+380 67 430 78 80
+380 50 406 65 36

г.Киев, ул. Сечевых Стрельцов
(Артема), 14, оф. 21а

пн - пт: 9.00-18.00

сб - вс: выходной

 ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ СПОРОВ, ВОЗНИКАЮЩИХ ИЗ ЗЕМЕЛЬНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

Земельные споры - это особый вид правовых отношений по решению конфликта, который возникает в связи с нарушением прав и законных интересов собственников земельных участков, землепользователей, в том числе и арендаторов земельных участков и других субъектов земельных правоотношений.
Земельный спор возникает по поводу действительного или возможного нарушения конкретных земельных прав субъекта, причем в последнем случае рассмотрение спора продолжается до фактического выяснения обстоятельств, подтверждающих отсутствие действительного нарушения земельного права.
Предметом земельного спора является заявленное требование субъекта этих правоотношений в компетентный орган по обеспечению реализации принадлежащих ему субъективных прав, а в некоторых случаях - об обязательстве других субъектов спора соблюдать обязанностей, определенных законодательством.
В практике рассмотрения судами земельных споров возникает проблема по подведомственности этих споров судам различной юрисдикции.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Украины от 16.04.2004 г.. № 7 (в редакции постановления пленума Верховного Суда Украины от 19.03.2010 г.. № 2) по общему правилу разграничение компетенции судов по рассмотрению земельных и связанных с земельными отношениями имущественных споров происходит в зависимости от субъектного состава их участников. Те земельные и связанные с земельными отношениями имущественные споры, сторонами в которых являются юридические лица, а также граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и в установленном порядке приобрели статус субъекта предпринимательской деятельности, рассматриваются хозяйственными судами, а все остальные - в порядке гражданского судопроизводства, кроме споров, в частности, относительно обжалования решений, действий или бездеятельности субъектов властных полномочий при реализации ими управленческих функций в сфере земельных правоотношений, решение которых в соответствии с пунктами 1, 3 части первой статьи 17 Кодекса административного судопроизводства отнесены к компетенции административных судов.
В соответствии с Решением Конституционного Суда Украины от 01.04.2010 г.. № 10-рп / 2010 положения пунктов "а", "б", "в", "г" статьи 12 Земельного кодекса Украины в части полномочий сельских, поселковых, городских советов в соответствии до этого кодекса решать вопросы распоряжения землями территориальных общин, передачи земельных участков коммунальной собственности в собственность граждан и юридических лиц, предоставление земельных участков в пользование из земель коммунальной собственности, изъятие земельных участков из земель коммунальной собственности надо понимать так, что при решении таких вопросов эти советы действуют как субъекты властных полномочий.
Положения пункта 1 части первой статьи 17 Кодекса административного судопроизводства Украины относительно распространения компетенции административных судов на "споры физических или юридических лиц с субъектом властных полномочий относительно обжалования его решений (нормативно-правовых актов или правовых актов индивидуального действия), действий или бездеятельности" следует понимать так, что к публично-правовых споров, на которые распространяется юрисдикция административных судов, относятся и земельные споры физических или юридических лиц с органом местного самоуправления как субъектом властных полномочий, связанные с обжалованием его решений, действий или бездействия.
Согласно Постановления пленума Высшего хозяйственного суда Украины от 17.05.2011 г.. № 6 (в редакции постановления пленума Высшего хозяйственного суда Украины от 10.07.2014 г.. № 6) хозяйственным судам подведомственны только дела по спорам, возникающим из земельных отношений частноправового характера, то есть из отношений, урегулированных нормами гражданского или хозяйственного права и связанных с осуществлением сторонами гражданских или других имущественных прав на земельные участки на основе равенства.
Реализуя соответствующие полномочия, государственные органы или органы местного самоуправления вступают с юридическими и физическими лицами в гражданские и хозяйственные правоотношения. Следовательно, в таких отношениях государство или территориальные общины равны участниками земельных отношений с другими юридическими и физическими лицами, в том числе с субъектами предпринимательской деятельности.
Таким образом, дела по спорам с участием государственных органов и органов местного самоуправления, возникающие из правоотношений, в которых государственные органы и органы местного самоуправления реализуют полномочия собственника земли, а также в других спорах, возникающих из земельных отношений частноправового характера, при соответствии состава сторон спора статьи 1 ГПК подведомственны хозяйственным судам.
Граждане и юридические лица в определенном законом порядке приобретают права собственности и пользования земельными участками в соответствии с их целевым назначением для ведения хозяйственной деятельности или удовлетворения личных потребностей.Отношения, связанные с приобретением и реализацией гражданами, юридическими лицами прав на земельные участки и с гражданским оборотом земельных участков основываются на принципах равенства сторон и являются гражданско-правовыми.
В соответствии с Постановлением Пленума Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел от 01.03.2013 г.. № 3 суды должны исходить из того, что согласно статьям 13 и 14 Конституции Украины, статьями 177, 181, 324 и главой 30 ГК Украины земля и земельные участки являются объектами гражданских прав, а государство и территориальные общины через свои органы участвуют в земельных отношениях с целью реализации гражданских и иных прав в частноправовых отношениях, т.е. прав владельцев земельных участков.
Итак, суд должен выяснить, является спор частноправовых или публично-правовым; возник спор из отношений, урегулированных нормами гражданского права, связаны ли эти отношения с осуществлением сторонами гражданских или других имущественных прав на земельные участки на основе равенства; возник спор по обжалованию решений, действий или бездеятельности субъекта властных полномочий при реализации им управленческих функций в сфере земельных правоотношений.
Анализируя Решение Конституционного Суда Украины, постановления пленума Верховного Суда Украины, Высшего хозяйственного суда Украины, Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел можно сделать вывод, что земельные споры в зависимости от субъектного состава в которых государство в лице своих органов выступает как владелец (распорядитель) земли подлежат рассмотрению в гражданском и хозяйственном судопроизводстве, а споры по поводу управленческих функций государства в сфере земельных правоотношений подлежат рассмотрению в административном судопроизводстве.

закрыть