9:00-18:00 без обеда сб,вс: выходные
+380 67 503 05 30 +380 50 406 65 36

публичные торги

 В соответствии со ст. 62 Закона Украины "Об исполнительном производстве" реализация арестованного имущества, кроме имущества, изъятого из обращения по закону, и имущества, отмеченного в части восьмой статье 57 данного Закона, осуществляется путем его продажи на публичных торгах, аукционах или на комиссионных условиях. Движимое имущество, стоимость которого не превышает сто пятьдесят необлагаемых налогом минимумов доходов граждан, товары бытового потребления, а также другое движимое имущество (в случае, если взыскатель не отрицает против этого) реализуются на комиссионных условиях. Недвижимое имущество, транспортные средства, воздушные, морские и речные суда реализуются исключительно на публичных торгах (аукционах). Имущество передается на реализацию по цене и в порядке, определенными статьей 58 данного Закона. Порядок реализации имущества, отмеченного в части восьмой статье 57 данного Закона, кроме ценных бумаг, определяется Министерством финансов Украины по согласованию с Национальным банком Украины. Порядок реализации ценных бумаг определяется Национальной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку по согласованию с Министерством юстиции Украины, а другого имущества Министерством юстиции Украины.
Не реализовано на публичных торгах, аукционах или на комиссионных условиях в течение двух месяцев имущество подлежит уценке государственным исполнителем, который проводится в десятидневный срок со дня признания публичных торгов или аукциона такими, которые не состоялись, или окончание двухмесячного срока реализации имущества на комиссионных условиях. Имущество может быть уценено не более как на 30 процентов. В случае нереализации имущества в месячный срок со дня проведения уценки оно повторно уценивается в таком же порядке, но не более как на 50 процентов начальной стоимости имущества.В случае, если в месячный срок со дня проведения повторной уценки имущество не реализовано на публичных торгах, аукционах или на комиссионных условиях, государственный исполнитель сообщает об этом взыскателю и предлагает ему решить вопрос об оставлении за собой нереализованного имущества, кроме имущества, конфискованного по решению суда.В случае, если взыскатель в пятнадцатидневной срок со дня получения сообщения государственного исполнителя в письменном виде не заявил о своем желании оставить за собой нереализованное имущество, арест из имущества снимается и оно возвращается должнику. В случае отсутствия у должника другого имущества, на которое может быть свернуто взыскание, исполнительный документ возвращается взыскателю без выполнения. В случае, если взыскатель выразил желание оставить за собой нереализованное имущество, он обязан в пятнадцатидневной срок со дня поступления к государственному исполнителю соответствующего сообщения внести на соответствующий счет для учета депозитных сумм органа государственной исполнительной службы разницу между начальной стоимостью нереализованного имущества и суммой средств, которые подлежат взысканию на его пользу, если начальная стоимость нереализованного имущества превышает сумму долга, которая подлежит взысканию за исполнительным документом. За счет перечисленных взыскателем средств оплачиваются расходы, связанные с организацией и проведением исполнительных действий, удовлетворяются требования других взыскателей и стягивается исполнительный сбор и штрафы, а остаток средств возвращается должнику. Имущество передается взыскателю по цене, которая равняется начальной стоимости имущества, за которой оно передавалось на реализацию. О передаче имущества взыскателю в счет погашения долга государственный исполнитель выносит постановление, которое утверждается начальником отдела, которому он непосредственно подчинен. По факту такой передачи государственный исполнитель складывает акт. Постановление и акт являются основаниями для дальнейшего оформления взыскателем права собственности на это имущество. В случае наличия нескольких взыскателей, которые выразили желание оставить за собой нереализованное имущество, оно передается в порядке календарного поступления исполнительных документов к выполнению с учетом очередности, определенной статьей 44 данного Закона. В случае, если от продажи части имущества выручена сумма, достаточная для удовлетворения требований взыскателя, уплаты исполнительного сбора, возмещения расходов, связанных с организацией и проведением исполнительных действий, а также уплаты штрафа, продажа арестованного имущества прекращается. Расходы, связанные с организацией и проведением публичных торгов, аукционов или реализации имущества должника на комиссионных условиях, не должны превышать пяти процентов стоимости реализации имущества.
До 18.01.2016 в Україн действовало Временное положение о порядке проведения публичных торгов из реализации арестованного недвижимого имущества, которое определяло условия и порядок проведения публичных торгов по продаже квартир, домов, предприятий как целостному имущественному комплексу, другим помещениям, земельным участкам, которые являются недвижимым имуществом, на которых свернуто взыскание в соответствии с действующим законодательством, а также расчетами за приобретенное имущество.
По вопросам признания недействительным публичных торгов из покупки-продажи недвижимого имущества (общежитию) Верховный суд Украины в Постановлении от 15 января 2014 года по делу о признаниях, публичных торгов, недействительными, признаниях соглашений из продажи помещений общежития на публичных торгах ничтожными и признание протоколов и актов проведения публичных торгов недействительными по заявлению ЛИЦО_8 о пересмотре Верховным Судом Украины постановления Высшего специализированного суда Украины из рассмотрения гражданских криминальных дел от 11 сентября 2013 года отмечает следующее.
В соответствии со ст. ст. 127, 128, 130, 131 ЖК Украинской ССР порядок предоставления и пользования обитаемой площадью в общежитиях определяется законодательством Украины, Примерным положением об общежитиях.
Разделом I Общих положений Примерного положения об общежитиях определенно, что целевым назначением общежитий является проживание в них рабочих, служащих, а также других граждан в период работы или учебы. Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудующие для этой цели обитаемые дома.
В п. 15 Примерного положения об общежитиях отмечено, что обитаемая площадь в общежитиях не подлежит обмену, разделу, бронированию и сдаче в найм.
Раздел III этого Положения определяет, что жители общежития имеют право пользования предоставленной им обитаемой площадью, а также местами общего пользования и его оборудованием. Под местами общего пользования следует понимать помещения, предназначенные для обеспечения эксплуатации общежития и бытового и санитарно-гигиенического обслуживания его жителей (душевые, прачечные, кухни, санузлы, лестничные клетки, вестибюли, переходные шлюзы, коридоры (что находятся за пределами комнат в общежитиях коридорного типа и за пределами обитаемого блока (секции)), колясочні, кладу, сміттєкамери, чердаки, подвалы, шахты и машинные отделения лифтов, вентиляционные камеры и другие технические помещения, через какие проложенные сети коммуникаций, помещения теплопунктів, котельных, а также помещения, которые используются для размещения персонала, общежитие которого обслуживающего, складские помещения и тому подобное), которыми пользуются все жители общежития.
Согласно ч. 2 в. 1, ч. 2 в. 2 Закона Украины "О приватизации государственного жилищного фонда" (в редакции, которая действовала на время включения общежития в уставный фонд ООО "Ніконджитбудсервіс") в государственный жилищный фонд, который подлежал приватизации в пользу граждан Украины, относился жилищный фонд местных советов и жилищный фонд, который находился в полном хозяйственном ведании или оперативном управлении государственных предприятий, кроме комнат в общежитиях.
В соответствии с ч. 2 в. 3 Закона Украины "О приватизации имущества государственных предприятий" действие Закона не распространяется, в частности, на приватизацию объектов государственного земельного и жилищного фондов, а также объектов социально - культурного назначения, за исключением тех, которые принадлежат предприятиям, которые приватизируются.
Частью 1 ст. 5 Закона Украины "О приватизации имущества государственных предприятий" (в редакции, которая действовала на момент приватизации государственного предприятия) установлено, что к объектам государственной собственности, которые подлежат приватизации, принадлежат имущество предприятий, цехов, производств, участков, других подразделений, которые выделяются в самостоятельные предприятия и являются единственными (целостными) имущественными комплексами. Пунктом 2 Положения о прялок передачи в собственность общегосударственного жилищного фонда, который находился в полном хозяйственном ведании или оперативном управлении предприятий, учреждений и организаций, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 6 ноября 1995 года № 891 (в редакции, которая действовала на момент возникновения спорных правоотношений), установлено, что передачи в коммунальную собственность подлежат жилые дома ведомственного жилищного фонда, кроме общежитий. Изменения к п. 2 Положения относительно передачи в коммунальную собственность ведомственного жилищного фонда, в том числе общежитий, были внесены постановлением Кабинета Министров Украины № 695 лишь 26 мая 2004 года.
Вышеприведены положения действующего законодательства не относили общежития к объектам государственного жилищного фонда, которые подлежали приватизации гражданами Украины или подлежали передачи в коммунальную собственность соответствующих советов и могли быть включены к стоимости имущества предприятий, которые подлежали приватизации, поскольку законодательного запрещения не существовало.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 ГК Украины лицо имеет право обратиться в суд за защитой своего личного неимущественного или имущественного права и интереса.
Согласно ч. 2 в. 16, ч. 1 ст. 215 ГК Украины одним из способов защиты нарушенного права является признание недействительным правовой сделки, заключенной с несдержанием требований, установленных чч. 1-3, 5, 6 в. 203 этого Кодекса, в частности, в связи с несоответствием содержания правовой сделки ГК Украины и другим актам гражданского законодательства.
Как установлено судорог, основанием для признания торгов недействительными в соответствии с ч. 1 ст. 215 ГК Украины истцами отмечено несдержание государственным исполнителем и СДП "Укрспец'юст" во время проведения публичных торгов норм Закона и Временного положения относительно определения объекта этих торгов, в результате которых состоялось отчуждение отдельных частей общежития как отдельных объектов недвижимости, в том числе вспомогательных помещений общежития, которые находятся в общем пользовании всех жителей общежития, чем нарушены их права.
Условия и порядок выполнения решений судов и других органов (должностных лиц), которые подлежат принудительному выполнению в случае невыполнения их в добровольном порядке на время совершения исполнительных действий, определенно Законом и Инструкцией о проведении исполнительных действий, утвержденной приказом Министерства юстиции Украины от 15 декабря 1999 года № 74/5 и зарегистрированной в Министерстве юстиции Украины 15 декабря 1999 года за № 865/4158 (дальше - Инструкция № 74/5 от 15 декабря 1999 года).
Данным Законом определены общие правовые основы организации и деятельности государственной исполнительной службы, ее задания и компетенция, а также участники исполнительного осуществления, закреплены их права и обязанности, в том числе право взыскателей и должников и других участников исполнительного осуществления на обжалование действий (бездеятельности) государственного исполнителя и порядок этого обжалования (ст.ст. 1, 2, 5, 7, 10, 11, 111, 85 Закону).
Анализ положений Закона и Инструкции № 74/5 от 15 декабря 1999 года свидетельствует о том, что они не устанавливают порядка и правил проведения публичных торгов, а лишь закрепляют, как и ст. 650 ГК Украины, такой способ реализации имущества, как его продажа на публичных торгах, и отсылают к другим нормативно-правовым актам Кабинета Министров Украины и Министерства юстиции Украины, которыми должен определяться порядок проведения публичных торгов из реализации арестованного имущества (ст. 62 Закона Украины от 21 апреля 1999 года № 606 - ХІV и пп. 5.11, 5.12 Инструкции № 74/5 от 15 декабря 1999 года).
В соответствии с положениями указанных правовых норм государственный исполнитель осуществляет лишь подготовительные действия с целью проведения публичных торгов, а сами публичные торги из реализации недвижимого имущества организуют и проводят специализированные организации, с которыми государственной исполнительной службой заключается соответствующий договор (п. 5.11 Инструкции № 74/5 от 15 декабря 1999 года).
Правила же проведения публичных торгов определены Временным положением. Этим Временным положением определенно, что публичные торги являются специальной процедурой продажи имущества, по результатам которой владельцем имущества становится покупатель, который в ходе торгов предложил за него наивысшую цену (п. 2.2 Временного положения), и предвидены определенные правила проведения этих торгов, а именно: во-первых, правила, какие определяют процедуру подготовки, проведения торгов(розд. 3); во-вторых, правила, какие регулируют сам порядок проведения торгов (розд. 4); и, в-третьих, те правила, которые касаются оформления конечных результатов торгов (розд. 6).
Таким образом, исходя из анализа правовой природы процедуры реализации имущества на публичных торгах, которая заключается у продажи имущества, то есть в обеспечении перехода права собственности на имущество должника, на которое свернуто взыскание, к покупателю - участнику публичных торгов, и учитывая особенности, предвиденные законодательством относительно проведения публичных торгов, складывания по результатам их проведения акта о проведении публичных торгов является оформлением договорных отношений покупки-продажи имущества на публичных торгах, а следовательно, является правовой сделкой.
Такой вывод согласуется и с нормами ст. ст. 650, 655 и ч. 4 в. 656 ГК Украины, которые относят к договорам покупки-продажи процедуру публичных торгов, результатом которых является выдача нотариусом свидетельства о приобретении имущества из публичных торгов на основании составленного и утвержденного в установленном порядке акта государственного исполнителя о проведенных торгах (розд. 6 Временного положения, пп. 244, 245, 248 Инструкции о порядке совершения нотариальных действий нотариусами Украины, утвержденной приказом Министерства юстиции Украины от 14 июня 1994 года № 18/5, зарегистрированной в Министерстве юстиции Украины 7 июля 1994 года за № 152/361; ст. 34 Закона Украины "О нотариате").
Следовательно, учитывая то, что отчуждение имущества из публичных торгов относится к соглашениям покупки-продажи, такое соглашение может признаваться недействительным в судебном порядке из оснований несдержания в момент ее совершения требований, которые установлены чч. 1-3 и 6 в. 203 ГК Украины (ч. 1ст. 215 этого Кодекса).
Вместе с тем следует отметить, что поскольку исходя из содержания ч. 1 ст. 215 ГК Украины основаниями недействительности заключенной по результатам публичных торгов правовой сделки являются несдержание требований закона в момент его заключения, то есть непосредственно по результатам публичных торгов, то основаниями для признания публичных торгов недействительными являются нарушения установленных законодательством правил проведения торгов, определенных именно Временным положением.
Что касается нарушений, допущенных государственным исполнителем во время осуществления своих полномочий, предвиденных Законом, к назначению публичных торгов, в том числе относительно открытия исполнительного осуществления, наложения ареста на имущество, определение стоимости или оценки имущества и тому подобное (ст. ст. 18, 24-27, 32, 33, 55, 57 данного Закона), то такие действия (бездеятельность) государственного исполнителя подлежат обжалованию в порядке, предвиденном данным Законом (в частности, ч. 7 в. 24, ч. 4 в. 26, ч. 3 в. 32, ч. 3 в. 36, ч. 2 в. 57, ст. ст. 55, 85 Закону).
Анализируя содержание норм права : ст. ст. 177, 179, 181, 182, 186, 188, 190, 191 ГК Украины, которые определяют понятие вещи как объекта гражданских прав, неподвижной вещи, принадлежность вещи к делимой и неделимой в зависимости от возможности разделения или выдела части из объекта недвижимого имущества; ст. 66 Закона относительно подготовки и проведения публичных торгов; пп. 2.1, 2.5, 3.7, 3.10 Временного положения, которые определяют понятие лота как единицы имущества, которое выставляется для продажи на публичных торгах (по делу, которая пересматривается, - это здание общежития как единица недвижимого имущества, общей площадью 6 575, 5 кв. м), следует прийти к заключению о том, что объектом реализации из публичных торгов могло быть недвижимое имущество, которое является объектом гражданских прав (здание, сооружение, другие помещения, земельный участок, предприятие как целостный имущественный комплекс (или его часть, выделенная в установленном законом порядке в отдельный самостоятельный объект собственности)), а не его часть, которая не приобрела статуса объекта недвижимости в предвиденном законом порядке.
При таких обстоятельствах заключения суда о правомерности осуществления продажи из публичных торгов частей внутреннего объема этого здания (отдельных блоков) без решения вопроса относительно технической возможности выдела в натуре этих частей из объекта недвижимого имущества и приобретения ими статуса объекта гражданских прав нельзя признать такими, которые отвечают требованиям закона.
Аналогичная правовая позиция выражена Верховным Судом Украины в постановлении от 18 сентября 2013 года.
Стоит отметить, что на сегодняшний день Временное положение о порядке проведения публичных торгов из реализации арестованного недвижимого имущества потеряло действие на основании Приказа Министерства юстиции Украины от 22.12.2015 № 2710/5, которым утвержден Порядок реализации арестованного имущества путем проведения электронных торгов.


Наша оценка 5 на основе 2 отзывов Google