рынков финансовых услуг "и дополнен пункт 111, согласно которому к финансовым услугам отнесены услуги по администрированию финансовых активов для приобретения товаров в группах.
В соответствии с пунктами 3, 4 Заключительных положений с настоящим Законом финансовые учреждения обязаны в течение одного года со дня вступления в силу настоящего Закона привести свою деятельность в соответствие с требованиями настоящего Закона (то есть до 9 января 2013 года), а специально уполномоченный орган исполнительной власти в сфере регулирования рынков финансовых услуг обязан в шестимесячный срок со дня опубликования этого Закона разработать и утвердить лицензионные условия осуществления деятельности по администрированию финансовых активов для приобретения товаров в группах.
На основании этого Закона Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг (как уполномоченный государственный орган), 9 октября 2012 утвердила Лицензионные условия осуществления деятельности по администрированию финансовых активов для приобретения товаров в группах (распоряжение № 1676 "Об утверждении Лицензионных условий осуществление деятельности по администрированию финансовых активов для приобретения товаров в группах ") (далее - Лицензионные условия).
Лицензионные условия закрепили определения, сущность, правовой статус участников (и требования к ним) такого вида финансовых правоотношений, как приобретение товаров в группах, и предположили, что деятельность таких групп направлена на легитимное использование финансовой схемы с привлечением денежных средств потребителей при покупке определенного вида товаров и / или услуг.
Согласно пункту 1.2 части первой Лицензионных условий администрирования финансовых активов для приобретения товаров в группе - это финансовая услуга, предоставляемая лицензиатом и предусматривает привлечение денежных средств участников группы, объединения этих средств с целью приобретения и распределения товаров между участниками группы.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Верховного суда Украины от 25 июня 2014 по делу №6-74цс14.
Спорным вопросом является защита прав потребителя по договору страхования в случае ненадлежащего исполнения условий договора страховой компанией.
Согласно статье 16 Закона Украины «О страховании», статья 979 ГК Украины договор страхования - это письменное соглашение между страхователем и страховщиком, согласно которой страховщик обязуется при наступлении страхового случая произвести страховую выплату страхователю или другому лицу, определенному в договоре страхования страхователем, в пользу которого заключен договор страхования (оказать помощь, выполнить услугу и т.п.), а страхователь обязуется уплачивать страховые платежи в определенные сроки и выполнять другие условия договора.
Итак, по своей правовой природе договор страхования является договором о предоставлении услуг.
В соответствии с Законом Украины «О защите прав потребителей» данный Закон регулирует отношения между потребителями товаров, работ и услуг и производителями и продавцами товаров, исполнителями работ и услуг разных форм собственности, устанавливает права потребителей, а также определяет механизм их защиты и основы реализации государственной политики в сфере защиты прав потребителей.
А в соответствии с пунктом 22 статьи 1 этого же Закона потребитель - физическое лицо, которое приобретает, заказывает, использует или намеревается приобрести или заказать продукцию для личных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью или выполнением обязанностей наемного работника.
Таким образом, на основании анализа вышеуказанных правовых предписаний и учетом пункта 2 постановления Пленума Верховного Суда Украины от 12 апреля 1996 года № 5 «О практике рассмотрения гражданских дел по искам о защите прав потребителей», можно сделать вывод, что к отношениям, регулируемым нормами Закона Украины «О защите прав потребителей», относятся, в частности, отношения, возникающие при заключении договора страхования.
В части пятой статьи 10 Закона Украины «О защите прав потребителей» установлено, что в случае если исполнитель не может выполнить (просрочивает выполнение) работу (предоставление услуги) согласно договору, за каждый день (каждый час, если продолжительность выполнения определена в часах) просрочки потребителю уплачивается пеня в размере трех процентов стоимости работы (услуги), если иное не предусмотрено законодательством.
Одновременно законодательством, регулирующим правоотношения в сфере страхования, определено, что в случае неуплаты страховщиком страхователю или другому лицу страховой выплаты страховщик обязан уплатить неустойку в размере, установленном договором или законом (статьи 992 ГК Украины).
А согласно части четвертой статьи 16 Закона Украины «О страховании» одним из существенных признаков договора страхования является определение в нем ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора.
На основании изложенного, можно сделать вывод, что положения об ответственности страховщика, закрепленные в Законе Украины «О страховании» и главе 67 ГК Украины, являются специальными нормами права, а в Законе Украины «О защите прав потребителей» - общими.
Размер неустойки как ответственности страховщика по договору страхования должен быть определен в таком договоре. Если же такой размер не был определен сторонами в договоре страхования, то к спорным правоотношениям применяется часть пятая статьи 10 Закона Украины «О защите прав потребителей», если заключен договор страхования направлен на удовлетворение личных потребностей застрахованного лица.
Итак, на основании приведенных правовых предписаний, принципа запрета привлекать лицо дважды за одно и то же правонарушение, а также правил применения конкуренции правовых норм, при условии, что заключен договор страхования направлен на удовлетворение личных потребностей застрахованного лица, страховщик несет ответственность в виде размера неустойки , определенного в договоре страхования (в случае отсутствия определения размера в договоре - в размере, определенном в Законе Украины «О защите прав потребителей»).
Также страховщик несет ответственность, предусмотренную статьей 625 ГК Украины.
По смыслу этой нормы закона начисления инфляционных потерь на сумму долга и трех процентов годовых входят в состав денежного обязательства и является особой мерой ответственности должника (страховщика) за просрочку денежного обязательства, поскольку выступают способом защиты имущественных прав и интересов, который заключается в возмещении материальных потерь кредитору (застрахованного лица) от обесценивания денежных средств вследствие инфляционных процессов и получении компенсации (платы) от должника за пользование удерживаемыми им денежными средствами, принадлежащими к уплате кредитору (застрахованному лицу).


Наша оценка 5 на основе 2 отзывов Google