+380 67 430 78 80
+380 50 406 65 36

г.Киев, ул. Сечевых Стрельцов
(Артема), 14, оф. 21а

пн - пт: 9.00-18.00

сб - вс: выходной

 Порядок обжалования налогоплательщиками налогового уведомления - решения об определении контролирующими органами суммы денежного обязательства определяется статьей 56 Налогового кодекса Украины.
Так, решения, принятые контролирующим органом, могут быть обжалованы в административном или судебном порядке.
В случае если налогоплательщик считает, что контролирующий орган неправильно определил сумму денежного обязательства или принял любое другое решение, противоречащее законодательству или выходит за пределы полномочий контролирующего органа, установленных НКУ или другими законами Украины, он имеет право обратиться в контролирующий орган высшего уровня с жалобой о пересмотре этого решения.
Жалоба подается в вышестоящий контролирующий орган в письменной форме (и в случае необходимости - с должным образом заверенными копиями документов, расчетами и доказательствами, которые налогоплательщик считает нужным предоставить с учетом требований пункта 44.6 статьи 44 НКУ) в течение 10 календарных дней, следующих за днем получения налогоплательщиком налогового уведомления-решения или другого решения контролирующего органа, которое обжалуется.
Во время процедуры административного обжалования обязанность доказывания того, что любое начисление, осуществленное контролирующим органом в случаях, определенных НКУ, или любое другое решение контролирующего органа является правомерным, возлагается на контролирующий орган.
Обязанность доказывания правомерности начисления или принятия любого другого решения контролирующим органом в судебном обжаловании устанавливается процессуальным законом.
Налогоплательщик одновременно с подачей жалобы контролирующему органу высшего уровня обязан письменно уведомлять контролирующий орган, которым определена сумма денежного обязательства или принято другое решение, об обжаловании его налогового уведомления-решения или любого иного решения.
В случае если контролирующий орган принимает решение о полном или частичном неудовлетворении жалобы налогоплательщика, такой налогоплательщик имеет право обратиться в течение 10 календарных дней, следующих за днем получения решения о результатах рассмотрения жалобы, с жалобой в контролирующий орган высшего уровня.
В случае нарушения налогоплательщиком требований подпункта 56.3 и 56.6 поданные им жалобы не рассматриваются и возвращаются ему с указанием причин возврата.
Контролирующий орган, рассматривающий жалобу налогоплательщика, обязан принять мотивированное решение и направить его в течение 20 календарных дней, следующих за днем получения жалобы, в адрес плательщика по почте с уведомлением о вручении или предоставить ему под расписку.
Руководитель (или его заместитель) соответствующего контролирующего органа может принять решение о продлении срока рассмотрения жалобы налогоплательщика более 20-дневный срок, определенный в пункте 56.8 статьи 56 НКУ, но не более 60 календарных дней, и письменно уведомить об этом налогоплательщика до истечения срока , определенного в пункте 56.8 статьи 56 НКУ.
Если мотивированное решение по жалобе налогоплательщика не направляется налогоплательщику в течение 20-дневного срока или в течение срока, продленного по решению руководителя контролирующего органа (или его заместителя), такая жалоба считается полностью удовлетворенной в пользу налогоплательщика со дня, следующего за последним днем указанных сроков .
Жалоба считается также полностью удовлетворенной в пользу налогоплательщика, если решение руководителя контролирующего органа (или его заместителя) о продлении сроков ее рассмотрения не было направлено налогоплательщику до истечения 20-дневного срока.
Решение центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику, принятое по рассмотрению жалобы налогоплательщика, является окончательным и не подлежит дальнейшему административному обжалованию, но может быть обжаловано в судебном порядке.
Не подлежит обжалованию денежное обязательство, самостоятельно определенное налогоплательщиком.
Если в соответствии с НКУ контролирующий орган самостоятельно определяет денежное обязательство налогоплательщика по причинам, не связанным с нарушением налогового законодательства, такой налогоплательщик имеет право на административное обжалование решений контролирующего органа в течение 30 календарных дней, следующих за днем поступления налогового уведомления решение (решения) контролирующего органа.
В соответствии с частью 1 статьи 294 Кодекса Украины об административных правонарушениях от 7 декабря 1984 № 8073-Х постановление судьи по делам об административном правонарушении вступает в законную силу по истечении срока подачи апелляционной жалобы, за исключением постановлений о применении взыскания, предусмотренного статьей 32 КоАП, а также постановлений, принятых по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 1853 КУоАП.
Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, привлеченным к административной ответственности, его законным представителем, защитником, потерпевшим, его представителем или прокурором в течение десяти дней со дня вынесения постановления. Апелляционная жалоба, поданная по истечении этого срока, возвращается апелляционным судом лицу, которое его подало, если она не заявляет ходатайство о восстановлении этого срока, а также если в восстановлении срока отказано.
Частью 3 статьи 294 КоАП установлено, что апелляционная жалоба подается в соответствующий апелляционный суд через местный суд, который вынес постановление. Местный суд в течение трех дней направляет апелляционную жалобу вместе с делом в соответствующий апелляционный суд.
Апелляционный пересмотр осуществляется судьей апелляционного суда в течение двадцати дней со дня поступления дела в суд.
При этом, апелляционный суд сообщает о дате, времени и месте судебного заседания лицо, подавшее жалобу, других лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, не позднее чем за три дня до начала судебного заседания.
Вместе с тем, неявка в судебное заседание лица, подавшего жалобу, других лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, не препятствует рассмотрению дела, кроме случаев, когда есть уважительные причины неявки или у суда отсутствует информация о надлежащем уведомлении этих человек.
Апелляционный суд пересматривает дело в пределах апелляционной жалобы. Суд апелляционной инстанции не ограничен доводами апелляционной жалобы, если при рассмотрении дела будет установлено неправильное применение норм материального права или нарушение норм процессуального права. Апелляционный суд может исследовать новые доказательства, которые исследовались ранее, если признает обоснованным непредоставление их в местный суд или необоснованным отклонение их местным судом.
Согласно части 8 статьи 294 КУоАП по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе:
1) оставить апелляционную жалобу без удовлетворения, а постановление без изменений;
2) отменить постановление и прекратить производство по делу;
3) отменить постановление и принять новое постановление;
4) изменить постановление.
В случае изменения постановления в части наложения взыскания, в пределах, предусмотренных санкцией статьи 294 КоАП, оно не может быть усилено.
Постановление апелляционного суда вступает в законную силу немедленно после его вынесения, является окончательным и обжалованию не подлежит.
При этом, после окончания апелляционного производства дело не позднее чем в пятидневный срок направляется в местный суд, который ее рассматривал.
Согласно пункту 56.15 статьи 56 Налогового кодекса Украины жалоба, поданная с соблюдением сроков, определенных пунктом 56.3 этой статьи, останавливает выполнение налогоплательщиком денежных обязательств, определенных в налоговом уведомлении-решении (решении), на срок со дня подачи такой жалобы в контролирующий орган до дня окончания процедуры административного обжалования.
В течение указанного срока налоговые требования по обжалуемого не направляются, а сумма денежного обязательства, которое обжалуется, считается несогласованной.
В соответствии с пунктом 56.18 статьи 56 Налогового кодекса Украины, с учетом сроков давности, определенных статьей 102 НКУ, налогоплательщик имеет право обжаловать в суде налоговое уведомление-решение или другое решение контролирующего органа в любой момент после получения такого решения.
При обращении налогоплательщика в суд с иском о признании недействительным решения контролирующего органа денежное обязательство считается несогласованным до дня вступления судебного решения в законную силу.
Учитывая указанное, налогоплательщик имеет право обжаловать налоговое уведомление-решение или другое решение контролирующего органа в суде независимо от того, проводится процедура административного обжалования такого налогового уведомления-решения или иного решения контролирующего органа.
В то же время налогоплательщик должен сообщить контролирующий орган о предоставлении искового заявления в суд.
Может ли налогоплательщик обжаловать в одной жалобе несколько решений контролирующего органа?
В соответствии с пунктом 56.2 статьи 56 Налогового кодекса Украины в случае, если налогоплательщик считает, что контролирующий орган неправильно определил сумму денежного обязательства или принял любое другое решение, противоречащее законодательству или выходит за пределы полномочий контролирующего органа, установленных НКУ или другими законами Украина, он имеет право обратиться в контролирующий орган с жалобой о пересмотре этого решения.
Требования к оформлению жалобы определенные пунктом 4.1 раздела IV Порядка оформления и подачи жалоб налогоплательщиками и их рассмотрения органами доходов и сборов, утвержденного приказом Министерства доходов и сборов Украины от 25.12.2013 года № 848, согласно которому в жалобе должны быть указаны:
наименование налогоплательщика, его местонахождение, налоговая адрес для юридического лица или фамилия, имя, отчество и место жительства для физического лица - плательщика налогов;
наименование органа доходов и сборов, которым принято обжалуемое решение, дата и номер, название и сумма налога, сбора и / или штрафной (финансовой) санкции;
основания, по которым обжалуется решение, обстоятельства дела, которые, по мнению заявителя, установленные органом доходов и сборов неправильно или не установлены вообще;
обоснование несогласия налогоплательщика с решением органа доходов и сборов со ссылкой на нормы законодательства;
суть требований и ходатайств налогоплательщика;
сведения об уведомлении или неуведомление соответствующего органа доходов и сборов о подаче жалобы в орган доходов и сборов высшего уровня;
сведения о подаче или неподаче искового заявления об обжаловании решения органа доходов и сборов в суд;
адрес, по которому следует направить решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы;
перечень документов, прилагаемых к жалобе.
Следовательно, налогоплательщик может обжаловать в одной жалобе все решения контролирующего органа, поскольку действующим законодательством не установлены такие ограничения.
В соответствии с пунктом 56.8 статьи 56 Налогового кодекса Украины контролирующий орган, который рассматривает жалобу налогоплательщика, обязан принять мотивированное решение и направить его в течение 20 календарных дней, следующих за днем получения жалобы, в адрес плательщика по почте с уведомлением о вручении или предоставить ему под расписку.
Согласно пункту 56.9 статьи 56 НКУ руководитель (его заместитель или другое уполномоченное должностное лицо) соответствующего контролирующего органа может принять решение о продлении срока рассмотрения жалобы налогоплательщика более 20-дневный срок, определенный в пункте 56.8 статьи 56 НКУ, но не более 60 календарных дней и письменно уведомить об этом налогоплательщика до истечения срока, определенного в пункте 56.8 статьи 56 НКУ.
Если мотивированное решение по жалобе налогоплательщика не направляется налогоплательщику в течение 20-дневного срока или в течение срока, продленного по решению руководителя (его заместителя или иного уполномоченного должностного лица), такая жалоба считается полностью удовлетворенной в пользу налогоплательщика со дня, следующего за последним днем указанных сроков.
Жалоба считается также полностью удовлетворенной в пользу налогоплательщика, если решение руководителя (его заместителя или иного уполномоченного должностного лица) о продлении сроков ее рассмотрения не было направлено налогоплательщику до истечения 20-дневного срока, указанного в абзаце первом настоящего пункта.
Решение центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует, государственной налоговой и таможенной политики, принятое по рассмотрению жалобы налогоплательщика, является окончательным и не подлежит дальнейшему административному обжалованию, но может быть обжаловано в судебном порядке.
Согласно п.56.6. НКУ В случае если контролирующий орган принимает решение о полном или частичном неудовлетворении жалобы налогоплательщика, такой налогоплательщик имеет право обратиться в течение 10 календарных дней, следующих за днем получения решения о результатах рассмотрения жалобы, с жалобой в контролирующий орган высшего уровня.
В случае нарушения налогоплательщиком требований пунктов 56.3 и 56.6 поданные им жалобы не рассматриваются и возвращаются ему с указанием причин возврата.
Согласно п.56.8. НКУ Контролирующий орган, рассматривающий жалобу налогоплательщика, обязан принять мотивированное решение и направить его в течение 20 календарных дней, следующих за днем получения жалобы, в адрес плательщика по почте с уведомлением о вручении или предоставить ему под расписку.
Руководитель (или его заместитель) соответствующего контролирующего органа может принять решение о продлении срока рассмотрения жалобы налогоплательщика более 20-дневный срок, определенный в пункте 56.8 этой статьи, но не более 60 календарных дней, и письменно уведомить об этом налогоплательщика до истечения срока, определенного в пункте 56.8 этой статьи.
Если мотивированное решение по жалобе налогоплательщика не направляется налогоплательщику в течение 20-дневного срока или в течение срока, продленного по решению руководителя контролирующего органа (или его заместителя), такая жалоба считается полностью удовлетворенной в пользу налогоплательщика со дня, следующего за последним днем указанных сроков .
Жалоба считается также полностью удовлетворенной в пользу налогоплательщика, если решение руководителя контролирующего органа (или его заместителя) о продлении сроков ее рассмотрения не было направлено налогоплательщику до истечения 20-дневного срока, указанного в абзаце первом настоящего пункта.
Решение Государственной фискальной службы Украины и специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти в области таможенного дела, принятое по рассмотрению жалобы налогоплательщика, является окончательным и не подлежит дальнейшему административному обжалованию, но может быть обжаловано в судебном порядке.
Не подлежит обжалованию налоговое обязательство, самостоятельно определенное налогоплательщиком.

закрыть